Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 266.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.10.2013
Размер266.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Подробный конспект урока


Организационная информация

Тема урока


Строение и работа сердца

Предмет

Биология

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Михина Жанна Александровна, учитель

Образовательное учреждение

Турмасовский филиал

МБОУ Заворонежской СОШ

Федеральный округ России

Центральный федеральный округ

Республика/край

Тамбовская область

Город/поселение

Мичуринский район, село Турмасово

Методическая информация

Тип урока


Изучение нового материала с применением ИКТ

Цели урока


Добиться усвоения знаний о строении и работе сердца. Ознакомить обучающихся с современными достижениями в кардиологии.


Задачи урока


Образовательные:

- изучить строение сердца;

- сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца;

- сформировать новые анатомические понятия: сердечный цикл, фазы работы сердца, пауза, автоматия;

- раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца.

Развивающие:

-развивать умение работать в малой группе, чувство ответственности за команду, перед товарищами;

- продолжить формирование навыков работы с учебником и компьютером;

- развить умения анализировать, обобщать, делать выводы;

-способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся.

Воспитательные:

- прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы в группе.

- продолжить формирование научного мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины в области кардиологии;

-воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.




Методы:




Объяснительный (беседа с элементами лекции).

Иллюстративный (демонстрация: презентации, анимаций, видеофрагментов.

Поисково-исследовательский (работа в группах).

Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).

Игровой.

Формы: индивидуальная, групповая.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся выяснят: где находится сердце человека; каковы его размеры; из скольких слоев состоит стенка сердца; почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка; почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков, т.е. изучат внешнее и внутреннее строение сердца: раскроют связь строения сердца с его функцией; усвоят понятия: сердечный цикл, фазы работы сердца, пауза, автоматия; будут знать, как влияет нервная и гуморальная система на работу сердца. Выяснят: вклад ученых в развитие кардиологии; значение нанотехнологий в медицине.

На протяжении урока обучающиеся продолжат совершенствовать навыки работы в малой группе (т.е. будут прививаться навыки коммуникативного общения), и самостоятельно. У учащихся будут развиваться такие качества как чувство ответственности за команду, перед товарищами. Продолжат: формироваться навыки работы с учебником и компьютером; развиваться умения анализировать, обобщать, делать выводы. Будет воспитываться интерес к изучаемому предмету.


Необходимое оборудование и материалы

Компьютеры, ноутбуки, мультимедиа проектор, акустическая система (колонки), экран, мультимедийная презентация, дидактические карточки, в том числе интерактивные карточки, тесты.




Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить



Использование мультимедиа на данном уроке позволяет эффективнее изучить эту тему, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и качество знаний, умений, навыков учащихся. Этому способствует тезисность, информативность, наглядность, увлекательность презентации. Разнообразный иллюстративный ряд, звуковой материал, анимации, видео задействуют все каналы восприятия ученика, что помогает в освоении материала, пробуждает эмоциональную сферу ребенка, воспитывает познавательный интерес.


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Отрывок песни из кинофильма «Весёлые ребята» - Сердце, тебе не хочется покоя…и стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце» мотивируют учащихся к познанию нового. На уроке применяются групповые технологии (на протяжении всего урока учащиеся работают в группах), которые предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, обмен и взаимопонимание; работа в группе позволяет втянуть в активную деятельность весь ее состав, возрастает эмоциональная привлекательность учебной деятельности. Чтобы повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения используется игра Сердце. Использование мультимедиа технологии ( флэш анимации, видео, работа в виртуальной лаборатории) на уроке повышает мотивацию, качество обучения, за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.



Ход и содержание урока

Содержание урока.

I.Изучение нового материала.

1. Мотивация учащихся.

2 Исторические сведения о сердце.

3. Значение термина сердце.

4. Положение сердца в грудной клетке.

5. Внешнее и внутреннее строение сердца.

6. Великие кардиологи.

7. Нанотехнологии на службе у сердца.

II. Поэтапное закрепление материала о строении сердца (работа обучающихся в группах).

Изучение нового материала

8. Сердечный цикл.

III. Поэтапное закрепление о сердечном цикле (работа в группах)

Изучение нового материала

9. Применение ЭКГ в медицине.

10.Особенности сердечной мышцы.

11 Регуляции сердечных сокращений (работа в группах в виртуальной лаборатории).

IV. Поэтапное закрепление о регуляции сердечных сокращений (работа в группах).

VI. Рефлексия.

V II. Домашнее задание.
Ход урока.

  1. Изучение нового материала (2 слайд)

Звучит отрывок песни из кинофильма «Весёлые ребята» - Сердце, тебе не хочется покоя…

Учитель читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце» (3 слайд)

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий.

Так или иначе – все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело…

Сколько песен, стихов, поэм посвящено сердцу!

(4 слайд) Памятник человеческому сердцу

А в нашей стране есть даже памятник! Это огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны. Вот такой символ жизни украшает двор Института Сердца в городе Пермь.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно таит в себе удивительные загадки, не решенные, по сей день.

(5 слайд) Исторические сведения

С древности работа сердца и сосудов была загадкой, разгадывание которой происходило постепенно, на протяжении многих веков.

Понимание значимости работы сердца для организма можно найти ещё в древнеегипетском папирусе Эберса (XVII век до н. э.): «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…». Индейцы-гуаякиль в Эквадоре во время посева приносили в жертву кровь и сердца людей. Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что именно в сердце находится счастье, а египтяне считали, что там рождаются эмоции и интеллект.

По латыни сердце- cor («кор»), отсюда всем известная кардиология, но cor – это ещё и душа, дух, рассудок.6 Слайд Сердце- это…

Ребята послушайте отрывки из различных произведений про сердце.

Доброе сердце дороже красоты (казачья сказка)

Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка, да и горбата. Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.

Зато сердце у Груни было - сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров - шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.

Любили люди девушку за ее сердце доброе.
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена вся человеческая мудрость.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», — говорил Маленькому принцу его новый друг Лис. Вот почему маленький золотоволосый герой сумел разглядеть барашка сквозь дырочки в нарисованном ящике. Вот почему он понимал глубинный смысл человеческих слов и поступков.

Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп. Иначе как можно объяснить любовь Маленького принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? И способность автора-рассказчика видеть, слышать и понимать то, что доступно слуху, зрению и пониманию только самых маленьких читателей планеты Земля, тоже было бы непросто объяснить, если бы не эта простая и мудрая истина: зорко одно лишь сердце.

Надежда, предчувствие, интуиция — эти чувства никогда не будут доступны бессердечному человеку. Слепое сердце — это самое страшное зло, которое только можно себе представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему зрение.


(Вильгельм Гауф «Холодное сердце»)

«Михель выдвинул какой-то ящик и достал оттуда каменное сердце.

– Это? – переспросил Петер, задыхаясь, и холодная дрожь пробежала у него по спине.

– Мраморное сердце? Но ведь от него должно быть очень холодно в груди.

– Конечно, оно немного холодит, – сказал Михель. – Да и зачем сердце непременно должно быть горячим? Главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от тревоги, ни от глупой жадности. Очень удобно...»

УЧИТЕЛЬ: ребята вы прослушали отрывки из различных произведений про сердце , какие слова мы говорим о качествах человека, используя в выражениях слово сердце? Ответы учеников: доброе сердце, зоркое сердце, каменное сердце, сердечный друг, золотое сердце, неравнодушное сердце, и др.

Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое, щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга...

Произнося, эти выражения мы подчеркиваем его значимость и уникальность, наделяя сердце разными эпитетами. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений, (7 слайд Сердце- это… песня Газманова о Москве) а также сердце – это важнейшее место чего–нибудь, средоточие (Москва – сердце всей России, здесь незримая сила, дух, характер, сосредоточие государственной власти, центр нашей жизни, г. Москва - город бесконечного движения, где с огромной скоростью развиваются и меняются события.).

Но сердце - самый главный орган кровеносной системы. Её строение и функционирование невозможно изучать, не зная строение и функционирование – сердца. Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “ Сердце человека»".

Тема нашего урока: «Строение и работа сердца» (8 слайд)

Затем учитель сообщает обучающимся цель урока.

В результате изучения темы вы должны: усвоить знания о строении и функции сердца, научиться определять взаимосвязь между строением и работой сердца, усвоить знания о регуляции сердечной деятельности.

Положение сердца в грудной клетке (9 слайд) Учитель показывает по таблице.

Слово «сердце» от слова середина. Расположено в грудной полости за грудиной между правым и левым лёгким, смещено в левую сторону от средней линии груди. По форме сердце напоминает конус. Верхушка сердца направлена вниз, вперёд, влево. Размеры с кулак человека, средняя масса от 250 г. (у женщины) до 300 г. (у мужчины).

Внешнее строение сердца. (10 слайд)

Сердце полый мышечный орган. Находится в околосердечной сумке. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость увлажняющую сердце и уменьшающую трение при сокращениях.

Внутреннее строение сердца. (11 слайд)

Эпикард – наружный слой состоит из соединительной ткани. Миокард – это сердечная мышца, обладает способностью сокращаться независимо от воли человека. Изнутри полость сердца выстлана внутренней оболочкой – эндокардом. Это эпителиальная ткань.

Внутреннее строение сердца. (12 слайд)

Сердце человека почти не отличается по строению и функции от сердца млекопитающих животных. Какую функцию выполняет сердце? (функцию насоса).

Из скольких камер оно состоит?

Сердце 4 камерное. Разделено сплошной перегородкой на правую и левую половину. Каждая половина предсердие и желудочек.

Сравните толщину стенок всех отделов сердца и сделайте выводы (чем больше нагрузка, тем больше толщина мышечного слоя).


(13 слайд) – стихотворение

На фоне звукового эффекта (стука сердца) обучающийся читает отрывок из стихотворения.

«Повзрослеешь – всему свой срок…

Все пройдут по своей стерне…

Слушай сердце всегда, сынок!» -

Мама так говорила мне.

Я нащупывал пульс: тук-тук…

Так стучали в окно дожди…

Непонятен был мерный звук,

Что рождался в моей груди…

Учитель задает вопрос.

Как вы думаете, откуда возникает этот звук? Сейчас мы с вами - это выясним.

Обучающиеся выдвигают версии.

ПРИЧИНА – работа клапанов.

Внутреннее строение сердца(14-15 слайд).

Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (Клапан (нем.) «клаппе» - крышка): в левой части сердца они двустворчатые, а в правой – трехстворчатые. Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков.

Створчатые клапаны имеют сухожильные нити, которыми крепятся к внутренней поверхности желудочков – это удерживает клапаны от прогибания.

Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполнятся кровью и их края плотно сомкнутся, не давая крови течь в сердце.

Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Мерный звук – это работа клапанов сердца.

УЧИТЕЛЬ:

Иногда работа клапанов нарушается, или человек уже рождается с клапанами, которые работают неправильно. Как называется это заболевание?

Ответ: ПОРОК сердца. Заболевания сердца лечат - кардиологи.

История кардиологии, как и история медицины в целом, насчитывает не одну тысячу лет.

Давайте познакомимся с учеными, которые внесли огромный вклад в развитие кардиологии. (Сообщение учащегося).

(16 -23 слайд)

У.Гарвей – первооткрыватель кровообращения.1628 год – начало научной кардиологии учения о сердце и системе органов кровообращения. Гарвей установил, что клапаны в больших венах направляют кровь в сердце, а сердечные клапаны обеспечивают циркуляцию крови только в одном направлении. Он доказал, что сердце выполняет роль насоса, обеспечивая циркуляцию крови.

Бакулев Александр Николаевич 1890 – 1967

Академик и президент академии медицинских наук СССР.

Разработал и внедрил оперативные методы лечения приобретенных и врожденных пороков сердца.

Шумаков Валерий Иванович 1913 – 2008

Академик – ЧЕЛОВЕК уходящего тысячелетия.

Известный кардиохирург, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов.

Лео Антонович Бокерия ведущий кардиохирург России.

Является одним из основоположников хирургического лечения нарушений ритма сердца — новейшего направления клинической медицины.

Евгений Иванович Чазов

Советский кардиолог, академик РАН, доктор медицинских наук.

Основные труды по проблемам тромбозов и инфаркта миокарда, метаболизма миокарда и недостаточности кровообращения.
Аронов Давид Меерович

Доктор медицинских наук, профессор. Исследовал возможности применение Q10 в кардиологии.

Коэнзим – вещество, необходимое для выработки энергии в клетке.

( Сообщение обучающегося)

В настоящее время быстрыми темпами развивается наука нанотехнология. Нанотехнология — междисциплинарная наука. Новым междисциплинарным направлением медицинской науки является наномедицина. Наномедицина — слежение, исправление, конструирование и контроль над биологическими системами человека на молекулярном уровне, используя, наноустройства и наноструктуры. Её методы только выходят из лабораторий, а большая их часть пока существует только в виде проектов. Однако большинство экспертов полагает, что именно эти методы станут основополагающими в XXI веке. Ряд зарубежных научных центров уже продемонстрировали опытные образцы в областях диагностики, лечения, протезирования и имплантирования.

Ученые Массачусетского технологического института и медицинского факультета Гарвардского университета работают над созданием так называемых “нанорепейников” – наночастиц, способных, благодаря своей форме, как настоящий репейник, прикрепляться к стенкам артерий и предотвращать образование на них холестериновых бляшек.

В Университете Миннесоты (University of Minnesota, США) в центре восстановления сердечно-сосудистой системы были проведены успешные эксперименты по созданию функционирующего искусственного биотрансплантата цельного сердца. Новое научное открытие может положить конец дефициту донорских органов. Ученым удалось изъять мышечные клетки из сердца, сохранив лишь каркас из сердечных клапанов и кровеносных сосудов. В этот каркас пересадили новые клетки.
Затем идет поэтапное закрепление материала о строении сердца (работа обучающихся в группах) с интерактивной карточкой (задания дифференцированные):

III гр. - работает с интерактивной карточкой «Строение сердца» самостоятельно.

Помимо этого III гр. дается печатный текст с терминами.

  • ПЕРИКАРД-околосердечная сумка, содержащая серозную жидкость, предохраняющую сердце от трения.

  • СТЕНКА СЕРДЦА СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ СЛОЁВ:

  • ЭПИКАРД-наружный слой (срастается с перикардом)

  • МИОКАРД-средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышечной тканью.

  • ЭНДОКАРД-внутренний слой.

Изучив текст необходимо на карточке №1 подписать части сердца.

миокард-

эндокард-

эпикард-


II гр.- работает с интерактивной карточкой «Строение сердца» самостоятельно, выполняя интерактивное тестовое задание. Помимо этого на карточке №2 необходимо подписать части сердца: поставить цифры

соединительная ткань-3

мышечная ткань-1

эпителиальная ткань-2




I гр.- работает с интерактивной карточкой «Строение сердца» отработка

теоретического материала под руководством учителя.
Удивительные факты: 24 слайд. (Сообщение учащегося)


  • Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в минуту, 100 000 раз в день, 3 600 000 раз в год и 2,5 млрд раз в течение жизни.

  • Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.

  • За жизнь средней продолжительности сердце перекачивает около 5,7 млн литров крови.

  • Сердце — самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Полученной при этом силы достаточно, чтобы поднять поезд на высочайшую гору Европы.

  • Как считают специалисты, сердце обладает такой высокой надежностью и большим запаса прочности, которой вполне достаточно на жизнь в течение 150 лет.

  • В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.

  • За один раз твое сердце выбрасывает в артерию 1/25 литра крови и производит 60 – 70 качков в минуту. Попробуем?

Проводится игра «СЕРДЦЕ»: берется два ведра и мерный стакан, в одном ведре вода. Нужно перелить воду стаканом со скоростью 70 стаканов в минуту. Вот так же напряженно работает всю свою жизнь и без отдыха сердечная мышца.

III. Сердечный цикл. 25 слайд.

Учитель ставит проблему:

- Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа:

Проблема.

Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.

В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?

Выдвижение гипотез.

Почему не наступает утомление?

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

(Показ анимации «Сердечный цикл»).

Здоровое сердце ритмично и без перерывов сжимается и разжимается. В одном цикле работы сердца различают три фазы:

Наполненные кровью предсердия сокращаются. При этом кровь через открытые клапаны нагнетается в желудочки сердца (они в это время остаются в состоянии расслабления). Сокращение предсердий начинается с места впадения в него вен, поэтому устья их сжаты и попасть назад в вены кровь не может.

Происходит сокращение желудочков с одновременным расслаблением предсердий. Трехстворчатые и двустворчатые клапаны, отделяющие предсердия от желудочков, поднимаются, захлопываются и препятствуют возврату крови в предсердия, а аортальный и легочный клапаны открываются. Сокращение желудочков нагнетает кровь в аорту и легочную артерию. Пауза (диастола) — это расслабление сердца, или короткий период его отдыха. Во время паузы из вен кровь самотёком притекает к предсердиям. Следует диастола предсердий — цикл повторится. Один цикл работы сердца длится около 0,85 сек., из которых на время сокращения предсердий приходится только 0,11 сек, на время сокращения желудочков 0,32 сек., и самый длинный — период отдыха, продолжающийся 0,4 сек.

Итак, серия событий, образующих один полный цикл прокачивания крови, называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение.

Так как обучающиеся на уроке работают на компьютерах, целесообразно провести физкультминутку для глаз. ( Физкультминутка)

Поэтапное закрепление о сердечном цикле (работа в группах)

Пользуясь текстом пункта «Сердечный цикл» на стр. 112-113 заполните

таблицу «Сердечный цикл»

I – группа: работа с интерактивной карточкой (выставить цифры 1, 2, 3, пользуясь текстом пункта «Сердечный цикл» на стр. 112-113 проанализировать таблицу.


Фазы сердечного цикла

Продолжительность

Предсердия

Желудочки

1 фаза – сокращение предсердий

0,1 сек

Сокращаются

Расслаблены

2 фаза – сокращение желудочков

0,3 сек

Расслаблены

Сокращаются

3 фаза – пауза расслабление

0,4 сек

Расслаблены

Расслаблены



III- группа: Пользуясь текстом пункта «Сердечный цикл» на стр. 112-113 заполните

таблицу «Сердечный цикл».

Дать печатный текст с терминами систола, диастола.

Фазы сердечного цикла

Продолжительность

Предсердия

Желудочки

1 фаза – систола предсердий










2 фаза – систола желудочков










3 фаза – пауза диастола










II- группа: Пользуясь текстом пункта «Сердечный цикл» на стр. 112-113 заполните

таблицу «Сердечный цикл». Дать печатный текст с терминами систола, диастола.

Проверка полученных результатов.

Фазы сердечного цикла

Продолжительность

Предсердия

Желудочки

1 фаза – сокращение

( систола) предсердий

0,1







2 фаза – сокращение (систола) желудочков







сокращаются

3 фаза – пауза расслабление (диастола)











(26-27 слайд)- Электрокардиограмма

УЧИТЕЛЬ:

Нарушения в деятельности сердца можно выявить с помощью ЭКГ. (сообщение обучающегося)

УЧИТЕЛЬ:

Одна из тайн работы сердца – 50 % - сердце отдыхает.(28 слайд - Кровоснабжение в сердце)

Еще одна из тайн неутомимости сердца – обильное кровоснабжение.
Как сердце получает питательные вещества и кислород?

У сердца есть собственная система кровообращения, и оно само снабжает себя кровью. От аорты отходят две венечные артерии, которые опоясывают основание сердца, окружая его венцом. От венечных артерий в глубину сердечной мышцы направляется огромное количество мелких артериальных сосудов, переходящих в капилляры. В состоянии покоя в него подается 250 – 300 см.куб. крови в минуту. При тяжелой физической работе – до 2000 см.куб.

(29 слайд) Андреас Везалий

УЧИТЕЛЬ:

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андреаса Везалия - врача, основателя научной анатомии. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?

Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило только через три столетия.

Учитель ставит проблему:
- Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа:

Сердце – удивительный орган, который продолжает биться, если его вынуть из организма. (30 слайд - Кулябко)

Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Алексей Александрович Кулябко в 1903 году. Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось, когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор, близкий по составу крови.

Давайте попробуем разгадать еще одну тайну бесперебойной работы сердца.

Чтобы понять, как это происходит, нужно выявить особенность сердечной мышцы. (Показ видеофрагмента «автоматизм сердца»)

Вопрос классу: Из какой мышечной ткани состоит сердечная мышца? Какое это имеет значение?

Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из поперечнополосатых мышечных волокон.

(31 - 32 слайд) – Автоматия сердца

Определенная часть сердечной мышцы специализируется на выдаче остальному сердцу управляющих сигналов в форме соответствующих электрических импульсов. Эти части мышечной ткани названы возбуждающе-проводящей системой. Основной ее частью является синусно-предсердный узел, называемый водителем ритма, помещенный на своде правого предсердия. Он управляет частотой работы сердца путем отправки регулярных электрических импульсов. Электрический импульс через пути в мышце предсердия поступает в предсердно-желудочный узел. Возбужденный узел посылает импульс дальше, в отдельные клетки мышцы, вызывая их сокращение. Возбуждающе-проводящая система обеспечивает ритмичную работу сердца при помощи синхронизированного сокращения предсердий и желудочков - это и есть автоматия сердца – способность ритмично сокращаться, благодаря импульсам. “Автоматоз” означает самодвижущийся – свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться независимо от сознания.

(33 слайд) Причины неутомимости сердца:

Обучающиеся делают вывод:

Причины неутомимости сердца:

  • Ритмичность работы (сердечный цикл).

  • Обильное кровоснабжение.

  • Автоматия.

УЧИТЕЛЬ: Вы уже знаете, что сердце обладает автоматизмом - сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нем самом. Но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может изменяться. Как это происходит, вы узнаете, прочитав самостоятельно пункт параграфа, регуляция сердечных сокращений на стр. 113 и посетив виртуальную лабораторию.

Самостоятельная работа обучающихся в виртуальной лаборатории.

Как на работу сердца влияет ЦНС? Блуждающий (парасимпатический) нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет.

Какое воздействие на работу сердца оказывает гуморальная система? Гормон адреналин усиливает работу сердца, а ацетилхолин ослабляет. Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая – замедляет; высокая – усиливает сокращения). Это является одной из причин использования в современной хирургии метода охлаждения тела оперируемого.

Поэтапное закрепление о регуляции сердечных сокращений (работа в группах)

Задания III группе: составьте схему к пункту Регуляция сердечных сокращений.

РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА

Задания II группе: заполнить схему Регуляция сердечных сокращений.
РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА
НЕРВНАЯ ГУМОРАЛЬНАЯ

Симпатическая ………… …………….. Ацетилхолин

………….. Ослабляет Усиливает ………..
Задания I группе: проанализировать схему Регуляция сердечных сокращений.
РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЦА
НЕРВНАЯ ГУМОРАЛЬНАЯ

Симпатическая Парасимпатическая Адреналин Ацетилхолин

Усиливает Ослабляет Усиливает Ослабляет
(34-35 слайд) Регуляция работы сердца. Обобщение по самостоятельной работе.


(36 слайд) Высказывание И.П.Павлова

«Злое слово камнем на сердце падает», - гласит пословица. И действительно, сердечно - сосудистая система активно реагирует на психическое и эмоциональное напряжение. И.П.Павлов сказал так о сердце: Сердце было и остается органом, который указывает на все состояние человека. Я бы назвал его органом чувств. Как не хотим мы скрыть свое волнение, чувство или тревогу, оно тонко укажет на наше субъективное состояние и всегда нас изобличит.

Звучит отрывок песни Орловой из кинофильма «Весёлые ребята»

Сильные эмоции сопровождаются учащением пульса, а также расширением и сужением кровеносных сосудов. Ссоры, взаимные оскорбления и обиды создают тяжелый психологический климат, являются источником глубоких, ранящих душу отрицательных эмоций, что, в свою очередь может стать причиной невроза и различных заболеваний сердца и сосудов (гипертонии, ВСД, атеросклероза). Наоборот, положительные эмоции благотворно действуют на состояние сердечно - сосудистой системы. Поэтому ребята старайтесь не ссориться, не оскорбляйте друг друга, а создавайте в классе доброжелательную, комфортную обстановку.

Рефлексия (37 слайд).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что сердце, является главным органом кровеносной системы, изучили строение сердца, выяснили особенности сердечной мышцы,

охарактеризовали сердечный цикл, рассмотрели, как сердце изменяет свою работу под влиянием внешних и внутренних факторов.

Работа в группах с дифференцированными заданиями:

III группа – работа с интерактивным тестом;

II группа – работа с интерактивным тестом;

I группа – найти ошибки в тексте.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин.

Работа с оценочными листами.

Оценочный лист ___________________________________


Что полезного узнал на уроке?

Что было интересно?

Что не понравилось?

Что хотел бы еще узнать?










Самооценка работы на уроке:

Какую бы отметку ты себе поставил? Почему?___________________________________
Домашнее задание (38 слайд).

Всем вам розданы терминологические словарики. Новые термины выучить.

Терминологический словарь

Внутреннее строение сердца

Эпикард - наружный слой состоит из соединительной ткани.

Миокард - это сердечная мышца, обладает способностью сокращаться независимо от воли человека.

Изнутри полость сердца выстлана эпителиальной тканью - эндокардом.

Клапаны сердца

В левой части сердца - двустворчатые, а в правой - трехстворчатые

Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны.

Сердечный цикл - серия событий, образующих один полный цикл прокачивания крови.

Автоматия сердечной мышцы – это периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом.

1.Параграф № 22

2.Продолжить работу по изучению вклада ученых в развитие кардиологии. (1 группа – подготовка сообщений 2 группа- создание презентаций, 3 группа- работа над проектом «Известные кардиологи»).
Информационные источники (39 слайд).

Проверка и оценивание ЗУНКов


На уроке применяется поэтапное закрепление знаний обучающихся (они работают в группах с дифференцированными заданиями); используются различные виды контроля: устный, тестовый, фронтальный, самостоятельная работа с дидактическим материалом и в виртуальной лаборатории. Выставление оценок обучающимся в конце урока, выражения похвалы во время урока.


Рефлексия деятельности на уроке


Подведение итогов урока.

Работа в группах с дифференцированными заданиями:

III группа – работа с интерактивным тестом;

II группа – работа с интерактивным тестом;

I группа – найти ошибки в тексте.

Работа с оценочными листами.

Что полезного узнал на уроке?

Что было интересно?

Что не понравилось?

Что хотел бы еще узнать?


Домашнее задание


1.Параграф № 22

2.Продолжить работу по изучению вклада ученых в развитие кардиологии. (1 группа – подготовка сообщений 2 группа- создание презентаций, 3 группа- работа над проектом «Известные кардиологи»).


В помощь учителю

Использованные источники и литература


  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. "Биология. Человек", учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2007. – 336 с.

  • Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: книга для учителя. – М.: "Первое сентября". – 256 с.

  • Резанова Е.А. Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека в таблицах и схемах. – М. "Издат-школа 2000", 1999 г. – 2008 г.

Интернет - ресурсы:

Виртуальная лаборатория. Работа сердца в различных условиях – интерактив (коллекция ЦОР)

Регуляция работы сердца. Эндокринная система- анимация (коллекция ЦОР)

Фазы сердечного цикла – интерактив (коллекция ЦОР)

http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://374.ru/images/2008-01/16/41_2.jpg&imgrefurl=http://374.ru/index.php%3Fx%3D2008-01-16-41&h=570&w=500&sz=59&tbnid=dCl_R8nXw-

UAXM:&tbnh=134&tbnw=118&prev=/search%3Fq%3D%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%

25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B5%2

5D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D1%2581%25D0%25B5%25

D1%2580%25D0%25B4%25D1%2586%25D0%25B5%26tbm%3Disch%26tbo%3Du&zoom=1

&q=%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D

0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B

5&hl=ru&usg=__x-l7JKZuZGF9mw1fUCwORXhtbmU=&sa=X&ei=tSVJTsqAKMKj-

gbN552QDA&ved=0CEIQ9QEwBg– наносердце

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8

0%D1%83%D1%81%D0%B5%20%D0%AD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0&

p=0&img_url=sanatate.md%2Fdata%2Fpic%2Fnews%2F0047%2F4708%2F4_600.jpeg&rpt=sim

age– папирус эберса

http://www.stihi.ru/2007/03/24-2052









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск