План-конспект учебного занятия
Автор разработки: Ирина Васильевна Глыбина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 (НОЦ);
Класс: 10
Предмет: литература
Тема: «Как сердцу высказать себя?» Импрессионизм А.А.Фета.
Этап обучения по данной теме: основной
Тип урока: проблемный, поисковый;
Развивающие цели:
Развитие учебно-познавательной компетенции через самостоятельную познавательную деятельность учащихся, умение анализировать, синтезировать, моделировать, осуществлять рефлексию.
Развитие коммуникативной компетенции через общение с окружающими людьми, работу в группах, умение задавать вопросы и представлять себя;
Развитие информационной компетенции через умение работать с информацией об импрессионизме в искусстве.
Образовательные цели:
Знакомство с импрессионизмом в искусстве и в литературе.
Совершенствование речевых навыков; развитие умения читать с целью поиска конкретной информации, с пониманием основной идеи и с полным пониманием литературы и искусства; развитие умения создавать графы и вторичные тексты, вести записи во время прослушивания.
Получение предметных результатов через овладение умением анализировать поэтический текст с точки зрения присутствия в нем явной и скрытой информации, способность выявлять образы, заполнять «пустоты», осознание художественной картины мира.
Воспитательные цели:
Приобщение к культурному пространству.
Формирование научного мировоззрения и эстетического вкуса.
Формирование познавательных потребностей, желания расширять кругозор.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сопровождающие презентации на ноутбуках (мобильный класс), тексты для чтения, фломастеры, ватман.
Оценочная деятельность на уроке: оценку своей деятельности учащиеся получают за оформление графов в группах (степень участия и активности), устную работу на уроке.
Основные источники информации:
А.Фет «Трепет жизни…», - М., ЭКСМО-ПРЕСС,1998, с.197;
А.А. Плигин «Личностно-ориентированное образование: история и практика» Монография, -М., Профит Стайл, 2007, с.213-230
Т.А.Турскова «Новый справочник символов и знаков»- РИПОЛ КЛАССИК, М., 2003
Технологическая карта урока
Этап
| Деятельность учителя, педагога
| Деятельность ученика, воспитанника
| Формируемые компетенции
| Методические, технологические приёмы
| Прогнозируемый результат
| Оргмомент
| Дает установку: не бывает правильного и неправильного восприятия художественного текста, а бывает лишь собственный и надежно субъективный опыт.
| Слушает и зрительно воспринимает видеоклип «Лунный свет» К.Дебюсси
|
|
| Высокая мотивация к сотрудничеству
| Совместное целеполагание
| Учитель выразительно читает стихотворение А.А. Фета «Здравствуй! Тысячу раз привет тебе, ночь!..»
| Ученики знакомятся с понятием «импрессионизм», обращаясь к материалам презентации «Импрессионизм в живописи» (ноутбук): самостоятельно выявляют специфические особенности стиля.
Предлагают стратегии (стратегия-четкое, последовательное, направленное действие, приносящее успех).
| Учебно-познавательная через самостоятельный ответ на вопрос об импрессионистской манере в живописи;
Коммуникативная через обсуждение стратегий аналитической деятельности на уроке, информационная через работу с репродукциями западных и отечественных художников.
| Стартовая беседа и прогнозирование результата
| Личностное целеполагание
Усвоение понятия «импрессионизм» в искусстве (литературе)
| Практическая часть
Работа с индивидуальными и групповыми стратегиями
| Выделяет маркерами на интерактивной доске знаки и символы, кинестетический глагольный ряд, визуальную модальность (перелив красок), аудиальную модальность (звукоряд).
| 1.Ученики читают текст, напечатанный на листах, с карандашом, отмечая детали, связанные с тем, как автор организует информацию. 2.Определяют ассоциации; Заполняют «пустоты» в стихотворении.
3. Обращаются к справочным материалам в ноутбуке.
4.Знакомятся с понятием «граф» в презентации (ноутбук).
5.Рисуют графы на листах картона, выставляют на доске, обсуждают и сравнивают варианты графов.
6.Сравнивают с общим графом, построенным учеником на интерактивной доске.
| Учебно-познавательная через графический анализ текста;
Коммуникативная через работу в группах, обсуждение;
Информационная через осмысление символов и знаков в стихотворении, запечатленных в справочных материалах.
| Работа в группах: переход к личностным интерпретациям и обобщениям, дающий возможность представить собственные версии.
Коллективная работа над созданием единого графа
| Оформление графа «Структурный образ мыслей и чувств поэта-импрессиониста»
Ответ на вопрос: Какая любовь «скрыта» в стихотворении: земная или вселенская?
| Обсуждение
| Обращаясь к вопросу «что?», учитель проводит рефлексию по поводу осмысления жизненных ценностей.
Рефлексия:
Что я испытывал, когда читал стихотворение?
Что я понял, когда заполнил «пустоты» стихотворения?
Что я представил, когда создал графический рисунок стихотворения?
| Отвечают на вопросы учителя.
Создают мини-тексты (вторичные) в виде стихотворения в прозе – синквейна.
| Коммуникативная через обмен впечатлениями от деятельности на уроке
| Коллективный анализ достигнутого результата и коррекция смыслов.
Прием отстранения:
«Как бы я написал этот текст, если бы был А.А.Фетом?»
| Целостное восприятие импрессионисткой манеры автора
| |