Приложение 2
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: информатика и ИКТ, повторительно-обобщающий урок.
Тема: Двоичное кодирование информации.
Продолжительность: 40 минут.
Класс: 9, 10 классы.
Технологии: использование компьютерной презентации, выполненной в
программе PowerPoint.
Конспект урока:
Цели урока:
активизировать мыслительную деятельность;
формировать умения и навыки в разных видах практической деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить базовые представления об информации;
повторить ранее изученный материал, соответствующий теме урока;
углубить понимание основных понятий и закрепить навык работы с информацией;
сравнить представление разных видов информации в компьютере;
систематизировать знания по теме;
показать заинтересованность учащихся в использовании ИКТ, их преимуществ;
организовать и провести контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся.
Воспитательные:
воспитывать активность и сознательность детей, умение работать в группе, умение контролировать и оценивать свою деятельность;
формировать логическое и системное мышление;
привить учащимся интерес к информатике с цель использования в повседневной жизни.
Развивающие:
уметь концентрировать внимание;
развивать интеллектуальные умения и мыслительные операции – анализ и синтез, сравнение, обобщение.
развивать коммуникативные навыки;
расширять общий кругозор.
Оборудование и материалы:
мультимедийный компьютер учителя;
проектор;
экран настенный;
компьютерная презентация (4 модуля);
плакаты;
маркерная доска;
персональные компьютеры учащихся с аудиосистемой;
дидактический материал на каждом компьютере;
дидактический материал для каждого ученика;
учебник;
рабочая тетрадь.
Форма использования презентации:
проецирование на настенный экран при фронтальной работе с классом;
индивидуальный просмотр на экране монитора при выполнении задания;
просмотр на экране монитора при работе в группах (по необходимости).
Ход урока
Организационный момент (приветствие учителя, выявление отсутствующих учащихся). – 1 мин.
Объявление темы урока и постановка проблемы, которую нужно решить. – 1 мин.
Сегодня на уроке мы будем говорить о представлении разных видов информации в компьютере. Вы вспомните теоретический материал, выполните практическое задание, углубите свои знания по теме «Информация. Представление информации. Двоичное кодирование информации.». Вместе мы сравним полученные результаты, систематизируем их, сформулируем вывод.
(Презентация «Повторение» - слайды 1-2).
Этап – Фронтальная работа - Проверка домашнего задания. – 5 мин.
Учитель просит ответить учащихся на сформулированные вопросы, затем при получении правильного ответа в качестве дидактического материала показывает соответствующие слайды презентации.
Вопросы для размышления:
Дайте понятие информации.
(Дети дают разные определения информации, в том числе, используя содержательный подход).
Перечислите виды информации и их взаимосвязь.
Почему компьютер использует двоичную систему счисления?
Все виды информации в компьютере кодируются на машинном языке, в виде … (продолжите высказывание).
Назовите минимальную единицу измерения количества информации.
Следующей по величине единицей является … (продолжите высказывание).
Назовите кратные байту единицы измерения количества информации.
(Презентация «Повторение» - слайды 3-7).
Этап – Индивидуальная работа учащихся за ПК. – 13-15 мин.
Учащимся выдается задание (в соответствии с группой см.п.5).
Перед работой за компьютером:
учащиеся выполняют физкультминутку,
повторяют технику безопасности при работе за компьютером.
Работа за компьютером:
каждый учащийся индивидуально за своим рабочим местом просматривает фрагмент презентации, указанный в полученном задании;
обдумывает ответы на вопросы, выполняет записи в тетради.
После работы за компьютером: учащиеся выполняют физкультминутку.
Задание для учащихся группы 1.
Индивидуальная работа:
Просмотреть фрагмент презентации «Представление символьной информации» - слайды 1-8.
Выполнить демонстрационную программу «Отображение двоичного кода символа» для двух разных символов; результаты записать в тетрадь.
Вспомнить и записать в тетрадь формулы вычисления количества различных символов, которые можно закодировать в традиционной кодировке ASCII и в современной кодировке Unicode.
Работа в группе:
Подготовить ответ по теме «Двоичное кодирование текстовой информации».
Задание для учащихся группы 2.
Индивидуальная работа:
Просмотреть фрагмент презентации «Представление символьной информации» - слайды 9-15.
Выполнить демонстрационные программы «Перевод целых чисел» и «Перевод целых чисел со знаком»; результаты записать в тетрадь.
Вспомнить и записать в тетрадь формулы вычисления максимального значения целого неотрицательного числа и максимального положительного числа (с учетом выделения одного разряда на знак) для целых чисел со знаком.
Работа в группе:
Подготовить ответ по теме «Двоичное кодирование числовой информации».
Задание для учащихсяв группы 3.
Индивидуальная работа:
Просмотреть фрагмент презентации «Представление графики» - слайды 1-9.
В графическом редакторе Paint последовательно: установить два любых цвета, определить интенсивность базовых цветов в системе цветопередачи RGB; результаты записать в тетрадь.
Вспомнить и записать в тетрадь: а)понятие пространственной дискретизации; б)формулу вычисления количества цветов, отображаемых на экране монитора в зависимости от глубины цвета.
Работа в группе:
Подготовить ответ по теме «Двоичное кодирование графической информации».
Задание для учащихся группы 4.
Индивидуальная работа:
Просмотреть фрагмент презентации «Представление звука» - слайды 1-6.
Прослушать варианты звука из презентации; результаты записать в тетрадь.
Вспомнить и записать в тетрадь: а)понятие временной дискретизации; б)формулу вычисления количества различных уровней сигнала в зависимости от глубины звука.
Работа в группе:
Подготовить ответ по теме «Двоичное кодирование звуковой информации».
Этап – Работа учащихся в группах. – 5-7 мин.
Обсуждение и выполнение задания на проверку понимания просмотренных фрагментов презентации.
Подготовка записей ответов на доске (по одному учащемуся от каждой группы).
Результат работы(эталон):
Группа 1
N=2I , где I-информационный вес одного символа,
в кодировке ASCII I=8, в кодировке Unicode I=16
Группа 2
A=2n-1
A=2n-1-1 , где A-число, n-количество разрядов
Группа 3
N=2I , где I-глубина цвета.
Группа 4
N=2I , где I-глубина звука.
Этап – Фронтальная работа – 6-8 мин.
Представление и защита выполненных заданий.
Этап – Фронтальная работа – 2-3 мин.
Сравнение и обобщение полученных результатов. Вывод.
Этап – Итоги урока. – 3-5 мин.
Подведение итогов урока учителем - оценивается работа каждого учащегося.
Домашнее задание.
Список литературы
Угринович Н.Д., УМК «Информатика и ИКТ» 8-11классы. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Астафьева Н.Е. и др., Информатика в схемах. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Семакин И.Г., Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
Библиотека компьютерных проектов гимназии., 2006-2007 уч.год.
|