Консультации для педагогов
Коррекционная работа с детьми
с нарушением зрения и речи.
Оглавление.
I. Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.
1. Становление и развитие системы специального образования.
2. Понятие о первичном и вторичном дефектах.
3. Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.
4. Виды зрительных аномалий.
Зрительные нагрузки.
Нарушение остроты зрения, классификация.
Характер зрения.
Патологии рефракции, аметропии.
II. Система логопедической работы с детьми имеющими зрительные патологии.
1. Организация работы логопеда в детских учреждениях для детей с нарушением зрения.
2. Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей.
3. Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.
Исправление звукопроизношения.
Формирование и совершенствование фонематического восприятия.
Коррекция лексико-грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Обучение грамоте.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложения.
Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.
Становление и развитие системы специального образования.
Проблема социализации людей с различными зрительными нарушениями существует очень давно. В процессе становления и развития системы специального образования можно выделить несколько этапов:
1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи инвалидам (IX-VIII в. до н. э. – XII в. н. э.).
2. От признания к осознанию возможностей обучения (XII в. н. э. – 70-80 г. XVIII в. н. э.).
3. От осознания возможностей к осознанию необходимости обучения (70-80 г. XVIII в. н. э. - начало XX в. н. э .).
4. От обучения отдельных категорий детей к дифференцированной системе специального образования (начало XX в. н. э . – 70 г. XX в. н. э.). От изоляции в обучении к интеграции лиц в отклонении в развитии (70 г. XX в. н. э. – наши дни). Понятие о первичном и вторичном дефектах.
У людей с нарушением зрения этот дефект является первичным. Снижение запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, затруднения в овладении предметно практическими действиями по подражанию, проблемы в ориентировке в пространстве, снижение коммуникативной деятельности носят вторичный характер. Всё это приводит к различным отклонениям от нормы в речевом развитии.
Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией. Речевые дефекты у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями различного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии. Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении у детей влияет на взаимодействия анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае включается иная система связей, чем у зрячих.
При снижении зрения длительная сенсорно-перцетивная депривация в первую очередь обуславливает недостатки в развитии анализирующей системы мозга. Это связано с тем, что в условиях грубого ограничения сенсорной афферентации не формируются межнейронные связи в первичных полях. Вследствие этого нарушается развитие внутри корковых связей между первичными (проекционными), вторичными и третичными (ассоциативными) корковыми зонами, что затрудняет опознание воспринимаемых объектов. Т. о. вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи слепых и слабовидящих детей обусловлены её ранним недоразвитием: отмечается не сформированность компонентов языковой системы. Для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной (акустико-артикуляторной) дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты.
Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него всё же отчётливо обнаруживается в очевидном количественном преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, носит название «вербализм».
Вербализм объясняется обеднённостью опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально.
В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования. Виды зрительных аномалий.
Зрительные нагрузки.
Прежде чем приступить к обследованию ребёнка с нарушением зрения необходимо тщательно изучить офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида и сложности зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. Подбор диагностического материала осуществляется с учётом зрительных нагрузок, определённых врачом – офтальмологом (приложение №1).
Эти нагрузки дифференцированно учитывают нарушения зрительных функций и физиологическую мобильность сетчатки.
Учебно-наглядные пособия должны подбираться так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть и вызывать у детей интерес к занятиям, и способствовать решению конкретных лечебных задач.
При планировании коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки - повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности - в утренние и вечерние часы (назначение коррекционных упражнений с цветными объектами на часы, близкие к полудню).
Нарушение остроты зрения, классификация.
Детей с нарушением остроты зрения делят на три группы (приложение №2):
1. слепые (незрячие) – от 0% до 0,04% на лучше видящем глазу с коррекцией;
тотально слепые;
слепые со светоощущением;
слепые со светоощущением и цветоразличением;
видящие движение руки;
от 0,01% до 0,04% - слепые с остаточным зрением.
2. слабовидящие – от 0,05% до 0,4%;
3. дети с пограничным нарушением зрения – 0,5% до 0,8%.
Патологии рефракции.
Миопия (близорукость) – результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней.
До –3 -близорукость слабой степени;
До –6 – средней степени;
От -6 – высокой степени.
Гиперметропия (далнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза.
До +3 -близорукость слабой степени;
До +6 – средней степени;
От +6 – высокой степени.
Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям
Простой астигматизм (ast)
Сложный астигматизм
Смешанный астигматизм
Анизометропия – неодинаковая по виду и по степени рефракция глаза.
Амблиопия - оптически некорригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза - относится к наиболее распространенным детским глазным заболеваниям.
Функциональные нарушения зрения.
Косоглазие - расстройство координированного движения глаз.
Конвергирующее (сходящееся), дивергирующее (расходящееся), суправергирующее (кверху), инфравергирующее (книзу).
Мнимое, истинное, скрытое.
Аккамадационное (исправляется очками), частично аккамадационное (частично исправляется очками), неаккамадационное (очками не исправляется).
Постоянное и периодическое;
Альтернирующее (попеременно оба глаза).
Нистагм - это самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Нистагм обычно возникает у детей с рождения или в первые месяцы жизни, сопровождается значительным понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения.
Характер зрения.
При монокулярном видении ребенок не получает зрительного восприятия объема. У него создается лишь условное представление о пространственных отношениях предметов, расположенных в этом объеме.
Полное, более правильное и более точное восприятие объема дает лишь зрение двумя глазами, которое называют бинокулярным.
Поле зрения.
К зрительным дефектам относятся так же «выпадения» полей зрения:
Отсутствие верхнего поля зрения;
Отсутствие нижнего поля зрения;
Отсутствие боковых полей зрения;
Наличие только центрального поля зрения.
Система логопедической работы
Организация работы логопеда в детских дошкольных
Организация коррекционной помощи детям с нарушениями зрения и речи строится по тем же направлениям что и с детьми, не имеющими зрительной патологии, имеется и своя специфика.
Количество ставок определяется по количеству детей:
1ставка на 10-12 детей с нарушением речи и с нарушениями зрения (косоглазием, амблиопией и нарушениями, которые не приводят к слабовидению);
1ставка на 8-9 слабовидящих детей;
1ставка на 4-6 детей.
Если в группе есть 2-3 слепых ребёнка, то количество воспитанников уменьшается до 8-10.
Обследование проводится в течение первых двух недель обучения. На всех детей заполняется речевая карта, где указывается не только речевой, но и зрительный диагноз. После этого комплектуются мобильные группы, в которых не более 3-5 человек. Обследование проводится три раза в год, в конце учебного года пишется заключение с обоснованием.
Виды документации и её оформление не отличаются от общепринятых (кроме тетради зрительных нагрузок). В работе с детьми с нарушением зрения логопед опирается на следующие принципы:
1. личностно-ориентированный подход – ориентация на ребёнка, его психоэмоциональное состояние и зрительный дефект (составление индивидуальной программы на ребёнка);
2. эмоциональный резонанс и поддержка эмоционального климата, правильный подбор инструментов, пособий (приложение). Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения предполагает четырёхлетнее обучение.
На первом году обучения (младшая группа) проводятся только индивидуальные занятия (10-15 минут.). В средней группе вводится одно подгрупповое занятие по развитию речи (15 минут). В старшей и подготовительной к школе группе в первом полугодии проводится 2 подгрупповых занятия (15-20 минут, 20 минут): 1 по развитию связной речи и лексико-грамматического строя и 1 по коррекции фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе;
1 по развитию речи и 1 по обучению грамоте. Во втором полугодии подготовительной группы вводится ещё одно занятие по обучению грамоте. Программа логопеда должна включать в себя:
1. задания на развитие психических процессов;
2. задания на развитие общей и мелкой моторики;
3. задания на развитие пространственных представлений;
4. задания на развитие общих речевых навыков;
5. задания на развитие слухового восприятия;
6. задания на развитие подвижности артикуляционного аппарата;
7. задания для формирования и развития звукопроизношения, умения дифференцировать фонемы;
8. задания для формирования и развития языкового анализа и синтеза;
9. задания на развитие фонематического восприятия и представлений;
10.задания на развитие лексико-семантической стороны речи;
11.задания на развитие связной грамматически правильной речи;
12.задания на развитие смысловой стороны речи. При планировании, проведении и анализе работы необходима тесная связь между логопедом, тифлопедагогом, тифлопсихологом, воспитателем и родителями.
Офтальмо-гигиенические рекомендации
к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей
Организация урока с учетом гигиенических требований
Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.
Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения.
Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.
Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:
к освещению и учебному оборудованию;
к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:
рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.
Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.
Для детей с нарушением рения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:
организация превентальных мероприятий;
ранняя диагностика и коррекция нарушений;
комплексная коррекция;
активное включение в работу различных анализаторов. Исправление звукопроизношения. При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому при организации коррекции произношения необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.
| |