Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации20.11.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3






Консультации для педагогов

Коррекционная работа с детьми

с нарушением зрения и речи.


Оглавление.

I. Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.  

1.    Становление и развитие системы специального образования.

2.    Понятие о первичном и вторичном дефектах.

3.    Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.

4.    Виды зрительных аномалий.

                  Зрительные нагрузки.

                  Нарушение остроты зрения, классификация.

                  Характер зрения.

                  Патологии рефракции, аметропии.

II. Система логопедической работы с детьми имеющими зрительные патологии.

1.                Организация работы логопеда в детских учреждениях для детей с нарушением зрения.

2.                Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей.

3.                Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

                  Исправление звукопроизношения.

                  Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

                  Коррекция лексико-грамматического строя речи.

                  Развитие связной речи.

                  Обучение грамоте.

III.  Заключение.

IV. Список литературы.

V.   Приложения.


  1. Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.

Становление и развитие системы специального образования.

Проблема социализации людей с различными зрительными нарушениями существует очень давно. В процессе становления и развития системы специального образования можно выделить несколько этапов:

1.  От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи инвалидам (IX-VIII в. до н. э. – XII в. н. э.).

2.  От признания к осознанию возможностей обучения (XII в. н. э. – 70-80 г. XVIII в. н. э.).

3.  От осознания возможностей к осознанию необходимости обучения (70-80 г. XVIII в. н. э. - начало XX в. н. э .).

4. От обучения отдельных категорий детей  к дифференцированной системе специального образования (начало XX в. н. э . – 70 г. XX в. н. э.).  От изоляции в обучении к интеграции лиц в отклонении в развитии (70 г. XX в. н. э. – наши дни).
Понятие о первичном и вторичном дефектах.

У людей с нарушением зрения этот дефект является первичным. Снижение запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, затруднения в овладении предметно практическими действиями по подражанию, проблемы в ориентировке в пространстве, снижение коммуникативной деятельности носят вторичный характер. Всё это приводит к различным отклонениям от нормы в речевом  развитии.

Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.
Речевые дефекты у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями различного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии.
Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении  у детей влияет на взаимодействия  анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае  включается иная система связей, чем  у зрячих.

При снижении  зрения длительная сенсорно-перцетивная депривация в первую очередь обуславливает недостатки в развитии анализирующей системы мозга. Это связано с тем, что в условиях грубого ограничения сенсорной афферентации не формируются межнейронные связи в первичных полях. Вследствие этого нарушается развитие внутри корковых связей между первичными  (проекционными), вторичными и третичными (ассоциативными) корковыми зонами, что затрудняет опознание воспринимаемых объектов.
Т. о. вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи слепых и слабовидящих детей обусловлены её ранним недоразвитием: отмечается не сформированность компонентов языковой системы. Для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически  и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной  (акустико-артикуляторной) дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты.

Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него всё же отчётливо обнаруживается в очевидном количественном преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, носит название «вербализм».

Вербализм объясняется обеднённостью опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально.

В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования.
Виды зрительных аномалий.

Зрительные нагрузки.

Прежде чем приступить к обследованию ребёнка с нарушением зрения необходимо тщательно  изучить офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида  и сложности зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. Подбор диагностического материала осуществляется с учётом зрительных нагрузок, определённых врачом – офтальмологом (приложение №1).

Эти нагрузки дифференцированно учитывают нарушения зрительных функций и физиологическую мобильность сетчатки.

Учебно-наглядные пособия должны подбираться так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть и вызывать у детей интерес к занятиям, и способствовать решению конкретных лечебных задач.

При планировании коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки - повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности - в утренние и вечерние часы (назначение коррекционных упражнений с цветными объектами на часы, близкие к полудню).  

Нарушение остроты зрения, классификация.

Детей с нарушением остроты зрения делят на три группы (приложение №2):

1.    слепые (незрячие) – от 0% до 0,04% на лучше видящем глазу с коррекцией;

  тотально слепые;

   слепые со светоощущением;

    слепые со светоощущением и цветоразличением;

    видящие движение руки;

    от 0,01% до 0,04% - слепые с остаточным зрением.

2.    слабовидящие – от 0,05% до 0,4%;

3.    дети с пограничным нарушением зрения – 0,5% до 0,8%.

Патологии рефракции.

Миопия (близорукость) – результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней.

   До –3  -близорукость слабой степени;

    До –6 – средней степени;

    От  -6 – высокой степени.

Гиперметропия (далнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза.

   До +3  -близорукость слабой степени;

  До +6 – средней степени;

   От  +6 – высокой степени.

Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям

   Простой астигматизм (ast)

   Сложный астигматизм

   Смешанный астигматизм

Анизометропия – неодинаковая по виду и по степени рефракция глаза.

Амблиопия - оптически некорригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза - относится к наиболее распространенным детским глазным заболеваниям.

Функциональные нарушения зрения.

Косоглазие - расстройство координированного движения глаз.

   Конвергирующее (сходящееся), дивергирующее (расходящееся), суправергирующее (кверху), инфравергирующее (книзу).

  Мнимое, истинное, скрытое.

  Аккамадационное (исправляется очками), частично аккамадационное (частично исправляется очками), неаккамадационное (очками не исправляется).

  Постоянное и периодическое;

  Альтернирующее (попеременно оба глаза).

   Нистагм - это самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Нистагм обычно возникает у детей с рождения или в первые месяцы жизни, сопровождается значительным понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения.

Характер зрения.

При монокулярном видении ребенок не получает зрительного восприятия объема. У него создается лишь условное представление о пространственных отношениях предметов, расположенных в этом объеме.

Полное, более правильное и более точное восприятие объема дает лишь зрение двумя глазами, которое называют бинокулярным.

Поле зрения.

К зрительным дефектам относятся так же «выпадения» полей зрения:

  Отсутствие верхнего поля зрения;

  Отсутствие нижнего поля зрения;

  Отсутствие боковых полей зрения;

   Наличие только центрального поля зрения.

Система логопедической работы

Организация работы логопеда в детских дошкольных

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями зрения и речи строится по тем же направлениям что и с детьми, не имеющими зрительной патологии, имеется и своя специфика.

Количество ставок определяется по количеству детей:

 1ставка на 10-12 детей с нарушением речи и с нарушениями зрения (косоглазием, амблиопией и нарушениями, которые не приводят к слабовидению);

 1ставка на 8-9 слабовидящих детей;

 1ставка на 4-6 детей.

Если в группе есть 2-3 слепых ребёнка, то количество воспитанников уменьшается до 8-10.

Обследование проводится в течение первых двух недель обучения. На всех детей заполняется речевая карта, где указывается не только речевой, но и зрительный диагноз. После этого комплектуются мобильные группы, в которых не более 3-5 человек.
Обследование проводится три раза в год, в конце учебного года пишется заключение с обоснованием.

Виды документации и её оформление не отличаются от общепринятых (кроме тетради зрительных нагрузок).
В работе с детьми с нарушением зрения логопед опирается на следующие принципы:

1.    личностно-ориентированный подход – ориентация на ребёнка, его психоэмоциональное состояние и зрительный дефект (составление индивидуальной программы на ребёнка);

2.    эмоциональный резонанс и поддержка эмоционального климата, правильный подбор инструментов, пособий (приложение).
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения предполагает четырёхлетнее обучение.

На первом году обучения (младшая группа) проводятся только индивидуальные занятия (10-15 минут.). В средней группе вводится одно подгрупповое занятие по развитию речи (15 минут). В старшей и подготовительной к школе группе в первом полугодии проводится 2 подгрупповых занятия (15-20 минут, 20 минут):
 1 по развитию связной речи и лексико-грамматического строя и 1 по коррекции фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе;

 1 по развитию речи и 1 по обучению грамоте.
Во втором полугодии подготовительной группы вводится ещё одно занятие по обучению грамоте.
Программа логопеда должна включать в себя:

1.    задания на развитие психических процессов;

2.    задания на развитие общей и мелкой моторики;

3.    задания на развитие пространственных представлений;

4.    задания на развитие общих речевых навыков;

5.    задания на развитие слухового восприятия;

6.    задания на развитие подвижности артикуляционного аппарата;

7.    задания для формирования и развития звукопроизношения, умения дифференцировать фонемы;

8.    задания для формирования и развития языкового анализа и синтеза;

9.    задания на развитие фонематического восприятия и представлений;

10.задания на развитие лексико-семантической стороны речи;

11.задания на развитие связной грамматически правильной речи;

12.задания на развитие смысловой стороны речи.
При планировании, проведении и анализе работы необходима тесная связь между логопедом, тифлопедагогом, тифлопсихологом, воспитателем и родителями.

Офтальмо-гигиенические рекомендации

к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей

Организация урока с учетом гигиенических требований

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения.

Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:

   к освещению и учебному оборудованию;

    к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения,  например, компьютерами.

Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:

   рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

    специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

Для детей с нарушением рения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется  по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:

             организация превентальных мероприятий;

             ранняя диагностика и коррекция нарушений;

             комплексная коррекция;

             активное включение в работу различных анализаторов.
Исправление звукопроизношения.
При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому  при организации коррекции произношения необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск