Скачать 59.48 Kb.
|
План-конспект урока «Расчет геометрических параметров объекта в электронных таблицах» с использованием компьютера. Преподаватель: Павленко Людмила Александровна Предмет: Информатика Тема: Моделирование и формализация. Продолжительность занятия: 45 мин Класс: одиннадцатый Авторский медиапродукт: презентация из 9 слайдов (среда POWER POINT) План урока:
Цели урока: 1. Образовательная
2. Развивающие
3. Воспитательные
Тип урока: усвоение новых знаний. Методы:
Формы организации учебной деятельности:
Оборудование: Проектор, компьютеры, раздаточный материал. Программное обеспечение: MS Office - PowerPoint, Excel. Ход урока: 1. Организационная часть:
2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности. Учитель: Сегодня мы с вами посмотрим, как можно использовать знания, полученные на уроках информатики в жизни, для этого мы построим компьютерную информационную модель для расчетов геометрических параметров объектов в электронных таблицах. Ребята, прежде чем мы приступим к основной работе, давайте ответим на несколько вопросов:
Ребята, к нам обратились за помощью работники Картонного комбината, которым срочно нужно выполнить следующий заказ от частного предпринимателя: «Необходимо изготовить коробку для новогодних подарков из квадратного листа картона со стороной 40 см, но объем ее должен быть наибольшим». Ну как, поможем? /СЛАЙД 1/ Для начала, давайте откроем тетради, запишем число и тему урока: «Расчет геометрических параметров объекта в электронных таблицах». 3. Освоение нового материала Приступим к работе. Скажите, какой первый этап разработки модели? (Создание описательной информационной модели). /СЛАЙД 2/ Ребята, обратите внимание, на столах у вас имеется ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ УЧАЩЕГОСЯ, где вы видите поэтапное построение нашей модели, так что много писать в тетрадях вам не придется, только внимательно слушать. Итак, 1 этап - Описательная информационная модель. Имеется квадратный лист картона со стороной a=40 см. Из листа делают коробку следующим образом: по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Определить, какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость. /СЛАЙД 3/ Посмотрите, пожалуйста, на схематичное изображение коробки. 2 этап - Формализованная модель. /СЛАЙД 5/ Составим зависимость объема от длины вырезаемого квадрата: V – объем коробки; S – площадь основания коробки; b – высота коробки; c - длина стороны дна с = 40 – 2b S = (40 – 2b)2 V = Sb = (40-2b)2b V(b) = (40-2b)2b Причем 0 < b< 20 Теперь найдем максимум функции, который будет являться наибольшим объемом коробки. Воспользуемся электронными таблицами EXCEL. 3 этап - Компьютерная модель /СЛАЙД 6/ Протабулируем функцию V(b) на интервале [1; 19] с шагом выреза h = 1. Почему интервал начинается с единицы 1? Мы можем вырезать квадрат со стороной =0? Нет, а квадрат с какой минимальной стороной мы можем вырезать, если шаг выреза – 1 см? Конечно, квадрат со стороной 1 см. Поэтому и интервал начинается с 1. А почему наш интервал заканчивается 19? (Если мы из каждого угла листа картона вырежем квадраты со стороной 20 см, коробка останется без боковых стенок, а квадрат со стороной 19 см еще можно вырезать.) /СЛАЙД 7/ Построим график и проверим, есть ли у функции максимум на заданном интервале. /СЛАЙД 8/ 4 Этап - Компьютерный эксперимент Для нахождения максимума воспользуемся функцией электронных таблиц – МАКС(). /СЛАЙД 9,10,11/ Для нахождения стороны вырезаемого квадрата, соответствующей наибольшему объему, воспользуемся пользовательским автофильтром. В ваших конспектах подробно описано, как установить автофильтр. /СЛАЙД 12/ Результат компьютерного эксперимента: Если из листа картона по углам вырезать квадраты со стороной b=7 см, то в результате получится коробка с максимальным объемом 4732 см3 /СЛАЙД 13/ 5 Этап - Анализ и корректировка модели. Необходимо провести исследование модели с различным шагом выреза h = 0,5 и h = 0,1, данные занести в таблицу результатов и ответить на вопросы: Как изменяется оптимальный размер выреза, если изменять шаг выреза? Необходимо ли корректировать модель? 4. Самостоятельная работа учащихся. Итак, ваша задача: построить компьютерную модель коробки в электронных таблицах, провести исследование модели и проанализировать полученные результаты и ответить на вопросы. В опорном конспекте есть блок «Отчет о моделировании», в котором подготовлена таблица для занесения результатов, вопросы, требующие ответов и форма для записи окончательных результатов моделирования. Отчет необходимо сдать учителю на проверку. Приступайте к работе. 5. Подведение итогов. Сохраните работы в своих папках. Итак, давайте сверим результаты вышей работы с моими: /СЛАЙД 14/
Домашнее задание: Вариант 1. В прямоугольном треугольнике длина гипотенузы С=60. Найти размеры катетов, при которых треугольник имеет наибольшую площадь. Составить формализованную и компьютерную модель. Провести расчеты и сделать анализ результатов. Вариант 2. Садовый участок прямоугольной формы имеет площадь 6500 м2. При каких размерах длины и ширины участка длина изгороди будет наименьшей? Составить формализованную и компьютерную модель. Провести расчеты и сделать анализ результатов. Используемая литература:
|