Скачать 0.57 Mb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к педагогическому проекту Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Методические рекомендации Использование техник графических способов представления информации в разных видах деятельности на уроках английского языка для развития универсальных учебных действий Автор: Буркова Е.Н. учитель английского языка г.Югорск 2012год Аннотация Данная работа представляет методический материал техник графических способов представления информации по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология помогает учителю на уроках вовлечь учащихся в интерактивную деятельность, создать условия формулировать проблемы; структурировать материал; работать над речью учащихся; формировать нравственные понятия; классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения. В пособии продемонстрированы возможности применения техники графических способов представления информации в разных видах деятельности на уроке английского языка: готовые графические схемы техник, примеры и рекомендации по их использованию. В помощь учителю предложены, разработанные автором, алгоритмы и методические рекомендации для развития критического мышления при изучении темы (топика). Содержание пособия учитывает требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Технология развития критического мышления через чтение и письмо поможет обучающимся оценить критически, творчески и продуктивно ту часть информационной среды, с которой они сталкиваются. Содержание
информации……………………………………………………………19
Введение Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических задач, стоящих перед обществом» чем, собственно и объясняется необходимость процесса модернизации системы российского образования. Сегодня новые социальные запросы определяют цели образования не столько как освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, но как развитие личности учащегося, способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность внедрения техник графических способов информации по технологии развития критического мышления в российскую школу становится всё более очевидной. Техники направлены на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, как результата использования знако-символических средств, что требуют от педагога «Стандарты второго поколения». Кроме того, я думаю, что никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества. Они направлены на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, включенного в межкультурное взаимодействие. Технологии открыты для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Опираясь на требования Стандартов, предъявляемых к современному образованию, педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, то есть развитие личности. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Развитие личности и мышления в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности. Практика показала, что в результате освоения навыков графических техник преобразования информации у обучающихся, получают дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Мы живём в информационном обществе, следовательно, перед нами стоит заказ на ученика, у которого развиты определённые компетенции и компетентности. Наиболее важными компетенциями являются: информационная, коммуникативная, личностно – адаптивная, исследовательская. Кроме того, для того, чтобы наше будущее поколение смогло продуктивно жить в открытом обществе и иметь стойкую гражданскую позицию, необходимо развить у учащихся, такие важные познавательные навыки, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определённым умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств и т.д. Технология развития критического мышления через чтение и письмо органично сочетается в рамках урока английского языка и способствует достижению поставленных современных целей и задач, обучающиеся способны решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания информации. Методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо соответствуют требованиям личностно-ориентированного обучения и работают в разных возрастных группах. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности обучающихся, координатором и консультантом. Как видим, актуальность представляемого педагогического опыта обусловлена двояко: с одной стороны, социальным заказом общества, с другой – необходимостью внедрения инновационных методик в процесс обучения. Таким образом, стоящие перед образованием задачи, а именно:
определяют выбор темы работы: «Использование техник графических способов представления информации в разных видах деятельности на уроках английского языка для развития универсальных учебных действий». Цель: создание условий для развития универсальных учебных действий на основе работы с техниками графических способов представления информации в разных видах деятельности. Задачи: 1. Обосновать теоретические основы использования техник графических способов информации в учебном процессе в рамках реализации технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 2. Представить комплект дидактического материала к курсу английского языка 5 -11 классов с использованием техник графических способов преобразования информации. 3.Содействовать формированию мотивации учителя к использованию технологии развития критического мышления на уроках английского языка. 4.Содействовать обеспечению освоения высокого качества Государственного стандарта содержания образовательных программ. Объект – организация работы с использованием техник графических способов информации в разных видах деятельности на уроках английского языка. Предмет – методические приёмы и средства, способствующие формированию развития критического мышления. В теоретическом плане новизна данного педагогического опыта может рассматриваться в использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка в 5 – 11 классах. Технология разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит), в нашей стране стала известна в России с 1997 г. Технология развивается в рамках проекта института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Организация уроков английского языка осуществляется на основе критического подхода к изучаемому материалу, заложенного в методической литературе работами: - И.О. Загашева, С. И. Заир-Бека, И. В. Муштавинской, где предлагаются методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы; -Л.С Выготского, в основе лежит конструктивистская традиция, где мышление развивается в проблемной ситуации, в ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом; - С. И.Векслера. Автор поясняет, что работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно - мотивационной и операционно-технической сфер школьника. Данный опыт требует внесения принципиальных изменений в организацию работы на уроке английского языка (три стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия). Создаются оптимальные условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения. Используемые техники отражают принципиально новый подход к обучению: с их помощью можно научить обучающихся обобщать и представлять текстовую информацию в графическом виде. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором, координатором и консультантом. Пособие учитывает требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Инновационным является обоснование возможности использования методических приемов развития критического мышления с целью формирования универсальных учебных действий, показана динамика развития универсальны учебных действий. Специфика технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» состоит в организации урока в трехфазной структуре. Это стадии вызова, осмысления и рефлексии. Данная структура с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делает процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным. Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания. Методологическая база педагогического опыта Методологическая база педагогического опыта опирается на следующие принципы образовательного процесса, ориентированные на развитие личностных качеств учащихся: - выявление субъектного опыта ученика, включая опыт предшествующего обучения; - расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, постоянное преобразование информации в разных видах деятельности; - развитие универсальных учебных действий; - активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности; - обеспечение ученику возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; -выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке; - возможность выбора способа деятельности; - принятие ученика как личности, педагогический оптимизм, проявление уверенности в его творческом потенциале; Целесообразность использования этих принципов подтверждается положительной динамикой развития универсальных учебных действий и учебных и творческих достижений обучающихся. Понятийно-терминологический аппарат Полнота и обоснованность отбора понятийно - терминологического аппарата ограничивается теоретическими основами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, требованиями новых федеральных государственных стандартов. Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это сложный процесс творческого интегрирования идей, активный и интерактивный процесс познания. Техники (приемы) – графические способы представления информации. Методические рекомендации по использованию техник графического представления информации Кластер («гроздь»). (Приложение 1) С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). В овалах кластеров могут быть размещены: основополагающий вопрос, темы учебной программы, темы исследовательских работ учащихся. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. |