УДК 37.372.4
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Плясова К.Н
Научный руководитель доцент, к. пед. н. Ермолович Е.В
Сибирский федеральный университет
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей в общении, игре, учении и труде человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. [2]. Рассмотрим более подробно познавательные универсальные учебные действия. Познавательные УУД включают в себя:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач [1].
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.[2]
Для развития познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, существует множество методик, упражнений, игр и пр. И здесь мы решили попробовать создать свой способ для развития познавательных процессов, который подразумевает совместное создание с учащимися электронного словаря как инструмент развития познавательных процессов младших школьников, а в широком смысле как инструмент развития познавательных универсальных учебных действий.
Для начала мы решили познакомиться с особенностями и самим понятием электронный словарь.
С появлением компьютерной техники, создатели программного обеспечения создали новый тип словарей - электронный словарь. Такой тип словаря - абсолютно новое слово в истории лексикографии, отметившее новую качественную ступень ее развития. Именно сейчас электронные словари вышли из тени бумажных и становятся самостоятельными игроками на языковой площадке [3].
Главная особенность электронного словаря — это возможность обойти роковое противоречие “бумажной” лексикографии, состоящее в следующем: чем больше информации предлагает словарь, чем более развит его научный аппарат, тем сложнее им пользоваться. [4]
Электронные словари сочетают большой объем с удобством пользования. Достигается это, в первую очередь, благодаря машинному механизму поиска. Чтобы найти слово в электронном словаре, обычно достаточно просто напечатать его в командной строке словаря, нажать “Ввод” — и в отдельном окошке выскочит перевод. Некоторые словари позволяют переводить слова, не выходя из текстового редактора или другого офисного приложения, с которым вы работаете в данный момент. Для этого надо выделить нужное слово и нажать определенную комбинацию клавиш. [4]
Электронный словарь вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, но прежде, чем мы разберемся с этим термином, мы попытаемся уточнить понятие «словаря» с использованием различных источников.
Словарь—книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. [5]
Ожегов дает похожее определение словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.
Словарь — собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных. [6]
После того как мы рассмотрели понятие «словарь», используя различные доступные источники . Рассмотрим что же такое «электронные словари».
Найти определения понятия «электронный словарь» оказалось не так просто, потому что электронный словарь вошел в нашу не так давно и его как определение не рассматривали. Хотя, одно определение мы нашли в общеизвестном источнике информации как wikipedia. Электронный словарь – словарь в компьютере или другом электронном устройстве. [4]
Данные словари позволяют быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а так же с возможностью перевода его на другие языки.
Электронные словари обладают рядом очевидных и существенных преимуществ по сравнению со словарями традиционными. Современные электронные словари не только значительно превосходят по объему книжные, но и находят искомое слово или словосочетание значительно быстрее. Электронные словари не только содержат транскрипцию, но и могут произносить слова. Но, конечно, самое главное преимущество хороших электронных словарей - одновременный поиск не только по названию словарной статьи, но и по всему огромному объему словарей, что просто нереально в бумажном варианте.
Но, к сожалению, электронные словари унаследовали некоторые недостатки обычных словарей. В основном это проблема неполноты словаря, а так же поддержания словаря в актуальном состоянии. Данные проблемы не так ярко выражены, как в их бумажных прародителях, но всё-таки имеют место. Так же к недостаткам можно отнести и то, что многие словари требуют наличие определённой совокупности программных средств, которые в свою очередь требуют наличие определённых аппаратных средств. Ещё одним из недостатков является то, что электронные словари дороже, чем их бумажные собратья.
Работа по созданию электронного словаря будет строиться примерно следующим образом. Ученикам будет предложено создание своего рода своего собственного вспомогательного учебного пособия. Например, на предмете окружающий мир школьники проходят насекомых жуков, бабочек и пр. и здесь мы предлагаем создание словаря опорных терминов и определений, то есть ученик самостоятельно ищет (с помощью электронных ресурсов) определения, картинки, к примеру, майского жука. Выясняет, что майский жук это насекомое и т.д. Как раз здесь и происходит развитие познавательных универсальных учебных действий. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний и пр. Далее мы будем выступать в качестве «редакторов». Мы будет корректировать найденную школьниками информацию, и оформлять с помощью электронного ресурса. В итоге у нас получится энциклопедический словарь, удобный и простой использовании для детей начальной школы и будет, является для них своей собственной электронной шпаргалкой.
При использовании электронного словаря есть возможность сравнивать термины, а так же добавлять и пополнять информацию. То есть у ученика будет возможность сравнивать, анализировать полезную информацию, а так же находить новые интересующие понятия и их описывать. Все это несет в себе развивающую особенность электронного словаря, а в частности универсальных логических действий, которые входят в познавательные УУД.
С нашей точки зрения, использование и создание электронного словаря в учебном процессе будет способствовать развитию познавательной УУД. Ученики будут самостоятельно (под руководством учителя) искать необходимую информацию, учиться создавать промежуточные и конечные цели, выделять главное и др. Все это является неотъемлемо-важной частью формирования и развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Список использованной литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.
2. http://festival.1september.ru/articles/516109/
3. Владимир Самусенко, "Электронный словарь - друг человека" 24.02.1999, Компьютер в школе, #2/1999
4. http://nauka.relis.ru Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций
5. Словарь Академии Российской. СПб., 1806—1822.
6. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти тт., 1948—1965. |