УДК 004.357
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Цуркан М. В.
научный руководитель канд. пед. наук, доц., Киргизова Е. В.
Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» Непрерывно увеличивающийся объем информации требует от современного человека совершенствования интеллектуальных средств приёма, обработки и передачи этой информации.
На сегодняшний день имеется достаточно большое количество способов зафиксировать ход своих мыслей или довести их до аудитории. Можно записывать, подчеркивать и выделять главную часть текста разными цветами, чертить схемы, таблицы, диаграммы и графики. В учебном процессе традиционно используется метод конспектирования информации. Данный метод обладает рядом недостатков:
Теряются ключевые слова. В традиционных конспектах ключевые слова очень часто встречаются на разных страницах и теряются в массе менее значимых слов, что способствует затруднению формирования необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия.
Информацию сложно запомнить. Традиционные одноцветные конспекты, которые выстроены в виде сплошного текста и бесконечных однообразных перечней пунктов, приводят к тому, что наш мозг теряет остроту восприятия.
Затрачивается большое количество времени:
записывается много бесполезной информации;
теряется время на прочтение и повторение этой ненужной информации;
уходит немало времени на поиск ключевых слов в конспекте.
Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга. Линейное представление информации не обеспечивает надлежащей свободы формирования ассоциаций, препятствуя творческому подходу к обработке информации и действенномуее запоминанию.
Человеческий мозг устроен так, что ему гораздо проще и лучше воспринимать информацию наглядно. Исходя из этого была выделена теория радиантного мышления, разработанная психологом Т. Бьюзеном как концептуальное основание для проектирования нового метода обучения, получившего название метод интеллект–карт. Суть его состоит в следующем: берется какая-то определенная центральная идея далее от нее, как ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, связанные с основной идеей. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи и т.д. В качестве центральной идеи может выступать вопрос, проблема, задача или некоторая область знания, а ветвями - пути решения данной идеи.
Преимущества метода интеллекткарт перед традиционным конспектированием:
Экономия времени от записывания только относящихся к делу слов;
Экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде интеллекткарт;
Мозгу намного проще воспринимать и фиксировать в памяти цветную многомерную интеллекткарту, чемоднообразный, снижающий внимание линейный конспект;
Метод интеллекткарт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового.
Использование интеллект–карт в процессе обучения, дает возможность эффективно решать образовательные задачи, связанные:
С формированием информационной компетентностью учеников:
Выделение познавательной цели;
Поиск информации;
Формирование понятий и установление связей между ними;
Структурирование знаний их синтез и анализ;
Классификация, систематизация и обобщение;
С формированием коммуникативной компетентностью учеников:
Обобщение и взаимодействие;
Учебное сотрудничество;
Умение дискутировать;
С личностным развитием учеников:
Самопознание, самопонимание;
Развитие креативности.
Кроме того интеллект – карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений. Классному руководителю - в познании личности ученика, самопознании. Планировании внеклассных мероприятий, работе с родителями.
Таким образом, интеллект-карты позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Существует множество программных продуктов для создания интеллект карт. Одна из наиболее известных программ это – iMindMap, которая имеет простой в применении интерфейс и поддерживает русский язык. Но главное, карты ума получаются более «живые» и интересные, чем в аналогичных редакторах, где они имеют несколько научный вид.
Рассмотрим построение интеллект карт на примере раздела «Кодирование информации» по теме «Кодирование числовой информации». Создание интеллект карты начинается с выбора центральной идеи, у нас это «Кодирование информации». От данной идеи следуют такие ветви:
Кодирование текстовой информации;
Кодирование графической информации;
Кодирование числовой информации;
Кодирование звуковой информации.
На первом уровне изучения «Кодирования числовой информации» рассматриваются:
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
На втором уровне появляются следующие ветви:
Непозиционные системы счисления;
Позиционные системы счисления.
На следующем уровне от ветви «Позиционные системы счисления» отходят ветви:
Перевод чисел в позиционных системах счисления;
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
На четвертом уровне от ветви «Перевод чисел в позиционных системах счисления» отходит такие ветви:
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления;
Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления;
На этом же уровне от ветви «Арифметические операции в позиционных системах счисления» образуются следующие ветви:
Сложение;
Вычитание;
Умножение;
Деление.
Таким образом, использование интеллект - карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД. Кроме того объемная информация в данном методе представлена в структурированном виде, т.е. в форме схемы доступной для понимания и облегчения усвоения, запоминания и использования информации. |