Модуль 1 Методические аспекты использования ЭОР нового поколения в образовательной деятельности (с учётом специфики учебного предмета) Тема: Методические аспекты проектирования уроков с использованием ЭОР по предмету в информационно-образовательной среде школы Самостоятельная работа 2.5 Проектирование уроков с использованием ЭОР по предмету Лот C1: «Методика использования компьютерных лабораторий для уроков биологии на основе ресурсов www.fcior.edu.ru, www.school-collection.edu.ru Выполнила: Косенкова Ж.А , учитель МБОУ лицея № 29 г. Тамбова
Форма планирования Номер урока
| Тема урока
| Пояснение (как используется цифровая лаборатория)
|
| Клетка – основная единица всего живого. Строение клетки
| На этапе изучение нового материала применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение микропрепарата « Строение растительной клетки» на большом экране с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.
| Конспект урока предмет: < биология> Класс: _6___
Номер урока согласно планированию :1 урок в теме : «Клеточное строение растений»
Тема урока: Клетка – основная единица всего живого. Строение клетки
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: изучить строение растительной клетки. Повысить мотивацию учащихся к усвоению новых знаний Задачи: Образовательные:
сформировать у обучающихся понятие о клетке как о живой единице, раскрыть особенности строения растительной клетки и её частей;
познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов и правилами работы с ними; закрепить умение пользоваться микроскопом; показать технику приготовления микропрепаратов.
Развивающие:
развивать способности быстро отвечать на вопросы;
дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать аналитические способности учащихся;
развивать коммуникативную и исследовательскую компетентности учащихся;
формировать навык работы с интерактивной доской;
продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы; анализа своей работы, и умения пользоваться ПК
Воспитательные:
воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе;
воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры, локальная сеть, схемы, таблица «Строение растительной клетки», микроскопы, микропрепараты растительных клеток.
Ход урока
Этап урока
| Время
| Работа учителя
| Работа учащихся
| I. Вводная часть
|
|
|
| I. Организационный момент
| 2 мин
| Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.
| Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока
| II. Постановка цели урока
|
|
|
| Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
| 4 мин
| Беседа об увеличительных приборах - лупе и микроскопе с демонстрацией светового микроскопа и лупы (Мультимедиа: Строение микроскопа )
| Отвечают на вопросы учителя, изучают увеличительные приборы на экране.
| Мотивация на работу на уроке с цифровым оборудованием
|
|
|
|
| 3мин
| Организует самостоятельную работу с учебником « Приёмы работы с увеличительными приборами»
| Работают с текстом учебника
| III. Основная часть
|
|
|
| Объяснение порядка работы, цели и задачи работы.
|
| Слово учителя
| Слушают, наблюдают
| Устройство цифровой лаборатории, предназначение отдельных блоков оборудования или приборов
| 2мин
| Устройство цифрового микроскопа. Исследуемый образец кладется на предметное стекло и вместе с ним помещается на предметный столик. В начале нужно выбрать оптимальный режим освещения. Для непрозрачных объектов – верхнебоковое освещение, для прозрачных – заднее. При исследовании полупрозрачных образцов может использоваться и комбинированное освещение. Затем следует выбрать нужный объектив. Исследования лучше начинать с минимального увеличения, увеличивая его по мере необходимости. Для смены объектива турель нужно слегка отжать вниз и повернуть в нужном направлении. Фокусировка изображения осуществляется с помощью регулировочного винта. По USB-кабелю изображение передается c микроскопа на компьютер, где его можно рассматривать, а также сохранять в виде графических файлов (в формате JPEG или BMP).
| Слушают, наблюдают.
| IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.
|
|
|
| Проведение работы, объяснения учителя.
| 4 мин
| Объяснение учителя с демонстрацией видеофрагмента
«Строение растительной клетки».
| Смотрят видеофрагмент и слушают объяснение учителя.
|
| 10 мин
| Формирует понятия об органоидах клетки: оболочке, пластидах, цитоплазме, ядре, вакуолях. Отличие эукариот от прокариот.
Помещает готовый микропрепарат в цифровой микроскоп. Какие органоиды клетки можно рассмотреть на микропрепарате? Какие функции выполняют данные органоиды?
| По интерактивному рисунку выявляют особенности строения растительных клеток в связи с выполняемыми ими функциями. Заполняют таблицу в тетрадях и делают схематический рисунок строения клетки.
Рассматривают, проверяют правильность ответа, так как результат работы выводится на экран монитора.
|
| 10 мин
| Организует Лабораторную работу по группам:
1 группа « Изготовление микропрепарата мякоти томата(арбуза),изучение его с помощью лупы»
2 группа « Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука»
Корректирует выполнениеЛ/Р
| Выполняют Л/Р, после чего группы обмениваются изготовленными микропрепаратами и выполняют работу, которую они ещё не выполняли
| V. Краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала
|
|
|
|
| 5мин
|
Обобщение полученных знаний с использованием интерактивного рисунка «Строение растительной клетки» в демонстрационном режиме вариант «Спрятать всё» и в тестовом режиме. Направляет работу учащихся, корректирует их ответы.
|
Отвечают на вопросы тестов. Индивидуальная работа.
| VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению
|
|
|
| Выдача задания на дом по результатам проведенного урока
| 2мин
| Домашнее задание: заполнить таблицу «Сравнение животной и растительной клетки». Творческие задания:
Из пластилина или цветного картона выполнить модель растительной клетки
Назвать литературные произведения, в которых важную роль сыграли увеличительные приборы.
| Записывают диффиринцированное домашнее задание
(оценка «5» - выполнить творческое задание)
| VII. Завершение урока
|
|
|
| Подведение итогов.
| 3мин
| Подводит итог урока, комментирует и выставляет оценки за работу на уроке.
| Формулируют вывод урока. Выставляют оценки в дневник
|
Форма планирования Номер урока
| Тема урока
| Пояснение (как используется цифровая лаборатория)
|
| Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме
| На этапе закрепления нового материала применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение микропрепаратов тканей растений на большом экране с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.
|
Конспект урока предмет: < Биология> Класс: __6__
Номер урока согласно планированию 2 урок в теме : «Клеточное строение организмов
Тема урока: Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о делении клеток, тканях растительного организма
Задачи урока :
Образовательные:
сформировать представление о росте и делении растительных клеток;
сформировать представление о растительных тканях и их многообразии, о строении и функциях растительных тканей;
выработать умение распознавать виды тканей;
закрепить умение пользоваться микроскопом
Развивающие:
продолжить формировать умения сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, оценивать себя и свои знания;
развивать способности быстро отвечать на вопросы;
дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать коммуникативную и исследовательскую компетентности учащихся
формировать навык работы с интерактивной доской;
продолжить развивать навыки самостоятельной работы и умения пользоваться ПК
Воспитательные:
создать условия для воспитания качеств личности: самостоятельность, любознательность, настойчивость;
воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе;
воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование урока: оборудованный класс, локальная сеть, мультимедийный проектор, компьютеры, таблица «Ткани растений», цифровой микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений, схемы, карточки – задания,
Ход урока
Этап урока
| Время
| Работа учителя
| Работа учащихся
| I. Вводная часть
|
|
|
| I. Организационный момент
| 2 мин
| Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.
| Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока
| II. Постановка цели урока
|
|
|
| Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
| 6 мин
| Выдаёт детям схемы. Проводит инструкцию:
Подпишите свою фамилию на листке со схемой;
Обозначьте основные части клетки и раскрасьте их
Показывает на экране схему «Строение растительной клетки». Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.
Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля и выставьте оценки за 1 задание.
| Работают со схемой.
Подписывают свою фамилию внизу на листке со схемой. Обозначают основные части клетки под цифрами 1-6 и раскрашивают их в соответствующие цвета.
Обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя со схемой на слайде, оценивают работу.
Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля и выставляют оценки за 1 задание.
| III. Основная часть
|
|
|
| Объяснение порядка работы, цели и задачи работы.
| 1мин
| Слово учителя
| Слушают,наблюдают
| IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.
|
|
|
| Проведение работы, объяснения учителя.
| 5 мин
| Объяснение учителя с демонстрацией анимации
«Деление растительных клеток»
| Смотрят анимацию и слушают объяснение учителя. Записывают в тетрадь определения:
хромосомы, митоз, гаметы.
|
| 2мин
| Спрашивает у учащихся, что такое ткань, какие виды тканей они знают.
| Отвечают на вопросы, дают определение ткани, сравнивают с определением «ткань» в учебнике
|
| 12 мин
| Формирует понятия о тканях и их разнообразии, ставит проблемные вопросы.( Связаны ли функции тканей с их строением? Докажите на примерах, используя интерактивный рисунок).
Раздаёт таблицу для заполнения.
| По интерактивному рисунку выявляют особенности строения тканей в связи с выполняемой ими функциями. Заполняют самостоятельно таблицу, заранее напечатанную учителем
| V. Краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала
|
|
|
|
| 3мин
| Обобщение полученных знаний с использованием цифрового микроскопа. Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране. Почему вы так думаете?
| Рассматривают готовые микропрепараты на экране монитора и отвечают на вопросы
|
| 5мин
| Направляет работу учащихся, корректирует их ответы
| .С помощью интерактивного тренажёра устанавливают взаимосвязь между типом ткани и её характеристикой.
|
| 4мин
| Направляет работу учащихся
| Самостоятельная работа. Отвечают на вопросы тестов.
| VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению
|
|
|
| VII. Завершение урока
|
|
|
| Подведение итогов.
| 2мин
| Подводит итог урока, комментирует и выставляет оценки за работу на уроке.
| Формулируют вывод урока. Выставляют оценки в дневник
|
|