Скачать 103.83 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7 КЛАССЕ «МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ» Разработала: учитель информатики Кукушкина Наталья Константиновна Торжок, 2011. Урок – путешествие «Модели объектов и их назначение» Цели: - сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование», - создать четкое представление о видах моделей, а так же целях и значении процесса моделирования, - отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord, - способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, - воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность. Оборудование: - интерактивная доска, - компьютеры учащихся, - файл: Презентация «Модели объектов» (Приложение 1), - бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 2), - «Памятка по технике безопасности» (Прложение3), - Информатика: учебник 7 класса\Л.Л.Босова. – М., 2010. - Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса\ Л.Л. Босова. – М., 2010. План урока.
Ход урока.
Приветствие, проверка отсутствующих.
– Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним. – Что называется объектом? Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое. – Какие разновидности объектов вам известны? Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления. – Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля. (слайд 1) А что значит охарактеризовать? Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки. Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди. – Как мы вообще получаем знания об объектах? Изучаем (вследствие изучения). – Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?) С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д. – Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее? Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта. – Кто знает, как называются эти объекты – заместители? Модели.
– Совершенно верно и мы начинаем изучение раздела «Информационное моделирование» и тема сегодняшнего урока «Модели объектов и их назначение», мы сегодня отправляемся в путешествие по городу моделирования. (Слайд 2)(Приложение 1) - Для каждого из вас на партах имеются заготовки для опорного конспекта (Приложение 2), которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь. – Как вы считаете, какова цель нашего путешествия? Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д. – Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы. (Слайд 3) – Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты. – В путь! – И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель. (Слайд 4) – Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение. – Назовите модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд 5) Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя. – Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям? Оригиналами. – Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами. – Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели? Нет – Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель? Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала. – Тогда, как вы думаете, что такое моделирование? (Слайд 5) Процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип). – Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект. – Ну а теперь в город моделирования! (Слайд 6) – Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица! (Слайд 7) – Модели, каких объектов вы здесь видите? Модель атома, модель солнечной системы. – Как вы думаете, зачем создали данные модели? Для изучения атома и солнечной системы. – А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы? Атом – очень маленький, солнечная система – огромная. – Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие? Очень большие или очень маленькие. – А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов. (Слайд 7) – Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете? (Слайд 8) - Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования. Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд 8) – Можете назвать еще одну причину создания моделей? К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро. – Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких? (Слайд 9) Модель самолета, модель вулкана. – Почему создают эти модели? Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого. – Как вы думаете, как называется эта улица? (Слайд 9) Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов. – Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее. Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта. – Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 10), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?) К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала. – Действительно, необходимо запомнить! (Слайд 11) – Пометьте в конспекте. – Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд 12) Швейное ателье. – Помогите модельеру сделать правильный выбор! Модельер для работы должен выбрать манекен. – Моделью, какого объекта является манекен? Человека. – А скелет? Тоже человека. – Почему модельер должен выбрать манекен? Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.
Создание модели цветка. - Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок. 1 ряд – рисует цветок для учебника биологии, 2 ряд – для иллюстрации детской сказки. - Давайте сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы подучили разные результаты. - В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели: какие признаки объекта оригинала она должна отразить. – И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд 13), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города? – Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели? У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования! – Совершенно верно! (Слайд 14) – Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования. (Слайд 15) – Модели, какого объекта здесь представлены? Модели человека. – Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы? Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема). – Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод! (Слайд 16) – Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются натурными, а не объемные – информационными. – Если точнее, то натурные модели, это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. (Слайд 17) Помечайте себе! – А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования информации. (Слайд 17) – Таким образом, какие виды моделей выделяют? Натурные и информационные. – Хорошо! – А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили? Остался вопрос о значении моделирования. – Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд 18) – Вот какую историю он нам хочет поведать: «В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...» – Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования? Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д. – Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд 19) – Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.
(слайды 20-30)
– Ну, что можно и заканчивать наше путешествие! Но что мы видим? Наши знакомые, предлагают нам попробовать свои силы в моделировании. (Слайд 31) – Отложите свои конспекты и откройте учебники на странице 160 – компьютерный практикум, задание №5 четвертой работы. Ознакомьтесь с заданием. – Что необходимо сделать? Составить информационную модель, в виде пятистрочника (сиквейна), одного из предложенных объектов (на выбор), используя среду текстового процессора MS Word. (Рассматривается пример «Вулкан») – По какому правилу строится сиквейн? (Слайд 32) (Перечисляют) – Вспомним основные правила работы за компьютером. – Работаем по парам, как вы сидите. Объект для моделирования выбираете самостоятельно из предложенного списка. (Выполняют задание №5 из практической работы №4, стр. 160) – Что получилось? Зачитывают свои ответы. – Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали? Информационную – Ну что жители остались довольны, и мы заканчиваем наше путешествие. (Слайд 33)
– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке? Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование. Упражнение. -На парте стоят различные модели. Возьмите любую игрушку и укажите свойства предметов, которые должны сохраняться и к каким видам моделей их можно отнести. Например, строение тела игрушечной собаки должно соответствовать реальности. В то же время пропорции могут быть сильно искажены. – А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку? Моделями. – Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект? Множество – Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока? Например, параграф учебника по данной теме.
– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите УЧ: п. 2.1, РТ: №3, 4 (стр. 38-39). – Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке Спасибо за работу! Дополнительные информационные источники:
|