Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации01.11.2013
Размер1.77 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ЗАУРАЛЬЕ

1 (63)

2012

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ
Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области
Учредитель – Главное управление образования Курганской области



Редакционная коллегия:

Главный редактор:

Б.А. Куган -




ректор ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор


Заместители главного редактора:

Н.А. Криволапова -




первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор

А.В. Шатных -




проректор по организационно-методической работе ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент


Члены редакционной коллегии:

Л.Ю.Любушкина -




заведующая отделом информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Т.Н. Алексеева -




ведущий специалист Главного управления образованием Курганской области

Л.В. Никулина -




заведующая издательским отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ


Ответственный секретарь:

О.М. Болдырева -




методист по информационным связям отдела информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Макет:







Е.А. Сергеева -




методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ



Адрес редакции и издателя:

640000 г. Курган, ул. Пичугина, 38, к. 202, тел. 23-53-18, факс 23-53-07,

Е-mail: KIPK@yandex.ru


Журнал зарегистрирован в Уральском региональном управлении регистрации

и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации

в средствах массовой информации (г. Екатеринбург).

Свидетельство № Е-1718 от 14.03.1996




© Главное управление образования

Курганской области

© Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

I. Современные методы, формы и технологии обучения

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
О.Г. Дрюпина, учитель русского языка и

литературы МБОУ г. Кургана «СОШ №10»
Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

И.Гете
Долгое время в педагогике господствовал подход к содержанию образования, при котором знания выступали абсолютной ценностью и заслоняли собой самого человека. В образовательных стандартах нового поколения определено, что современная система образования предметом осознания должна сделать объективные ценности мира, сделать так, чтобы эти ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее нравственными приоритетами.

Очевидно, что формирование ценностей трудно достижимо при знаниевом подходе к образовательному процессу: школьникам нужна не только информация, но и освоение живых образцов действия, идеалов. Подрастающее поколение, менее защищенное с нравственной стороны, нуждается в особой поддержке со стороны школы. Назрела острая необходимость в переходе от педагогики требований к педагогике отношений.

В настоящее время наблюдается противоречие между осознанием необходимости формирования ценностных приоритетов у школьников и уровнем сформированности активной жизненной и гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства, наличием представлений об общечеловеческих ценностях у выпускников современной школы. Это последствия девальвации ценностей, происходившей в последние десятилетия. Поспешное копирование западных норм жизни привело к размытости жизненных ориентиров молодежи, к смещению ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка. При этом общество все сильнее ощущает необходимость в личности с твердой жизненной позицией, с правильными нравственными ориентирами.

Неслучайно проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, религия, искусство и литература, природа, человечество). [2]

В сложившейся ситуации особую значимость приобретают уроки русского языка и литературы, ориентированные на «разумное, доброе, вечное», на формирование ценностных приоритетов обучающихся.

В педагогической практике опираюсь на идеи:

- М.Т.Баранова, М.Р.Львова, А.Д. Дейкиной, определяющих родной язык как главную духовную ценность и основу для формирования ценностных ориентаций, повышающих гуманистическое, эстетическое отношение к действительности, искусству, миру, человеку и языку;

- Е.Н.Ильина, создавшего методику преподавания литературы как нравственно-этического курса, формирующего человека;

- В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Н.В. Щурковой, Е.В. Бондаревской, опиравшихся на ценностный, культурологический подход к воспитанию.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное данного человека от незначимого, несущественного. [1]

Стремясь построить урок на органичном слиянии процессов обучения и воспитания с опорой на мотивы учебной деятельности, основное внимание уделяю работе со связным текстом, на основе которого предлагаются задания обучающего и развивающего характера.

Уроки русского языка и литературы строятся в соответствии со следующими принципами:

1) включение знаниевого, бытийного и личностного компонентов в содержание урока;

2) организация образовательного процесса на основе субъектно-субъектных отношений с установкой на саморазвитие личности;

3) развитие творческих способностей;

4) принцип сотрудничества и взаимопомощи;

5) опора на эмоционально-волевую сферу обучающихся.

Практика подтверждает, что обучение, построенное на решении личностно значимой проблемы, основанное на ситуационной методике, развивает систему ценностей, жизненные установки и мироощущение обучающихся.

Содержание стандарта по русскому языку ориентировано не только на обучение орфографии и пунктуации. Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры, являясь важнейшей образовательной задачей, предполагает становление системы ценностных ориентаций школьников, включающей в себя любовь к своей стране и родному краю, уважение семейных начал, бережное отношение к национальной культуре, языку.

Новые формы государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах во многом определяют выбор языкового материала для уроков. Школьники должны научиться работать с текстами различных типов, при этом особое воспитательное значение имеют оценочно-информационные и образно-оценочно-информационные тексты. Работаю над созданием «Банка текстов», отражающих жизнь, побуждающих ученика думать, анализировать, оценивать, способствующих приобщению учеников к красоте русского слова, повышению общей и речевой культуры. На уроках ведется многоаспектная работа с притчами, афоризмами, словами одной тематической группы, лингвистическими анекдотами, сказками, деформированными текстами с лакунами и т.д.

Придерживаясь текстоцентрического принципа, для уроков русского языка подбираю языковой материал, соответствующий определенным принципам [3]:

1) концептный (текст содержит в себе концепты, отражающие ценностную картину мира, - язык, отечество, дом, семья);

2) когнитивный (наличие познавательного и информационного потенциала текстов, выполняющий образовательную функцию);

3) дидактический (наличие обучающего и воспитательного потенциалов);

4) сензетивный (соответствие возрастному уровню развития обучающихся);

5) тематический.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники мало читают. Задача учителя – привить интерес к высокохудожественным произведениям. Практика показывает, что обучающиеся с особым интересом воспринимают учебный материал, в котором присутствуют образы людей, ведь воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение.

На занятиях используются приемы, включающие школьников в прямой диалог с персонажами прошлого, побуждающие к размышлению, обмену идеями, мнениями. Определяя свое отношение к событиям, героям, ситуациям, обучающиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Развивается способность к глубокому осмысленному чтению, накапливается опыт определения своего отношения к событиям, столь необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

В преподавании литературы используется проблемный подход, основанный на взаимодействии, диалоге, в ходе которого обучающиеся, опираясь на личностный опыт, учатся критически мыслить, решать непростые проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Хороший эффект дает использование заданий, ориентированных на живое общение, использование метода кейсов, моделирование ситуаций, в которых школьник может «играть роль» исследователя, учителя, журналиста и т. д.

На адаптивных уроках литературы оптимально сочетаются элементы различных технологий (личностно-ориентированное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо, диалоговое и рефлексивное обучение). На таких уроках используются разнообразные виды работы, например, создание иллюстраций, несуществующей страницы из дневника героя, «Сравнивая себя с героем…», составление «Вредных советов», кластера, листовки, картотеки авторских афоризмов, обсуждение противоположных мнений известных людей о литературном герое. Применяются различные приемы рефлексии, целью которой является анализ эмоционального состояния, деятельности и содержания учебного материала. Иногда отметка заменяется самооценкой и самокоррекцией, что позволяет сохранить интерес обучающихся к учебному материалу, стимулирует их познавательную активность, обучает анализу деятельности.

Ценностные ориентации не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации, тем не менее, «истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком». Оценки поставит жизнь. Вслед за школой она продолжит работу по обучению каждого «искусству маленьких шагов» к миру, к людям, к самому себе.
Использованная литература

1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. http://u.to/KmlWAQ

2. . Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

3. Липина О.И. Формирование ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах. www.dslib.net/teoria-vospitania/lipina.html

4. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Литература. 5-9 классы. – М., 2010.

5. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс. – М., 2010.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Л.В. Добрынина, учитель биологии

МКОУ «Краснооктябрьская СОШ»

Каргапольского района
Не за горами переход основной и старшей школы на стандарты второго поколения, в которых акцент с предметного содержания переносится на формирование универсальных учебных действий. На уроках естественного цикла ведущей является познавательная деятельность (4, с.4). Биология – учебный предмет, имеющий отличные возможности для формирования универсальных учебных действий. Некоторыми приемами работы по их формированию хочу поделиться в этой статье.

Интересной формой работы мне представляется решение словесных пропорций. Умение их решать проверяется Школьным тестом умственного развития и является показателем умения логически мыслить, находить аналогии. По мнению Н.Л. Галеевой, решение словесных пропорций развивает навык смыслового чтения (1, с.53-55). Например, выберите из списка подходящую пару для решения словесной пропорции:

Вид : популяция = ? : ?

Список ответов: 1) Изменчивость : мутация 2) Краски : картина

3) Мебель : стул 4) Мышление : мысль

Для решения пропорции необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение - утверждение. Например: «Вид существует в форме популяций». Тогда подойдет только вариант «Мышление существует в виде мыслей» (1, с. 55). Оформляются ответы на словесные пропорции по-разному. Можно предлагать варианты пар, как в верхнем примере. Можно предлагать на выбор одно недостающее понятие:

ДНК : ядро = транспортная РНК : ?

Список ответов: цитоплазма, мембрана, клеточная стенка, вакуоль (ответ: цитоплазма)

Можно не давать вариантов ответа, ученик впишет его сам:

Синтез белка : ДНК = ? : белок

(ответ: информационная РНК)

Формулировка заданий может быть разной. Так, Н.Л. Галеева предлагает выбрать подходящую пару для решения словесной пропорции. А вот как формулирует задания Г.И. Лернер:

1. Между первыми двумя терминами существует такая же связь, как между четвертым и одним из приведенных ниже понятий. Найдите его.

Щитовидная железа : йод = ? : фтор

Список ответов: А) Поджелудочная железа. Б) Эмаль зубов. В) Нуклеиновая кислота. Г) Надпочечники. (ответ: Б, эмаль зубов). (3,с. 16)

Целлюлоза : глюкоза = Белок : ?

Список ответов: А) Нуклеоитд. Б) Глицерин. В) Аминокислота. Г) Липид.

(ответ: В, аминокислота). (3,с. 29)

2. Найдите связь между понятиями, аналогичную той, которая приведена в задании.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск