Ф.И.О. Меркульева Екатерина Юрьевна
Предмет: Биология
Класс: 5 класс
Конспект урока: §3 «Методы изучения природы».
Технологическая карта
Тема
| Методы изучения природы.
| Цели
| Образовательные: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
- Регулятивные УУД:
1. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
2. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
- Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
5. Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
- Познавательные УУД:
1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.
3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.
4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.
5.Установление причинно-следственных связей.
| Планируемый результат
| Предметные:
Знают: признаки живой природы, органы организма и основные методы изучения живой природы;
Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу ; различать методы изучения живой природы и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с таблицами и схемами; ставить цель и планировать свои действия.
Личностные: 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2.Знаютосновных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
1. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
2. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
- Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
5. Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
- Познавательные УУД:
1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.
3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.
4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.
| Основные понятия
| Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.
| Межпредметные связи
| «Окружающий мир»
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| 1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012
2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы.
Таблица сравнения методов изучения живой природы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv
Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063-f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv
| Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа
|
Технология проведения
| Деятельность
учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| 1
| 2
| 3
| 4
|
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
|
Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
|
Принять рапорт от старосты класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.
|
Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?».
|
II. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (5 мин)
Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
|
Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания. Об основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.
|
Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.
|
Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке:
Расскажите, что такое живая природа? Какие объекты являются частью живой природы?
Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?»
|
III. Формулирование темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цели: Актуализация опорных знаний и умений.
|
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.
|
Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.
|
Учитель: «Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить на следующие вопросы:
Кто изучает природу?
Как, на ваш взгляд, изучают природу?
Какие приборы используют в изучении природы?»
|
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Ввести понятия:
Наблюдение;
Описание;
Эксперимент;
Сравнение;
Моделирование.
|
Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.
|
Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
Демонстрирует видео:
Наблюдение за зайцем:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv
|
Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории-сейчас мы с вами превратились в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы, которая окружает нас».
Демонстрация видеофрагмента.
Учитель:
«1. Что вы увидели, при просмотре данного видеофрагмента?
2.Что вы можете рассказать об увиденном?
3.На основе чего вы построили свой рассказ?
Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».
Выслушивает ответы учеников.
А сколько же всего существует методов изучения природы?
Верно!!! Молодцы!!!
Существуют пять методов изучения природы:
Наблюдение;
Описание;
Эксперимент;
Сравнение;
Моделирование.
|
V. Закрепление нового (5 мин)
Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
|
Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код.
|
Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.
|
Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:
Какие методы изучения природы вы узнали?
Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
Кого называют орнитологом?
Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?
Физкультминутка
|
VI. Контролирующее задание (10 мин)
Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.
.
|
Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника.
|
Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.
|
Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы. -За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? -Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. -Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
А сейчас вам придется поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».
Заполните, пожалуйста, следующую таблицу: Методы изучения природы:
| Примеры:
| 1.
2.
3.
4.
5.
| 1.
2.
3.
4.
5.
|
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
| .
Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.
|
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.
|
Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»
|
VIII. Информация о домашнем задании (1 мин)
|
Фиксируют домашнее задание.
|
Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.
|
Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.
Параграф 3 учебника И.Н.Пономаревой (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;
Ответить на вопросы в конце параграфа-письменно, в рабочей тетради;
Выполнить задание к параграфу учебника, в тетради на печатной основ.
| |