Скачать 64.09 Kb.
|
Алгоритмы и исполнители Информатика, 6 Куртлацкова Ольга Анатольевна, учитель информатики МОУ СОШ № 84 Центрального района г. Волгограда Цели урока: - сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики; - систематизировать представления об исполнителях; - сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером, исполнителем алгоритмов; - развивать инициативу при поиске нового знания; - развивать умения сравнивать и обобщать. УМК: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Доп. литература: Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», 2007. – № 4 - Программа «Мир информатики 1-2 год обучения». Ход урока Оргмомент (3 мин). Учитель: Ребята, вы знаете сказочного героя Незнайку?
Рис. 1 На интерактивной доске открывается таблица с набором команд для Незнайки, распложенных в случайном порядке (рис. 1). Ученики при помощи стикера должны перетащить их в правую часть, в таблицу и расположить в правильном порядке. У каждой команды есть свой невидимый прикрепленный номер с правой стороны, который становится, виден только на цветном поле таблицы. Таким образом, ученик сразу может проверить правильность выполнения задания. Необходимо обсудить с учащимися правильность выбора той или иной команды Рис. 2 Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо помогли Незнайке. Теперь он не забудет, как правильно заварить чай. Мы тоже с вами в повседневной жизни, во время учебы или дома решаем большое количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их, не задумываясь, автоматически, и даже не считаем их задачами. К ним можно отнести такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть квартиру на ключ» и др. Рис. 3 (Учитель использует презентацию – рис. 3).
Рис. 4 Учитель: Аналогично, в виде последовательности действий можно описать процессы решения многих задач, с которыми вы имеете дело в школе: «Вычислить периметр многоугольника», «Найти наибольший общий делитель чисел», «Определить часть речи» и др. Такая последовательность шагов в решении задачи называется алгоритмом.
Рис. 5 Учитель: Составим алгоритм для нахождения наименьшего общего кратного (НОК) двух натуральных чисел 30 и 42 (рис. 6-9). Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9
Далее дается определение алгоритма, и учитель рассказывает о происхождении слова «алгоритм» (рис. 10-11). Рис. 10 Рис. 11 Учитель: Сейчас мы поиграем в известную игру про волка, козу и капусту. (На доске открывается flash-ролик. Рис. 12-13). Рассматриваются варианты решения данной задачи. Учащиеся выходят к доске и выполняют действия. Рис. 12 Рис. 13 Учитель: Молодцы, справились с решением задачи. Скажите, ребята, а кем являлся в этой задаче лодочник? (Варианты ответа могут быть: перевозчик, дедушка, лодочник и др. Необходимо выбрать наиболее близкий ответ к понятию «исполнитель»).
Техническое устройство может быть исполнителем? Приведите пример. (Учитель открывает слайды из презентации с примерами технических устройств, рис. 14-15). Рис. 14 Рис. 15 Учитель: Так кто же (или что же) такой исполнитель?
Рис. 16
Рис. 17 Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради: стр. 79, задание № 7. Для правильного выполнения задания необходимо снова показать слайды (рис. 10, 14-17). Результаты работы проверяются сразу же после выполнения работы. Те учащиеся, которые выполнили правильно работу за указанное время (на работу отводится до 2-х минут), получают красные смайлики, остальные получают желтые. Учитель: Ребята, настала пора, поближе познакомится с Исполнителем - Транспортером. Ваша задача заключается в том, чтобы задать исполнителю правильно систему команд и провести транспортер к выходу. Учащиеся выполняют за компьютером 2 задания, используя программу «Мир информатики. Первый год обучения» (рис. 18). Учащиеся, правильно выполнившие задания за указанное время (5-7 минут), получают красные смайлики, остальные – желтые. Рис. 18 Учитель: Ребята, вы работали с исполнителем, который выполнял те команды, которые вы ему задавали. А сейчас вы сами будете исполнителями. На доске зашифрована пословица (рис. 19). Необходимо расшифровать её, а для этого надо переставить блоки по схеме. (Ответ: всяк своего счастия кузнец). Рис. 19 В течение урока активность ребят оценивается смайликами – красными (5) и желтыми (4). Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, вам было интересно? А что больше всего понравилось на уроке? А были ли трудности?
Учитель: Запишите домашнее задание: §3.1, Р.Т. стр. 80, задание № 8.
|