Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 74.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер74.03 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
МИНОБРНАУКИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

С.П. Сущенко

« » 2010 г.

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ


(ОПД.Ф.9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы
НАПРАВЛЕНИЕ 080800 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Томск

2010




УТВЕРЖДЕНО

кафедрой прикладной информатики.

Протокол №50 от 01.12.2010 г.

Зав. кафедрой, профессор

С.П. Сущенко


СОСТАВИТЕЛЬ

д.т.н., профессор кафедры прикладной информатики

В.В. Поддубный


I.Организационно-методический раздел


Цель курса – изучение методов имитационного моделирования систем.

Задача учебного курса – освоение различных методов имитационного моделирования систем разного типа.

Дисциплины-предшественники – теория вероятностей, математический анализ, линейная алгебра, дифференциальные и разностные уравнения.

Требования к уровню освоения дисциплины – умение применять методы имитационного моделирования к моделированию реальных задач на компьютере.

II.Содержание дисциплины

II.1.Лекционный курс

Тема 1. Моделирование как метод исследования


Моделирование как метод научного познания, роль и место вычислительного экспе-римента в исследовательской деятельности. Классификация моделей: понятия мате-матической и компьютерной модели, имитационное моделирование. Моделирование непрерывных, дискретных и гибридных систем. Принципы системного подхода в моделировании. Стадии разработки моделей. Современные программные инструментальные средства моделирования систем.

Тема 2. Общие принципы построения имитационных моделей систем


Использование моделирования при исследовании и проектировании информационных систем. Основные подходы к математическому моделированию. Непрерывные и дискретные, детерминированные и стохастические модели. Сетевые модели и синхронизация событий. Сети Петри. Нейронные сети. Общая последовательность разработки и реализации компьютерных моделей информационных систем. Алгоритмизация моделей. Понятие о статистическом имитационном моделировании. Применение основных предельных теорем теории вероятностей в статистическом моделировании. Псевдослучайные числа и процедуры их машинной реализации.

Тема 3. Моделирование динамических и гибридных систем


Понятие динамической и событийно-управляемой системы, гибридные системы. Принципы компонентного компьютерного моделирования. Иерархические системы. Блоки и связи между ними. Ориентированные и неориентированные блоки и связи. Неявные взаимодействия компонентов. Реализация компонентного моделирования в подсистемах Simulink и Stateflow математического пакета Matlab. Основные библиотечные блоки. Последовательность построения и отладки Simulink-моделей. Понятие карты состояния Харела. Диаграммы Stateflow. Средства анализа результатов моделирования.

Тема 4. Оптимизационный подход к построению математических моделей

Два базовых метода формирования математических моделей. Задачи идентификации в моделировании информационных процессов. Применение методов оптимизации в математическом моделировании. Параметрическая идентификация с заданием допустимой динамической области.

Тема 5. Моделирование систем массового обслуживания


Дискретно-событийный подход к моделированию. Проблемно-ориентированный язык и программная среда GPSS. Предметная область GPSS – системы массового обслуживания (системы с очередями). Общие принципы моделирования информационных и вычислительных процессов в GPSS. Базовые сведения о системе: объекты, переменные и выражения, функции. Модель системы: модельное время и статистика. Внутренняя организация: списки и общая внутренняя последовательность событий. Элементы языка моделирования GPSS. Среда моделирования GPSS: операторы, команды управления, интерактивное взаимодействие.

Тема 6. Планирование экспериментов с моделями систем


Задача планирования экспериментов с использованием компьютерных моделей. Основные понятия теории планирования экспериментов. Факторное пространство, классификация факторов и типы планов экспериментов. Построение матриц планирования. Стратегические планы проведения вычислительных экспериментов с компьютерными моделями. Тактические планы проведения имитационного моделирования: задание начальных условий и параметров и оценка их влияния на достижение установившегося результата. Вопросы обеспечения точности и достоверности результатов имитационного моделирования.

Тема 7. Обработка и анализ результатов моделирования


Особенности статистической обработки результатов вычислительных экспериментов с использованием компьютерных моделей. Постановки задач обработки результатов имитационного моделирования. Статистические методы обработки результатов моделирования систем. Типовые критерии согласия при обработке результатов моделирования. Анализ и интерпретация результатов машинного моделирования: корреляционный и дисперсионный анализ.


II.2.Лабораторный практикум (Семинарские занятия)


Лабораторная работа №1. Знакомство с инструментарием моделирования подсистемы Simulink математического пакета Matlab.

Лабораторная работа №2. Знакомство с инструментарием моделирования подсистемы Stateflow математического пакета Matlab.

Лабораторная работа №3. Моделирование и идентификация динамических систем в среде Matlab.

Лабораторная работа №4. Знакомство с инструментарием среды моделирования GPSS.

Лабораторная работа №5. Моделирование систем массового обслуживания в среде GPSS.

III.Распределение часов курса по темам и видам работ


№№ пп

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час),

в том числе

Самостоятельная

работа







лекции

семинары

лабораторные занятия




1

Моделирование как метод исследования

2

2




0

0

2

Общие принципы построения имитационных моделей систем

20

6




3

11

3

Моделирование динамических и гибридных систем

22

6




4

12

4

Оптимизационный подход к построению математических моделей

14

4




2

8

5

Моделирование систем массового обслуживания

23

6




3

14

6

Планирование экспериментов с моделями систем

20

6




3

11

7

Обработка и анализ результатов моделирования

19

6




3

10

ИТОГО




120

36

0

18

66

IV. Учебно-методическое обеспечение курса

IV.1. Основная литература


  1. Лоу А., Кельтон В. Имитационное моделирование. – СПб.: Питер; Киев: BHV, 2004. – 847 с.

IV.2. Дополнительная литература


  1. Литвинов В.В., Марьянович Т.П. Методы построения имитационных систем. – Киев: Наукова Думка, 1991. – 120 с.

  2. Емельянов А.А. и др. Имитационное моделирование экономических процессов: Учеб. пособие / А.А. Емельянов, Е.А. Власова, Р.В. Дума; Под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с

  3. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука. – М.: Мир, 1978. – 420 с.

  4. Быков В.П. Моделирование информационных систем: Конспекты лекций. – Хабаровск: ДВГУ ПС, 2002. – 42 с.

  5. Дьяконов В.П. MATLAB 6.5 SP1/7 + Simulink 5/6 в математике и моделировании. Серия «Библиотека профессионала». — М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 576 с:

  6. Имитационное моделирование на языке GPSS / Сост. Алтаев А.А. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2001. – 122 с.

IV.3. Программное обеспечение лабораторного практикума


Пакеты прикладных программ для компьютерного моделирования и вычислений – MATLAB for Windows и GPSS.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск