Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.11.2013
Размер117.78 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины «программирование для лингвистов»

для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки магистра

для магистерской программы «Компьютерная лингвистика»

Автор программы:

Алеквсеевский Д. А., dalexeyevsky@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 201_

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по магистерской программе «Компьютерная лингвистика», по специализации (специализациям) [Введите название специализации (-ций), если есть)] изучающих дисциплину «программирование для лингвистов».

Программа разработана в соответствии с:

  • [Введите ссылку образовательный стандарт (ГОС, ФГОС или стандарт НИУ) ];

  • Образовательной программой «Компьютерная лингвистика» подготовки магистра по

  • направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Компьютерная лингвистика» подготовки магистра по

  • направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», специализации [Введите название профиля подготовки/ специализации ], утвержденным в 201_г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «программирование для лингвистов» являются знакомство с инструментарием языка Python, базовых понятий, структур данных и алгоритмов, необходимых для изучения прикладных методов компьютерной лингвистики, а также для самостоятельного решения некоторых задач компьютерной лингвистики. В курсе слушателям преподаются основы объектно-ориентированного программирования, представления о вычислительной сложности программ, классические алгоритмы, общие для всех приложений программирования. С прикладной стороны, в курсе преподаются средства создания интерфейсов, веб-сервисов и средства работы со структурированными данными. Дополнительной целью курса является развитие навыка совместной работы в команде, для чего слушателям преподаются необходимые знания и приёмы работы с репозиториями.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные понятия объектно-ориентированного программирования (класс, объект, атрибут, метод, наследование, инкапсуляция)

  • Знать инструменты для работы с исключениям в языке Python

  • Уметь решать задачи средствами объектно-ореинтированного программирования

  • Уметь обрабатывать данные в формате XML средствами языка Python

  • Уметь пользоваться языком запросов к XML-документам XPath

  • Понимать устройство и свойства (асимптотическую сложность базовых операций) для структур данных: односвязные и двусвязные списки, деревья поиска, хэш-таблицы, графы

  • Иметь навыки использования средств языка Python для визуализации научных данных

  • Иметь навыки создания простейших веб-сервисов

  • Приобрести опыт использования средств языка Python для решения повседневных задач обработки массовых данных компьютерной лингвистики

  • Иметь навыки работы с распределённой системой контроля версий Mercurial для работы в команде


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции




ОК-1

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]





























[Компетенции для программы учебной дисциплины берутся из: стандарта ФГОС/ НИУ, где перечислены все компетенции по данной образовательной программе; из Концепции образовательной программы (или аналогичных документов), разработанной на факультете, где Компетенции представлены в форме Матрицы сопряжения дескрипторов компетенций и учебных дисциплин.]

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических дисциплин, обязательных для изучения.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Введение в программирование

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • понимать, каким образом информация хранится на электронных носителях и какие способы её обработки существуют

  • иметь представление об HTML, XML

  • уметь пользоваться текстовым редактором для редактирования исходных кодов программ

  • знать основы языка Python (переменные, циклы, условия, функции)

  • уметь строить алгоритмы для решения практических задач

  • знать английские эквиваленты основных терминов программирования, уметь пользоваться документацией языка Python на английском языке.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Компьютерная лингвистика

  • Математические основания компьютерной лингвистики

  • Лингвистическое программирование

  • Машинный перевод

  • Речевые технологии

  • Онтологии и семантические технологии

  • Социальные сети

  • Машинное обучение

  • Электронное представление гуманитарных знаний

  • Проектирование лингвистических систем и ресурсов.

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары и

практические занятия

1

Объектно-ориентированное программирование и исключения

18

6

4

8

2

Базовые структуры данных, алгоритмы, вычислительная сложность алгоритмов, измерение времени работы программ

34

10

10

14

3

Распределённые системы контроля версий и работа в команде

8

0

6

2

4

Создание графических приложений и визуализация научных данных

20

4

4

12

5

Работа с XML

6

0

2

4

6

Решение примеров задач из компьютерной лингвистики

20

0

10

10

7

Создание веб-сервисов

12

2

2

8




Итого:

118

22

38

58



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 модуль

3 модуль

Параметры




Домашнее задание

*

*

Практическая домашняя работа

Итоговый

Экзамен




*

Письменный экзамен, 120 минут



6.1Критерии оценки знаний, навыков


  • Домашняя работа оценивается по двубалльной системе (1 = сдал / 0 = не сдал). Для некоторых заданий указываются дополнительные требования («бонусы»), при достижении каждого из которых оценка увеличивается на 0,5 балла.

  • В оценке домашнего задания оцениваются: работоспособность программы (программа должна запускаться и выдавать результат), использование изложенных средств и методов.

  • Для каждого домашнего задания отдельно указывается крайний срок сдачи работы.

  • Домашние работы выполняются на компьютере

  • На экзамене оценивается знание алгоритмов, структур данных, и их свойств.

  • Экзаменационная работа проводится в письменной форме.


7Содержание дисциплины

7.1Объектно-ориентированное программирование (ООП) и работа с исключениями


Введение. Основные понятия ООП. Приёмы применения ООП. Понятие исключения. Обработка исключений. Способы генерации исключений. Приёмы применения исключений для создания надёжных / дружественных пользователю программ.

7.2Базовые структуры данных, алгоритмы, вычислительная сложность алгоритмов, измерение времени работы программ


Введение. Асимптотические величины. Понятие вычислительной сложности алгоритма. Модуль timeit для измерения реального времени работы программы.

Односвязные списки, алгоритмы работы с ними и их сложность. Двусвязные списки, алгоритмы работы с ним, их сложность. Деревья, определение, основные свойства. Деревья поиска, алгоритмы работы с ними, и их сложность. Графы, определение, основные свойства, обход графа вширь, обход графа вглубь.

7.3Распределённые системы контроля версий и работа в команде


Введение и основные понятия. Работа с репозиторием для хранения собственных программ. Минимальные необходимые представления об асинхронном шифровании. Работа с репозиторием в команде на примере сервиса http://bitbucket.org/.

7.4Создание графических приложений и визуализация научных данных


Пакет Tkinter, основые понятия, примеры виджетов, примеры упаковщиков, обработка событий. Конструкция lambda для обработки событий. Графические примитивы. Проблемы визуализации научных данных на примере рисования деревьев.

7.5Работа с XML


Пакет ElementTree, основные классы и методы. Язык запросов к XML-документам XPath и его использование в ElementTree.

7.6Решение примеров задач из компьютерной лингвистики


Приёмы работы с табличными данными в формате CSV. Примеры задач компьютерной лингвистики на обработку табличных данных (совместное решение задач на семинарах).

7.7Создание веб-сервисов


Введение. Основные понятия разработки веб-сервисов. Пакет flask, основные понятия и методы. Понятие декораторов. Понятие и примеры шаблонов страниц. Практическое занятие по созданию простейшего сервиса.

8Образовательные технологии


Рекоммендуемые образовательные технологии включают лекции, семинары, практические знатия в классе, домашние задания. Особое внимание следует уделить самостоятельным занятиям в рамках домашних заданий и диалогу с преподавателем по вопросам, возникшим в результате их выполнения. Для самостоятельных занятий необходимо иметь компьютер с установленным программным обеспечением (см. программные средства в разделе 11). Домашние задания необходимо присылать на адрес: dalexeyevsky@hse.ru.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для домашних заданий:

  1. Реализовать задачу с предложенным алгоритмом средствами ООП

  2. Для данной реализации одной из стандартных структур данных реализовать одну из базовых операций

  3. Написать программу, которая сравнивает данные в строках таблицы в CSV-файле с учётом контекста

  4. Написать программу, которая визуализирует дерево, полученное поиском из XML-документа (к заданию прилагается алгоритм планаризации дерева и пример его реализации для случайных деревьев)

  5. Реализовать веб-сервис, который показывает из текстового файла строку с выбранным номером.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный список типов вопросов к экзамену:

  1. Сочинить алгоритм решения задачи средней сложности, укладывающийся в данные асимптотические ограничения по времени работы / памяти.

  2. Дан алгоритм, оценить асимптотически его время работы / потребности в памяти.

  3. Привести на языке Python (или любом другом языке программирования) реализацию одного из стандартных алгоритмов для одной из страндартных структур данных.

  4. Написать на языке Python (или любом другом языке программирования) программу, которая извлекает из файла в формате CSV или XML данные по заданным правилам.

  5. Дать описание одному из возможных действий с репозиторием. Привести пример состояния репозитория до и после.

  6. Дана задача средней сложности. Предложить заголовки классов, методов, и названия атрибутов, которые нужны для решения данной задачи.

  7. Дано описание программы, якобы написанной кем-то, названия функций и реализация некоторых из них. Предложить, как нужно изменить приведённые реализации функций так, чтобы программа стала устойчивой к пользовательским ошибкам и выдавала о них понятные пользователю сообщения.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по каждой из тем, проверяя домашние работы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Суммарная оценка по описанной выше шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Одз. Одз может принимать значения от 0 до 10 баллов.
Накопленная оценка за текущий равна оценке за домашнюю работу:

Отекущий = Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
На экзамене студент может получить не более двух дополнительных практических задач, решение каждой из которых оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,5·Отекущий + Одоп.вопрос

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




11.1Основная литература


Конспекты лекций.

11.2Дополнительная литература


  • Томас Кормен, Чарльз Лейзерсон, Рональд Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ. Вильямс: М., 2011 .

  • Guido van Rossum et al. Python Documentation. http://docs.python.org/2.7/

  • Armin Ronacher. Flask Documentation. http://flask.pocoo.org/docs/

  • Joel Spolsky. Hg Init. http://hginit.com/

  • Bryan O'Sullivan. Mercurial: The Definitive Guide. http://hgbook.red-bean.com/

11.3Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Интерпретатор языка Python версии 2.7, текстовый редактор IDLE, http://python.org/

  • Пакет flask, http://flask.pocoo.org/

  • Система контроля версий Mercurial, http://mercurial.selenic.com/

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения семинаров необходим компьютерный класс. Для проведения лекций и семинаров необходим проектор.

Автор программы: _________________________ (Алексеевский Даниил Андреевич)

Подпись обязательна.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск