Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер71.7 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Информатика > План-конспект
План-конспект урока по биологии

Дата 28.01.2013

Класс 8 «Б»

Учитель Куприна Татьяна Ивановна
Применяемая технология: развития критического мышления
Тема урока: «Нервная система, органы чувств и поведение рыб».
Триединая цель урока (для учителя): 

Образовательный аспект: 

  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения нервной системы рыб в связи с обитанием в водной среде;

  • изучить строение органов чувств, выявить черты приспособленности к среде обитания;

  • рассмотреть поведение рыб и его приспособительное значение.

Воспитательный аспект:

    • воспитывать бережное отношение к животным;

    • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Развивающий аспект:

  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность  её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, схемы, пользоваться предметным языком.


Тип урокаурок усвоения новых знаний.
Применяемые методы и приёмы:

  • составление списка «известная информация»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации,  дискуссия, написание творческих работ, исследование.  


Ход урока.

Вступительное слово учителя. 

Эпиграф к уроку:

Тайна исчезает очень редко, обычно она только меняет место. Но для нас очень желательно и очень важно добиться этой перемены места.

Метерлинк

Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Начертите маркировочную таблицу


Знаю - V

Хочу узнать - ?

Узнал  новое - +











Первый этап урока «Вызов».

Вспомните всё, что вы знаете о строении нервной системы рыб, органах чувств и поведении. Обсудите в парах, помогите друг другу вспомнить. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете.  Информацию, с которой согласны оба — оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком. Записываю на доске.

А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке  запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но  ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске.
Второй этап урока: «Осмысление содержания»

Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

  • «v» – знакомая информация,

  • «+» – новая информация,

  • «?» – непонятная информация

Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте  3-ю колонку «Узнал новое». (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах, следовательно, понять). 

Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.  
НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ РЫБ

Спинной мозг. Центральная нервная система рыб, как и у ланцетника, имеет вид трубки. Ее задний отдел – спинной мозг – расположен в канале позвоночника, образованном верхними дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников. По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступают сигналы о раздражении.

Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных животных видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма. В переднем мозге имеются большие обонятельные доли. Средний мозг перерабатывает информацию от органов зрения и боковой линии.

Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную роль при этом играют глаза. Окунь видит только на сравнительно близком расстоянии, он различает форму и цвет предметов. Аккомодация осуществляется с помощью специальной мышцы перемещающей хрусталик относительно роговицы – ближе или дальше.

Впереди каждого глаза окуня помещается по два отверстия – ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.

Органы слуха снаружи не видны, они помещаются справа и слева в костях задней части черепа. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа и воспринимаются органами слуха рыбы. Опыты показали, что рыбы могут слышать шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

Органы вкуса – чувствительные клетки – расположены у окуня, как и у других рыб, не только в ротовой полости, но и разбросаны по всей поверхности тела. Там же находятся и осязательные клетки. У некоторых рыб (например, у сома, сазана, трески) на голове есть осязательные усики.

Для рыб характерен особый орган чувства – боковая линия. Снаружи виден ряд отверстий. Эти отверстия связаны с каналом, расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные с нервом, идущим под кожей. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

Рефлексы рыб. Наблюдая поведение окуня в аквариуме, можно заметить, что ответы на раздражение у окуня могут проявляться двояко. Если к окуню прикоснуться, он моментально метнется в сторону. Столь же быстр его ответ на вид пищи. Жадный хищник, он стремительно кидается на свою добычу (мелких рыб и различных беспозвоночных – ракообразных, червей). При виде добычи возбуждение идет по зрительному нерву в центральную нервную систему окуня и сейчас же по двигательным нервам возвращается от нее к мускулам. Окунь плывёт к жертве и захватывает её. Механизм подобных ответов организма на раздражение врожденный, а такие рефлексы называют безусловными. У всех животных одного вида безусловные рефлексы одинаковы. Они врожденны и передаются по наследству.

Если кормление рыб в аквариуме сопровождается какими-либо действиями (условиями), например зажиганием лампочки или постукиванием по стеклу, то через некоторое время такой сигнал начинает привлекать рыб сам по себе, без подкормки. На подобные сигналы у рыб вырабатываются условные рефлексы, то есть рефлексы, возникающие при определенных условиях.

В отличие от инстинктивных безусловных рефлексов условные рефлексы не передаются по наследству. Они индивидуальны и вырабатываются в течение жизни животного, помогая ему приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Третий этап урока:  «Размышления».

  • Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. 

  • Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? 

  • Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

  • Посмотрите на список «Хочу узнать», проверьте, удалось ли получить  ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. 

  • Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос?

Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)

  1. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление. 

  2. Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логические схемы. Проверяем схемы у доски.

К концу беседы ученики должны сформулировать вывод.
Подведение итогов.  
Рефлексия. Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

  • «Я думаю, что...» (Над чем вы задумались?)

  • Для меня этот учебный материал важен потому что...


Домашнее задание.

  1. Подготовить устный развёрнутый ответ по схемам в тетради.

  2. Составить репродуктивные и проблемные вопросы по теме «Внутреннее строение рыб». (Задание для консультантов)

  3. Подготовить сообщения по теме «Отряды рыб»


Список литературы.

    1. Игорь Акимушкин «Мир животных».

    2. А. Брем «Жизнь животных».

    3. В.И. Никишов «Справочник школьника по биологии».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск