Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
| Традиционная деятельность учителя
| Деятельность учителя, работающего по ФГОС
| Подготовка к уроку
| Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
| Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
| Основные этапы урока
| Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
| Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
| Главная цель учителя на уроке
| Успеть выполнить все, что запланировано
| Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
| Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
| Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
| Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
| Форма урока
| Преимущественно фронтальная
| Преимущественно групповая и/или индивидуальная
| Нестандартное ведение уроков
| –
| Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
| Взаимодействие с родителями обучающихся
| Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
| Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
| Образовательная среда
| Создается учителем. Выставки работ обучающихся
| Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
| Результаты обучения
| Предметные результаты
| Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
| Нет портфолио обучающегося
| Создание портфолио
| Основная оценка – оценка учителя
| Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
| Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
| Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений
| Особенности работы с родителями до введения ФГОС
| Особенности работы с родителями после введения ФГОС
| Технология проведения родительского собрания
| Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)
| Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой
| Адаптационный период
| Родители не участвуют в организации адаптационного периода
| Родители выступают в роли тьюторов:
• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;
• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;
• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.
| Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся
| Отсутствует
| Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями
| Участие родителей в проведении уроков
| Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)
| Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся
| Совместная проектная деятельность
| Отсутствует
| Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок"
| Участие в праздниках
| Родители выступают в роли зрителей
| Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника
| Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"
| Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече
| Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.
Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).
Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы
|
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений
| Деятельность первоклассника до введения ФГОС
| Деятельность первоклассника после введения ФГОС
| Вид деятельности
| Пассивное слушание
| Активные действия
| Выполнение заданий по указанию учителя
| Самостоятельный поиск решения поставленной задачи
| Работа с источниками информации по рекомендации учителя
| Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов
| Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)
| Использование интернет-ресурсов самостоятельно
| Переспрашивание заданного вопроса
| Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)
| Фронтальная работа
| Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе
| Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь
| Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)
| Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений
| Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели
| Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника
| Учителем организована деятельность детей:
• по поиску, обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
| Взаимодействие ученика и учителя
| Пассивное принятие информации обучающимися; субъект - объектные отношения
| Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект - субъектных отношений
| От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя
| Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя
| Адаптация к школьному обучению
| Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен
| Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период
| Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца
| Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель
| Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная
| Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная
| Результаты обучения
| Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями
| Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях
| Оценка деятельности обучающихся
| Осуществляется учителем
| Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки
| |