Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 154.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер154.33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



КАФЕДРА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине “ Теория и методика обучения первому иностранному языку ”

для специальности – 033200 / 050303 «Иностранный язык»





Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

от «12» октября 2006 г.




ВОРОНЕЖ 2006




В Ы П И С К А
из Госстандарта по дисциплине

«Теория и методика обучения иностранному языку» (немецкому)
Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способности к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.

Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне.

Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.

Аудиовизуальные технологии обучения.

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра немецкого языка


Программа учебной дисциплины



«Теория и методика обучения первому иностранному языку»
для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»

(Заочное отделение)

Трудоемкость - 404

В том числе аудиторных - 62

Из них: лекционных - 32

практических - 30

СРС - 342

Форма отчетности:

зачет в 5,6 семестрах;

экзамен в 7 семестре.

по учебному плану 2005 года


Составитель:

к.п.н., доц. Спиридовская Л.А.

ВОРОНЕЖ 2006



1. Пояснительная записка
Курс «Теории и методика обучения иностранному языку» базируется на психолого-педагогических и лингвистических дисциплинах. Из дисциплин психолого-педагогического блока наиболее важны межпредметные связи с дидактикой и педагогической психологией. Из дисциплин лингвистического блока наиболее актуальны межпредметные связи с языкознанием, лингвистикой текста, структурной лингвистикой, психолингвистикой, когнитивной лингвистикой. Многие фактические данные почерпнуты из курса страноведения изучаемых стран.

Курс «Теории и методики обучения иностранному языку» направлен на формирование у студентов факультета иностранных языков различных видов компетенций, относящихся к самому человеку как личности, его взаимодействию с социальной сферой и его непосредственной профессиональной деятельности. Ключевыми компетенциями для студентов факультета иностранных языков являются следующие:

  1. Компетенции, относящиеся к будущей профессиональной деятельности студентов факультета иностранных языков:

    • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; проблемные ситуации методического характера – их создание и решение; интеллектуальная деятельность;

    • компетенции деятельности: учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

    • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной почтой, интернет технологией в методических целях;

  2. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности:

    • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире;

    • компетенции интеграции; структурирование знаний, ситуативно-адекватный актуализации знаний и их расширение;

    • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; совершенствование владения иностранным языком;

3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, коллегами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций, этикета; межкультурное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.


Курс теории и методики обучения иностранным языкам (ИЯ) призван показать роль и место ИЯ в системе иноязычного образования, возможности предмета «ИЯ» для развития личности учащегося, а также его приобщения к культуре стран изучаемого языка.

Курс теории и методики обучения должен готовить учителей, способных преподавать иностранные языки на достаточном научном и профессиональном уровне.

Настоящий курс преследует следующие цели:

  1. Создать у студентов теоретическую базу для их будущей профессиональной деятельности.

  2. Познакомить студентов с наиболее важными методами, средствами и организационными формами обучения ИЯ.

  3. Сформировать у них умения творчески и эффективно применять эти методы, средства и формы обучения на базовом и профессиональном уровнях.

  4. Познакомить студентов с современными аудиовизуальными и мультимедийными технологиями ИЯ.

В целом курс методики обучения ИЯ призван сформировать у студентов следующие знания, умения и навыки: знание теоретических основ методики, содержания обучения основным аспектам и видам речевой деятельности, знание школьных программ, государственного стандарта, учебно-методических комплектов; навыки и умения планирования урока и деятельности учащихся, работы над языковым и речевым материалом.

Представленная рабочая программа рассчитана на 195 аудиторных часов, из них 100 лекционных и 95 практических. Курс читается в течение 5, 6 семестров и 7 семестра, 5,6 семестры завершаются зачетом, а 7 семестр – экзаменом.

По учебному плану предусмотрены также курсовая и выпускная квалификационная работы по методике преподавания иностранных языков (10 семестр).

Учебным планом предусмотрена педпрактика в 8 семестре по немецкому языку (6 недель) и в 9 семестре по двум языкам (9 недель).

2. Тематический план




Наименование разделов и тем

Трудоем-

кость

В том числе аудиторных

СРС

Всего

Лекции

Практ.

1.

Методика как наука и ее основные категории.

24

4

2

2

20

2.

Связь методики с базовыми науками.

12

2

2




10

3.

Цели, содержание и средства обучения ИЯ.

24

4

2

2

20

4.

Система упражнений в обучении ИЯ.

12

2




2

10

5.

Основные направления отечественной и зарубежной методики обучения ИЯ в 19-20 вв.

24

4




4

20

6.

Основные тенденции и проблемы современного этапа модернизации отечественного языкового образования.

12

2

2




10

7.

Формирование слухопроизносительных, лексических, грамматических навыков в школе.

60

10

6

4

50

8.

Обучение основным видам речевой деятельности.

60

10

4

6

50

9.

Современные технологии обучения ИЯ (аудиовизуальные, интерактивные, мультимедийные).

12

2

2




10

10.

Контроль ЗУН и планирование.

24

4

2

2

20

11.

Содержание и организация обучения немецкому языку на разных ступенях обучения.

74

12

6

6

62

12.

Обучение немецкому языку в условиях вариативности школы (в условиях сельской школы, профильной школы, немецкого языка как второго)

66

6

4

2

60

ИТОГО:

404

62

32

30

342
3. Содержание курса

Раздел 1. Теоретические основы методики обучения ИЯ.

Роль и место ИЯ в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «ИЯ» для развития личности учащегося, а также его приобщения к культуре стран изучаемого языка.

Задачи курса методики и его место в системе подготовки учителя немецкого языка. Предмет методики как науки. Основные методы исследования. Основные методические понятия: метод, принцип, методический прием, система обучения.

Связь методики со смежными науками: лингвистикой, психологией, педагогикой.

Система обучения ИЯ в средней школе. Цели обучения ИЯ в средней школе на современном этапе: практическая, общеобразовательная, развивающая и воспитательная. Понятие содержания обучения ИЯ и его основные компоненты. Отражение содержание обучения в программах. Понятие «Госстандарт» и содержание обучения ИЯ. Выделение «базового уровня» и проектирование на его основе вариативных учебных планов. Понятия «профильная школа и профильный уровень».

Основные и вспомогательные средства обучения. Концептуальные основы учебника ИЯ. УМК в разных типах учебных заведений.

Система упражнений и ее основные компоненты. Проблема взаимодействия навыков и умений и ее отражение в системе упражнений.

Основные этапы развития методики как науки. Краткий исторический обзор методики обучения ИЯ в России и за рубежом в 19 и начале 20 века. Переводные, прямые, смешанные, аудиовизуальный и аудиолингвальный методы.

Развитие советской методики. Основные тенденции и направления в развитии методики обучения ИЯ на рубеже 20-21 веков.

Современные технологии обучения ИЯ. Аудиовизуальные технологии обучения (фотографирование, видеозапись, мультмедиа). Аудиовизуальная информация и ее виды. Психологические основы восприятия аудиовизуальной информации. Типология аудио, -видео-, компьютерных учебных пособий и дидактические принципы их построения. Интерактивные технологии обучения.
Раздел 2. Обучение основным видам речевой деятельности.

Обучение немецкому произношению, лексике, грамматике. Лингвопсихологическая характеристика слухопроизносительных, лексических и грамматических навыков. Проблема отбора минимизации языкового материала. Основные этапы работы над фонетикой, лексикой, грамматикой.

Основные виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, Лингвопсихологическая характеристика и обучение этим видам речевой деятельности. Типология упражнений. Требования программ к уровню навыков аудирования, говорения, чтения, письма. Основные виды чтения. Обучение чтению с извлечением основной информации и с пониманием основного содержания. Понятие письмо и письменная речь.
Раздел 3. Организация процесса обучения немецкому языку в средней школе.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся. Функции, объекты, виды и формы контроля. «Госстандарт» в обучении ИЯ и проблема контроля. Тестирование.

Планирование процесса обучения немецкому языку в школе. Цели и виды планирования. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Анализ и обобщение педагогического опыта.
Обязательный курс ИЯ в средней школе. Базовый уровень и содержание обучения.

Раннее обучение ИЯ. Особенности обучения ИЯ детей в начальной школе. УМК по немецкому языку под редакцией Н.П.Каменецкой, Г.В.Яцковской.

Содержание и организация обучения немецкому языку в 5-6 классах.

Содержание и организация обучения немецкому языку в 7-9 классах. Основные методические положения. Учебник «Шаги» под редакцией И.Л.Бим.

Старшая ступень обучения немецкому языку. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов. Учебник «Контакты» Ворониной Г.И., Карелиной И.В.

Обучение немецкому языку в условиях вариативности типов школ, учебных планов, альтернативных учебников. Обучение немецкому языку в малокомплектной сельской школе в малочисленных классах. Содержание и организация обучения ИЯ в классах с углубленным преподаванием немецкого языка. Обучение ИЯ в языковых гимназиях и профильных школах.

Факультативный курс немецкого языка. Внеклассная работа по ИЯ. Ее принципы, виды, формы.

Содержание и организация элективных лингвистических курсов.

Справка о самостоятельной работе студентов.



Самостоятельная работа студентов факультета иностранных языков в рамках курса заключается, прежде всего, в изучении методической литературы, статей в методических журналах, в частности в журнале «Иностранные языки в школе», учебно-методических пособий, альтернативных учебников по немецкому языку.

Студентам также предлагается самостоятельно составить мини-конспекты урока, тестовые задания для учащихся, разработать наглядные пособия, различные типы упражнений и т.д.

Некоторые разделы, например, «Методы обучения ИЯ за рубежом» рассматриваются на лекции лишь в общих чертах, их более детальное изучение осуществляется самостоятельно.

Количество и качество самостоятельно подготовленного материала проверяется в течение семестра, а также при сдаче студентами зачета или экзамена по методике.

Студенты, проявляющие особый интерес к методике обучения ИЯ, могут также готовить и выступать с ними на заседаниях методических кружков и студенческих научных конференциях.

Зачет выставляется преимущественно по результатам работы на практических занятиях. Для студентов, имеющих пропуски, а также не проявивших активности на практических занятиях, зачет проводится в форме собеседования. На зачет выносятся вопросы, раскрывающие основные методические категории, подходы к обучению языковым аспектам и видам речевой деятельности, а также содержание и организацию языкового образования в школе на базовом и профильном уровне.
4. Список рекомендуемой литературы:

Основной




    1. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие / И. Л. Бим. - М. : Просвещение, 1988. – 225 с.

    2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на ИЯ : учеб. пособие / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1978. – 159 с.

    3. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. – М. : Высшая школа, 1982. – 141 с.

    4. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З. И. Клычникова. - М., 1983.

    5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.

    6. Методика обучения ИЯ в средней школе / под редакцией Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий и др. - М. : Высшая школа, 1982. – 373 с.

    7. Мильруд Р. П. Языковой тест : проблемы педагогиче­ских измерений / Р. П. Мильруд, А. В. Матиенко // Иностр. яз. в школе. – 2006. - №5. – С. 7-12.

    8. Пальмер Г. Устный метод обучения ИЯ / Г. Пальмер - М. : Министерство просвещения РСФСР, 1960. – 165 с.

    9. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говоре­нию : пособие для учителей иностранного языка / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 1985. – 207 с.

    10. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 202 с.

    11. Хегболдт П. Изучение иностранных языков / П. Хегболдт - М. : Министерство просвещения РСФСР, 1963. – 158 с.

    12. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М. : Просвещение, 1986. – 223 с.


Дополнительный


        1. Актуальные проблемы модернизации языкового образования в школе и вузе : материалы региональной научно-практической конференции. – Воронеж : Воронежский государственный педуниверситет, 2004. – 347 с.

        2. Концепция образования по иностранным языкам в двенадцатилетней школе // Иностр. яз. в школе. – 2000. – С. 3-5.

        3. Примерные программы по иностранным языкам. – Базовый уровень. Профильный уровень // Иностр. яз. в школе. – 2005. - №6. – С. 2-30.


5. Вопросы к экзамену по методике (4 курс, 7 семестр):


  1. Методика как наука и ее предмет. Методы исследования, используемые в методике как науке.

  2. Метод как одна из основных методических категорий.

  3. Принципы обучения как одна из основных методических категорий. Дидактические и частнометодические принципы.

  4. Цели обучения ИЯ на современном этапе развития языкового образования.

  5. Содержание обучения ИЯ как одно из основных методических понятий. Основные компоненты содержания обучению и их отражение в Госстандарте.

  6. Средства обучения ИЯ как одно из методических понятий. Проблема школьного учебника в условиях вариативности языкового образования.

  7. Основные виды упражнений и система упражнений.

  8. Связь методики с лингвистикой, психологией, педагогикой.

  9. Основные направления в развитии зарубежной и отечественной методики в 19-20 вв.

  10. Основные тенденции и проблемы современного этапа модернизации отечественного языкового образования.

  11. Цели, содержания и приемы обучения иноязычному произношению.

  12. Формирование лексических навыков в школе.

  13. Обучение грамматике немецкого языка в школе.

  14. Формирование умений аудирования в школе.

  15. Обучение диалогической и монологической речи на ИЯ в школе.

  16. Чтение как вид речевой деятельности. Обучение разным видам чтения в школе.

  17. Письмо как вид РД. Обучение письму и письменной речи.

  18. Функции, объекты и виды контроля. Тестирование как один из приемов контроля.

  19. Содержание и организация раннего обучения ИЯ.

  20. Содержание и организация обучения немецкому языку в 5-6 классах.

  21. Содержание и организация обучения в 7-9 классах. Понятие «базового уровня».

  22. Старшая ступень обучения немецкому языку в школе. Понятие «Профессиональная школа».

  23. Обучение немецкому языку в условиях вариативной школы (малокомплектной школе, профильных классах/школах).

  24. Современные технологии обучения ИЯ (аудиовизуальные, интерактивные, мультимедийные).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск