Скачать 100.67 Kb.
|
«Эмпирическое исследование»:
Эмпиризм и теория – два основных , связанных между собой вида знания(способа познания) мира.
Эмпиризм основывается на фактах и ощущениях, полученных опытным путём и вытекающих из их анализа логических умозаключениях( всё . что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить). Эмпирический тип ( В основе - опора на опыты, эксперименты, сбор данных и др.) 1.Рассмотрение , предложенных учителем версий, гипотез. 2.Использование предоставленного учителем алгоритма деятельности 3.Сбор и накопление информации. 4. Проведение опытов и экспериментов. 5.Наблюдение, сравнение, классификация, систематизация. 5. Оформление результатов с использованием схем, диаграмм, графиков, иллюстраций, и т.д. 6. Эмпирическое обобщение полученной информации – составление заключения или выводов.
Эмпирические законы устанавливаются путем обобщения данных наблюдений и экспериментов, они выражают такие регулярные отношения между вещами, которые наблюдаются непосредственно или с помощью достаточно простых приборов. Иначе говоря, эти законы описывают поведение наблюдаемых объектов.
Закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания, закон дедуктивного умозаключения
Закон тождества – «клетка» (клетка животного, клетка растения, и т.д.) Закон противоречия – день-ночь, жизнь-смерть, и т.д. Закон достаточного основания – закон цветоведения, каждое утро встает солнце, отсюда следует, что завтра тоже встанет солнце Закон дедуктивных умозаключений - доказательство теорем в математике,
Эмпирическое исследование (от «эмпирическое» - опытное) - это исследование, проводимое с целью определения и выделения определенных закономерностей. Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого- либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.
8. Какие методы применяются в эмпирическом исследовании и познании? Объяснительно –иллюстративные : рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа. Репродуктивные : лекция, пример, демонстрация. Проблемное изложение: беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии обобщения. Частично- поисковый ( эвристический): диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование. Исследовательские методы: исследовательское моделирование, техническое творчество и проектирование. Методы имперического исследования : наблюдения, описание, опыт, экспертиза, индукция, аналогия. 9. Подробно охарактеризуйте один из методов эмпирического исследования. Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов: – открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя; – периодическое, лонгитюдное (продолжительное) и одиночное с точки зрения хронологической организации наблюдения; – пассивное и активное в зависимости от создания специальных условий; – случайное и систематическое в зависимости от регулярности; – включенное и невключенное с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе. При открытом наблюдении испытуемый знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным. Наблюдение как научный метод является организованным, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание на объект, цель и задачи, время и место наблюдения, длительность и предполагаемый результат. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего, когда и сколько времени, чего можно ожидать. К достоинствам наблюдения можно отнести: – разнообразие собираемых сведений; – сохранение естественный условий деятельности; – использование технических средств (видео-, аудио-); – не обязательное получение предварительного согласия испытуемых. К недостаткам относят: – субъективность информации; – невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс; – значительные затраты времени. Задание 2. Соотнести типы и методы учебного эмпирического исследования.
по теме «Учебное исследование». Задание 1 Разработать урок-исследование с применением элементов одного из типов учебного исследования (поисковое, критическое, уточняющие; воспроизводящие). Конспект урока ОБЖ Тема: « Добывание и очистка воды в походных условиях» Цель урока: изучить методы и способы добывания и очистки воды в походных условиях Задачи: Образовательная: изучить методы и способы очистки воды в походных условиях; провести эксперимент по очистке воды в походных условиях; Развивающая: Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через исследовательскую деятельность Воспитательная: Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей Тип урока: комбинированный ( проверка знаний и объяснение нового материала , практическая часть) Оборудование: учебник, тетрадь, материал для изготовления простейшего фильтра: консервная банка, тонкий чистый речной песок, угли и зола, камни, пластиковая бутылка, вата, активированный уголь) План урока
Ход урока 1. Организационный момент Прозвенел звонок Собрал вас на урок ОБЖ Чтобы каждый очень просто В жизни сам себе помог - проверка готовности учащихся к уроку 2. Проверка домашнего задания Фронтальный опрос 1. Какие вещи ты возьмёшь с собой в первую очередь, если идёшь в дикую природу 2.Что делать , если забыл котелок, кружку,миску и ложку. А крупу взял? 3. Для чего тебе могут понадобитсься верёвки и как их сделать? 4. Как сделать приспособление для переноски вещей? 5 Почему так важно поддерживать одежду и обувь в чистоте и сухости? 6. Как беречь основное средство передвижения пешехода? 7. как можно предохранить ноги от замерзания, от намокания? 3.Изучение нового материала Вводное слово учителя Иногда в жизни бывают такие ситуации, когда можно положиться только на самого себя. Например - если вы случайно заблудились. Так как вы не рассчитывали, что пробудете в походе долго, то о запасах пищи и пригодной для питья воды, заранее не позаботились. И если без пищи можно протянуть достаточно долго, то без воды мы не сможем продержатся дольше нескольких дней. Для добычи воды в таких экстремальных условиях нам понадобятся: какая-угодно емкость, целлофан и камень. Копание небольшого колодца ( конденсатор) Сначала нужно выкопать ямку, глубина которой должна быть примерно, как два размера вашей емкости ( это может быть бутылка, банка, кружка и т.п.). Делать это нужно поздно вечером, это важно! Потому что ночью воздух более влажный, чем днем. На дно ямки ставим емкость. Сверху накрываем ямку целлофаном, а края присыпаем землей или песком таким образом, чтобы между ним и землей не осталось щели. Если нет целлофановой пленки, можно использовать легкую одежду, или в крайнем случае, лист лопуха. Далее, на середину листа кладем очень осторожно камень так, чтобы из пленки получилось что-то, похожее на воронку, конус которой направлен на дно ямы. Емкость на дне ставится для того, чтобы собирать воду, которая конденсируется на нижней стороне пленки и, стекая по конусу натянутой пленки, капает с его вершины в установленную внизу посуду. Вот и все. Через некоторое время в емкости насобирается 1-3 литра чистой воды. Количество скопившейся воды напрямую зависит от разницы дневной и ночной температуры воздуха. 2.Сбор влаги с деревьев Полиэтиленовый мешок, надетый на растение и аккуратно завязанный, собирает влагу и в лесу, и в пустыне. Вода стекает и скапливается в нижней части пакета. 3.Сбор росы Можно пить утреннюю росу, которая собирается на металлических предметах или на кучке гальки, которую надо с вечера уложить на брезент или рубашку. 4.Растопить снег Зимой для получения воды лучше брать снег из плотных сугробов. Если его не на чем растопить, то надо им заполнить фляжку и засунуть ее под верхнюю одежду. Есть снег бесполезно. Жажду он не утоляет, да и воды дает мало. Часто приходится использовать воду из открытых источников. Вода в открытых источниках (реках, озерах, ручьях, болотах и пр.) часто бывает мутной, с привкусом и запахом, а также содержит большое количество различных микробов, среди которых могут быть опасные для здоровья человека. Чтобы сделать воду пригодной к употреблению нужно ее подвергнуть очистке (освободить от мутности и разного крупного мусора) и обеззараживанию (максимально освободить воду от микробов). Существует несколько способов очистки воды: Алюмокалиевые -квасцы Йод Гидроперит Фурацилин Перманганат калия Но в походе может случиться так, что этих средств не окажется. В этом случае мы можем воспользоваться природными растениями –антисептиками: Малина Брусника Зверобой Ромашка Мы с вами поговорим о физическом способе очистки воды. Физические способы подразделяюся на несколько видов. Физические способы Дистилляция Кипячение Отстаивание Фильтрование Практическая часть ( экспериментальная часть) Сейчас мы с вами попробуем очистить воду , взятую из местного пруда. Для этого будем работать группами. 1 группа: Способ очистки – фильтрование.
2 группа: Обеззараживание
раствор йода( две чайные ложки на ведро). 3 группа: Фильтрование: Самодельный фильтр Воронка Марля Активированный уголь 4 группа : Фильтрование Угли Камни Песок Работа в тетради Оформление последовательности проведения исследования Запись вывода Подведение итогов Существуют физические, химические, биологические способы очистки воды. В походе используются физические и химические. К физическим методам очистки воды относятся дистилляция, отстаивания, выпаривание, фильтрация, замораживание, кипячение, фильтрация В походных условиях очистить воду можно не только с помощью химических и физических способов и препаратов таких как таблетки гидроперита, азотнокислого серебра, алюмокалиевых квасцов, марганцовокислого калия, йода, но при помощи различных растений - антисептиков ( ромашка, чистотел, брусника, зверобой). А так же с помощью ягеля, коры дуба, вербы, бересту берёзы; веток ели, сосны, пихты, туи, кедра. Эти знания помогут вам в дальнейшей жизни, чтобы избежать различных заболеваний и отравления. Домашнее задание: Провести очистку воды с помощью растений- антисептиков Задание 2. Соотнести типы учебного эмпирического исследования и методы познания
1.Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа) 2.Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение) 3.Проблемное изложение (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение) 4.Эвристические (поисковые) методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование) 5.Творческие методы (моделирование, техническое творчество, проектирование) |