Скачать 113.65 Kb.
|
Консультация для педагогов ДОУ «Организация мастер-класса в ДОУ» Воспитатель группы № 8 «Солнышко» МБДОУ Д/С №37 «Родничок» Самарина Л.В. Г.Чайковский 2012г. Организация мастер-класса в ДОУ Мастер-класс – форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих перед поставленную ними задачу. (Это показательный урок (занятие) специалиста для работающих без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя.) Уникальность этой формы общения заключается в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. Преимущества подхода : -высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами; -приобретение и закрепление практических знаний и навыков; -развитие гибкости мышления; -возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле. Для того, чтобы организовать мастер-класс в ДОУ, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка.
Благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ДОУ. Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен: -для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу; -педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т.п.; -педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности; -специалистов, у которых есть портфолио (список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне); -методистов образовательных учреждений/ Мастер-класс предполагает: -описание общего алгоритма работы; рассказом о том, как можно использовать подобные -анализ одной или нескольких конкретных работ с подходы в своей деятельности; -обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий; -подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования; -ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы. При организации мастер-класса должно быть обязательно предусмотрено следующее: -удобное для проведения занятий помещение; -проектор (для показа схем и иллюстраций); -канцелярские принадлежности (листы ватмана, цветные маркеры и т.д.); -вода, чай, кофе, продукты питания для использования в перерыве и др. Для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определенного пакета документов: -положение о мастер-классе; -памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса; -информационная справка о мастер-классе; -план-конспект мастер-класса; -анкета для участника мастер-класса; -справка для участника мастер-класса. Положение о мастер-классе -это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особой формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении. Памятка для педагога-мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса. План-конспект мастер-класса Это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами. Анкета для участников МАСТЕР-КЛАССА необходима, ВО-ПЕРВЫХ, ДЛЯ ФИКСАЦИИ МНЕНИЙ, ПОЖЕЛАНИЙ, ЗАМЕЧАНИЙ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА, Т.Е. СТАНОВИТСЯ НЕОБХОДИМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ЭТАПА РЕФЛЕКСИИ. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом. Справка оправдательный документ, подтверждающий присутствие участников на данном образовательном мероприятии. Она же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовке к аттестации. Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность Памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса
1.1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:
1.2. Структура объявления о мастер-классе:
1.3. Подготовка помещения:
1.4. Регистрация участников:
1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации). План-конспект имеет следующую структуру:
2. Этап реализации (примерный) 2.1. Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность). 2.2. Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера. 2.3. Постановка целей и задач мастер-класса. 2.4. Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т. п.). 2.5. Представление опыта педагога-мастера как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов его работы с использованием тех или иных форм:
2.7. Индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости). 2.8. Осуществление видеозаписи (или фотографирование) мастер-класса. 3. Этап рефлексии 3.1. Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер-класса. 3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т. п.). 3.3. Общая дискуссия. 3.4. Заключительное слово педагога-мастера. 3.5. Опрос участников мастер-класса (анкетирование). 3.6. Заполнение книги отзывов. Для наиболее заинтересованных участников мастер-класса: 3.7. Возможность ознакомиться с образовательной программой. 3.8. Консультации педагога-мастера. 3.9. Форум на сайте. 3.10. Видеозапись мастер-класса. 3.11. Возможность пригласить педагога-мастера в свое ДОУ, где внедряется его методика, с целью получения профессиональной помощи. Информационная справка о мастер-классе Структура информационной справки:
План-конспект мастер-класса Тема:_________________________________________________________ Педагог-мастер_______________________________________________ Дата проведения_____________________________________________ Время проведения__________________________________________ Место проведения_________________________________________ Продолжительность мастер-класса_____________________________ Цель мастер-класса:_________________________________________ Задачи:
Оборудование: ____________________________________________________ Раздаточный материал:____________________________________________ Ход мастер-класса:
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью:_____________________________________________ Анкета для участника мастер-класса Название мастер класса:___________________________ Ф.И.О. педагога, ведущего мастер-класс______________ Дата____________________________________________ Место проведения_________________________________ Уважаемый родитель! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов. 1.Из каких источников Вы узнали об этом мастер-классе? -сайт образовательного учреждения; -объявление в группе; -другие источники____________________________________ 2. Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс? -стремление познакомиться с известным в городе (саду) педагогом; -желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями; -приобрести практический опыт совместной творческой деятельности с детьми; -простое любопытство; -обязали воспитатели; -другое_____________________________________________ 3. Что Вам понравилось? -оригинальная методика; -личность педагога; -инновационные подходы; -отдельные педагогические приемы; -техническое оснащение; -структура занятия; -организация мастер- класса; -атмосфера мастер-класса; -другое______________________________________________ 4. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений? -методика; -отдельные педагогические приемы; -техническое оснащение; -структура занятия; -организация мастер-класса; -другое______________________________________________ 5. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс? -стала понятной авторская система педагога-автора; -повысилась моя компетентность по ряду аспектов; -получил следующие навыки___________________________ 6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?_________________________ 7. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными?__________________________ 8. Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса? 9. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?______________________________________________________ 10. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?_________________________________________________________________ 11. В заключении опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе: Пол__________________________________________________________ Возраст_______________________________________________________ Должность____________________________________________________ Благодарим Вас за участие в опросе! |