Скачать 154.33 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКАУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине “ Теория и методика обучения первому иностранному языку ” для специальности – 033200 / 050303 «Иностранный язык» Рассмотрено и утвержденона заседании кафедры от «12» октября 2006 г. ВОРОНЕЖ 2006В Ы П И С К А из Госстандарта по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» (немецкому) Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способности к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях. Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне. Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку. Аудиовизуальные технологии обучения. Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра немецкого языка Программа учебной дисциплины«Теория и методика обучения первому иностранному языку» для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык» (Заочное отделение) Трудоемкость - 404 В том числе аудиторных - 62 Из них: лекционных - 32 практических - 30 СРС - 342 Форма отчетности: зачет в 5,6 семестрах; экзамен в 7 семестре. по учебному плану 2005 года Составитель: к.п.н., доц. Спиридовская Л.А. ВОРОНЕЖ 20061. Пояснительная записка Курс «Теории и методика обучения иностранному языку» базируется на психолого-педагогических и лингвистических дисциплинах. Из дисциплин психолого-педагогического блока наиболее важны межпредметные связи с дидактикой и педагогической психологией. Из дисциплин лингвистического блока наиболее актуальны межпредметные связи с языкознанием, лингвистикой текста, структурной лингвистикой, психолингвистикой, когнитивной лингвистикой. Многие фактические данные почерпнуты из курса страноведения изучаемых стран. Курс «Теории и методики обучения иностранному языку» направлен на формирование у студентов факультета иностранных языков различных видов компетенций, относящихся к самому человеку как личности, его взаимодействию с социальной сферой и его непосредственной профессиональной деятельности. Ключевыми компетенциями для студентов факультета иностранных языков являются следующие:
3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
Курс теории и методики обучения иностранным языкам (ИЯ) призван показать роль и место ИЯ в системе иноязычного образования, возможности предмета «ИЯ» для развития личности учащегося, а также его приобщения к культуре стран изучаемого языка. Курс теории и методики обучения должен готовить учителей, способных преподавать иностранные языки на достаточном научном и профессиональном уровне. Настоящий курс преследует следующие цели:
В целом курс методики обучения ИЯ призван сформировать у студентов следующие знания, умения и навыки: знание теоретических основ методики, содержания обучения основным аспектам и видам речевой деятельности, знание школьных программ, государственного стандарта, учебно-методических комплектов; навыки и умения планирования урока и деятельности учащихся, работы над языковым и речевым материалом. Представленная рабочая программа рассчитана на 195 аудиторных часов, из них 100 лекционных и 95 практических. Курс читается в течение 5, 6 семестров и 7 семестра, 5,6 семестры завершаются зачетом, а 7 семестр – экзаменом. По учебному плану предусмотрены также курсовая и выпускная квалификационная работы по методике преподавания иностранных языков (10 семестр). Учебным планом предусмотрена педпрактика в 8 семестре по немецкому языку (6 недель) и в 9 семестре по двум языкам (9 недель). 2. Тематический план
3. Содержание курсаРаздел 1. Теоретические основы методики обучения ИЯ. Роль и место ИЯ в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «ИЯ» для развития личности учащегося, а также его приобщения к культуре стран изучаемого языка. Задачи курса методики и его место в системе подготовки учителя немецкого языка. Предмет методики как науки. Основные методы исследования. Основные методические понятия: метод, принцип, методический прием, система обучения. Связь методики со смежными науками: лингвистикой, психологией, педагогикой. Система обучения ИЯ в средней школе. Цели обучения ИЯ в средней школе на современном этапе: практическая, общеобразовательная, развивающая и воспитательная. Понятие содержания обучения ИЯ и его основные компоненты. Отражение содержание обучения в программах. Понятие «Госстандарт» и содержание обучения ИЯ. Выделение «базового уровня» и проектирование на его основе вариативных учебных планов. Понятия «профильная школа и профильный уровень». Основные и вспомогательные средства обучения. Концептуальные основы учебника ИЯ. УМК в разных типах учебных заведений. Система упражнений и ее основные компоненты. Проблема взаимодействия навыков и умений и ее отражение в системе упражнений. Основные этапы развития методики как науки. Краткий исторический обзор методики обучения ИЯ в России и за рубежом в 19 и начале 20 века. Переводные, прямые, смешанные, аудиовизуальный и аудиолингвальный методы. Развитие советской методики. Основные тенденции и направления в развитии методики обучения ИЯ на рубеже 20-21 веков. Современные технологии обучения ИЯ. Аудиовизуальные технологии обучения (фотографирование, видеозапись, мультмедиа). Аудиовизуальная информация и ее виды. Психологические основы восприятия аудиовизуальной информации. Типология аудио, -видео-, компьютерных учебных пособий и дидактические принципы их построения. Интерактивные технологии обучения. Раздел 2. Обучение основным видам речевой деятельности. Обучение немецкому произношению, лексике, грамматике. Лингвопсихологическая характеристика слухопроизносительных, лексических и грамматических навыков. Проблема отбора минимизации языкового материала. Основные этапы работы над фонетикой, лексикой, грамматикой. Основные виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, Лингвопсихологическая характеристика и обучение этим видам речевой деятельности. Типология упражнений. Требования программ к уровню навыков аудирования, говорения, чтения, письма. Основные виды чтения. Обучение чтению с извлечением основной информации и с пониманием основного содержания. Понятие письмо и письменная речь. Раздел 3. Организация процесса обучения немецкому языку в средней школе. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Функции, объекты, виды и формы контроля. «Госстандарт» в обучении ИЯ и проблема контроля. Тестирование. Планирование процесса обучения немецкому языку в школе. Цели и виды планирования. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Анализ и обобщение педагогического опыта. Обязательный курс ИЯ в средней школе. Базовый уровень и содержание обучения. Раннее обучение ИЯ. Особенности обучения ИЯ детей в начальной школе. УМК по немецкому языку под редакцией Н.П.Каменецкой, Г.В.Яцковской. Содержание и организация обучения немецкому языку в 5-6 классах. Содержание и организация обучения немецкому языку в 7-9 классах. Основные методические положения. Учебник «Шаги» под редакцией И.Л.Бим. Старшая ступень обучения немецкому языку. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов. Учебник «Контакты» Ворониной Г.И., Карелиной И.В. Обучение немецкому языку в условиях вариативности типов школ, учебных планов, альтернативных учебников. Обучение немецкому языку в малокомплектной сельской школе в малочисленных классах. Содержание и организация обучения ИЯ в классах с углубленным преподаванием немецкого языка. Обучение ИЯ в языковых гимназиях и профильных школах. Факультативный курс немецкого языка. Внеклассная работа по ИЯ. Ее принципы, виды, формы. Содержание и организация элективных лингвистических курсов. Справка о самостоятельной работе студентов.Самостоятельная работа студентов факультета иностранных языков в рамках курса заключается, прежде всего, в изучении методической литературы, статей в методических журналах, в частности в журнале «Иностранные языки в школе», учебно-методических пособий, альтернативных учебников по немецкому языку. Студентам также предлагается самостоятельно составить мини-конспекты урока, тестовые задания для учащихся, разработать наглядные пособия, различные типы упражнений и т.д. Некоторые разделы, например, «Методы обучения ИЯ за рубежом» рассматриваются на лекции лишь в общих чертах, их более детальное изучение осуществляется самостоятельно. Количество и качество самостоятельно подготовленного материала проверяется в течение семестра, а также при сдаче студентами зачета или экзамена по методике. Студенты, проявляющие особый интерес к методике обучения ИЯ, могут также готовить и выступать с ними на заседаниях методических кружков и студенческих научных конференциях. Зачет выставляется преимущественно по результатам работы на практических занятиях. Для студентов, имеющих пропуски, а также не проявивших активности на практических занятиях, зачет проводится в форме собеседования. На зачет выносятся вопросы, раскрывающие основные методические категории, подходы к обучению языковым аспектам и видам речевой деятельности, а также содержание и организацию языкового образования в школе на базовом и профильном уровне. 4. Список рекомендуемой литературы: Основной
Дополнительный
5. Вопросы к экзамену по методике (4 курс, 7 семестр):
|