РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ:
«ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА
ПО ФОРМУЛЕ ВЕЩЕСТВА»
Учитель химии ГОУ СОШ № 623
Туманова А.И. МОСКВА 2010
Класс 8. Тема: «Первоначальные химические понятия» Тема урока: «ВЫЧИСЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО ФОРМУЛЕ ВЕЩЕСТВА» Цели:
Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.
Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
Организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;
умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, составлять алгоритм решения задач на примере вычисления массовой доли химического элемента.
навыков:
определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;
вычисления относительной молекулярной массы вещества;
работы с диаграммами;
вычислительных навыков;
коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах)
Тип урока: изучение новых знаний Метод на основном этапе урока: частично-поисковый Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор, экран
Телевизор
Видеоплеер
Образцы удобрений с этикетками (KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, CO(NH2)2)
Название этапа
| Содержание этапа
| Методы, формы обучения
| Примечания
| Актуали-зация и целеполагание
| Задание на экране (слайд 1)
Что называют относительной молекулярной массой? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества?
Сравните по составу вещества, формулы которых P2O5 и P2O3
Проверьте правильность выполнения вычислений в домашнем задании
Проверка результатов работы
Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофраг-мент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году травостой на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет травы желто-зеленый. Вспомнив школьный курс биологии, он понял, что растениям не хватает азота, и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что на рынке предлагается несколько видов азотных удобрений по приблизительно одинаковой цене)
Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.
Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд 2)
Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
Слайд 3: диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.
Что показывают диаграммы?
В каком веществе содержание азота больше?
Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
Как найти часть от целого?
Как найти долю азота в общей массе вещества?
Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько?
| Работа в парах сменного состава
a) 1↔2, 3↔4
b) 1↔3. 2↔4
c) 1↔4. 2↔3 По одному делегату от группы
Фронтально
Работа в группах по 4 человека
По одному делегату от группы
Фронтальная беседа
| 4 минуты
2 минуты
2 минуты
2 минуты
2 минуты
2-3 минуты
В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:
m(х/э)
m(в-ва) Ar(х/э)
Mr(в-ва) Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
| Изучение нового материала
| На закрытый до этого этапа урока части доски учащиеся видят и записывают в тетради:
Тема урока: «Массовая доля химического элемента в веществе».
Обозначение: W
Единицы измерения: %
Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
2. Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.
3. Заслушиваются, по необходимости корректируются, записываются ответ первой группы. Из остальных групп право ответа получает та, которая закончила работу первая.
Слайд 4 (алгоритм)
| Фронтальная работа
Работа в группах по 4 человека
По одному делегату от группы
| 2 минуты
1,5 – 2 минуты, по мере готовности
3-4 минуты
| Совершенствование
| Проведите самостоятельно вычисления массовой доли азота в NaNO3 (1 вариант) и KNO3 (2 вариант)
Проверка результатов (слайд 3)
Вычислим массовую долю азота в Ca(NO3)2.
Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант - NH4NO3, 2 вариант - CO(NH2)2
Проверка с комментариями
| Индивидуально
Фронтально, один учащий-ся работает у доски Индивид-но
| 3 минуты
1 минута
3 минуты
3 минуты
Устно, 2 мин.
| Рефлексия, проверка, контроль
| Итак, попробуем подвести итоги.
Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру? Слайд 5.
Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента?
Составим синквейн на тему сегод-няшнего урока.
В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какая из руд наиболее богата железом: Fe2O3, FeCO3, FeS2?
Оценка работы на уроке отдельных учащихся.
| Фронтальная беседа Работа в группах
| 2-3 минуты
Если останет-ся время, 3-4 минуты
2 минуты
2 минуты
| |