Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников





Скачать 71.44 Kb.
НазваниеУдк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников
Дата публикации30.07.2013
Размер71.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
УДК 37.372.4

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Плясова К.Н

Научный руководитель доцент, к. пед. н. Ермолович Е.В

Сибирский федеральный университет

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей в общении, игре, учении и труде человек должен воспринимать мир, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. [2]. Рассмотрим более подробно познавательные универсальные учебные действия. Познавательные УУД включают в себя:

  1. Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  1. Универсальные логические действия:

  • имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

  • составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

  • использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

  • овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач [1].

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.[2]

Для развития познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, существует множество методик, упражнений, игр и пр. И здесь мы решили попробовать создать свой способ для развития познавательных процессов, который подразумевает совместное создание с учащимися электронного словаря как инструмент развития познавательных процессов младших школьников, а в широком смысле как инструмент развития познавательных универсальных учебных действий.

Для начала мы решили познакомиться с особенностями и самим понятием электронный словарь.

С появлением компьютерной техники, создатели программного обеспечения создали новый тип словарей - электронный словарь. Такой тип словаря - абсолютно новое слово в истории лексикографии, отметившее новую качественную ступень ее развития. Именно сейчас электронные словари вышли из тени бумажных и становятся самостоятельными игроками на языковой площадке [3].

Главная особенность электронного словаря — это возможность обойти роковое противоречие “бумажной” лексикографии, состоящее в следующем: чем больше информации предлагает словарь, чем более развит его научный аппарат, тем сложнее им пользоваться. [4]

Электронные словари сочетают большой объем с удобством пользования. Достигается это, в первую очередь, благодаря машинному механизму поиска. Чтобы найти слово в электронном словаре, обычно достаточно просто напечатать его в командной строке словаря, нажать “Ввод” — и в отдельном окошке выскочит перевод. Некоторые словари позволяют переводить слова, не выходя из текстового редактора или другого офисного приложения, с которым вы работаете в данный момент. Для этого надо выделить нужное слово и нажать определенную комбинацию клавиш. [4]

Электронный словарь вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, но прежде, чем мы разберемся с этим термином, мы попытаемся уточнить понятие «словаря» с использованием различных источников.

Словарь—книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. [5]

Ожегов дает похожее определение словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Словарь — собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных. [6]

После того как мы рассмотрели понятие «словарь», используя различные доступные источники . Рассмотрим что же такое «электронные словари».

Найти определения понятия «электронный словарь» оказалось не так просто, потому что электронный словарь вошел в нашу не так давно и его как определение не рассматривали. Хотя, одно определение мы нашли в общеизвестном источнике информации как wikipedia. Электронный словарь – словарь в компьютере или другом электронном устройстве. [4]

Данные словари позволяют быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а так же с возможностью перевода его на другие языки.

Электронные словари обладают рядом очевидных и существенных преимуществ по сравнению со словарями традиционными. Современные электронные словари не только значительно превосходят по объему книжные, но и находят искомое слово или словосочетание значительно быстрее. Электронные словари не только содержат транскрипцию, но и могут произносить слова. Но, конечно, самое главное преимущество хороших электронных словарей - одновременный поиск не только по названию словарной статьи, но и по всему огромному объему словарей, что просто нереально в бумажном варианте.

Но, к сожалению, электронные словари унаследовали некоторые недостатки обычных словарей. В основном это проблема неполноты словаря, а так же поддержания словаря в актуальном состоянии. Данные проблемы не так ярко выражены, как в их бумажных прародителях, но всё-таки имеют место. Так же к недостаткам можно отнести и то, что многие словари требуют наличие определённой совокупности программных средств, которые в свою очередь требуют наличие определённых аппаратных средств. Ещё одним из недостатков является то, что электронные словари дороже, чем их бумажные собратья.

Работа по созданию электронного словаря будет строиться примерно следующим образом. Ученикам будет предложено создание своего рода своего собственного вспомогательного учебного пособия. Например, на предмете окружающий мир школьники проходят насекомых жуков, бабочек и пр. и здесь мы предлагаем создание словаря опорных терминов и определений, то есть ученик самостоятельно ищет (с помощью электронных ресурсов) определения, картинки, к примеру, майского жука. Выясняет, что майский жук это насекомое и т.д. Как раз здесь и происходит развитие познавательных универсальных учебных действий. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний и пр. Далее мы будем выступать в качестве «редакторов». Мы будет корректировать найденную школьниками информацию, и оформлять с помощью электронного ресурса. В итоге у нас получится энциклопедический словарь, удобный и простой использовании для детей начальной школы и будет, является для них своей собственной электронной шпаргалкой.

При использовании электронного словаря есть возможность сравнивать термины, а так же добавлять и пополнять информацию. То есть у ученика будет возможность сравнивать, анализировать полезную информацию, а так же находить новые интересующие понятия и их описывать. Все это несет в себе развивающую особенность электронного словаря, а в частности универсальных логических действий, которые входят в познавательные УУД.

С нашей точки зрения, использование и создание электронного словаря в учебном процессе будет способствовать развитию познавательной УУД. Ученики будут самостоятельно (под руководством учителя) искать необходимую информацию, учиться создавать промежуточные и конечные цели, выделять главное и др. Все это является неотъемлемо-важной частью формирования и развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Список использованной литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.

2. http://festival.1september.ru/articles/516109/

3. Владимир Самусенко, "Электронный словарь - друг человека" 24.02.1999, Компьютер в школе, #2/1999

4. http://nauka.relis.ru Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций

5. Словарь Академии Российской. СПб., 1806—1822.

6. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти тт., 1948—1965.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу...
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconМетодическая разработка представляет собой сборник, в который входят...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconРазвитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconПолат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат
Икт как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconКонцепции. Ведущая педагогическая идея
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России»
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников icon«Особенности внедрения цифровых образовательных ресурсов в урочном процессе.»
Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconЗадания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на...
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconМетодические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных...
Министерство науки и образования Красноярского края кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выявлению опыта формирования и развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Удк 37. 372. 4 Электронный словарь как инструмент развития познавательных учебных действий младших школьников iconОрганизация учебно-исследовательской деятельности младших школьников...
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск