Скачать 61.02 Kb.
|
Познавательная активность учащихся. 1. Задача – научить учащихся самостоятельно приобретать и углублять знания, правильно и умело работать с книгой. Самостоятельная работа как элемент изложения нового материала, когда одно объясняется, а другое изучается самостоятельно (элемент познавательной деятельности на уроке). При изложении нового материала учебник используется как средство обучения. Главное достоинство такого приема обучения в активизирующей роли восприятия учащихся способствует формированию познавательной активности. Часто на уроках дети невнимательны к объяснению материала, как бы «отсутствуют» на уроке или не готовы к его восприятию по тем или иным причинам. Тогда большую роль, как стимула познавательной активности ученика играет самостоятельное сравнение (сопоставление и сопоставление фактов). Самостоятельная работа над материалом учебника перед его изложением есть один из приемов включения учащихся в оценочную деятельность, который развивает у них способность наблюдать и анализировать, а это является основой процесса восприятия и систематизации знаний. Учащиеся воспринимают изложение нового материала, которое следует за их самостоятельной работой в системе тех знаний, с которыми они знакомы. Приемы работы с учебником в структуре изложение нового материала при решении содержательно – познавательных задач по изучению физических явлений и понятий, направлены на формирование умения самостоятельно работать с книгой, то есть выделять главное, основное и второстепенное, пересказывать содержание, составлять план прочитанного текста,а также научиться пользоваться схемами, рисунками, таблицами, встречающимися в тексте. 2. Задача сформировать умения самостоятельно добывать знания учащимися через использование информационных технологий. На современном этапе обучения актуальна проблема активизации познавательных интересов учащихся. Учитываются особенности современной образовательной системы. Важнейшая из них заключается в том, что существенно расширилось информационное пространство. Распространение компьютерной техники привело к повышению новых разновидностей учебной деятельности, обучающих программ, а это влечет за собой повышенные требования познавательной деятельности учащихся. Поэтому я продолжаю практиковать следующие приемы: Использование приема представления информационного блока. Работа с источниками способствует углублению и конкретизации знаний учениками, активизации их мышления, пробуждая и развивая интерес к изучаемому предмету. Учащиеся пишут рефераты, готовят сообщения, выступают с докладами, делают презентации. Через информационное взаимодействие в сотворчестве учителя и ученика повышается качество образовательной подготовки и мотивация к учению, развиваются творческие способности, познавательная активность. Разработаны уроки с использованием информационных технологий. «Нужна ли активная позиция учащихся на уроке?» - у педагога не должен возникать этот вопрос. Его реализация естественная необходимость. Я считаю, что каждый урок должен строиться на основе деятельности учащихся. На каждом уроке должен присутствовать анализ учебного материала, сопоставление фактов, высказывание собственной точки зрения, мыслительная активность, практические действия в их любых видах и проявлениях. В связи с этим привожу разработанную структуру урока, посвященного объяснению нового материала. При подготовке к такому уроку формирую инициативную группу учащихся (2, 3 человека). В задачу группы входит следующее:
Перед уроком проверяю готовность группы. Структура урока
Провожу опрос в традиционной форме, либо индивидуально, либо фронтально, в виде физического диктанта, тестового задания.
Вступительное слово учителя, постановка проблемы, цели, задачи урока. Объяснение нового материала: сообщение учащихся группы. Запись на доске решения типовой задачи (параллельно с объяснением). Самостоятельное чтение всеми учащимися параграфа учебника. Повторение чтения параграфа и деление его на логические части; устное составление плана. Тихий опрос ученика, первым поднятого руку, и запись им своего плана на доске. Обсуждение и корректировка плана, записываемого на доске. Составление каждым учеником опорного конспекта (учащиеся выделяют в учебнике главную мысль по каждому пункту плана и под диктовку ученика. давшего правильный ответ, записывают в свои тетради. Дополнения учителем материала историческими сведениями, примерами проявления и применения в быту и технике. Разбор, обсуждение, оформление типовой задачи, решенной и записанной на доске.
Ответы на вопросы, решение задач на доске и индивидуально по карточкам. Плохие оценки не выставляю.
Учащиеся делают самостоятельно. 5. Домашнее задание. В домашнее задание включаются задания творческого характера: проведение эксперимента, составление рассказа, сказки, кроссвордов, интересной занимательной задачи. В качестве примера привожу план урока в 9 классе. Тема урока: «Свободное падение тел». На доске: тема урока, кроссворд. Составляю инициативную группу из более подготовленных учащихся.
а) Вводное слово учителя: Примером ускоренного движения является падение тел по вертикали. (мотивация). Предлагаю пронаблюдать за падением бумажного и металлического дисков одинакового диаметра. Если их выпустить из рук одновременно, но врозь, то бумажный диск достигнет пола позже, а если наложить их друг на друга, то они упадут одновременно. Прошу учащихся попробовать объяснить результаты опыта и тем самым подвожу их к теме урока. Цель урока: усвоить понятие ускорения свободного падения, дать кинематические характеристики свободного падения Далее говорю о том, что наблюдал, изучал и описывал в своих трудах «Свободное падение» итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642 ). б) Сообщение учащимся о Галилео Галилее. в) Сообщение второго учащегося «Свободное падение тел» (по содержанию параграфа учебника). Параллельно на доске следующий ученик решает и оформляет задачу из сборника А. П. Рымкевича. г) Добавление учителя к сообщениям. д) Самостоятельная работа учащихся. Ученики читают текст параграфа «Свободное падение тел», составляют план. План следующий:
Составление конспекта. Учащиеся сами, частично с наводящими вопросами формулируют определения и записывают их в тетрадь. Получается конспект: а) Свободным падением называется движение тела только под действием силы тяжести. б) Свободное падение – прямолинейное равноускоренное движение. в) Ускорение, с которым падают на Землю тела в вакууме, называется ускорением свободного падения. Обозначение: д) Ускорение свободного падения зависит от географической широты места наблюдения (добавление): на полюсе 9,832 м/с; на экваторе 9,780 м/с; на широте 45 значение 9,80665 м/с; от высоты над Землей: с увеличением высоты ускорение уменьшается. на Луне 1,623 м/с. Следующим этапом работы идет разбор ответов на вопросы о падающих дисках, что были поставлены вначале урока. Далее объяснение учащимся решения задачи, решенной на доске. Задача. Г. Галилей, изучая свободное падение (1589 г.), бросая без начальной скорости разные предметы с наклонной башни в г. Пиза, высота которой 57, 5 м. Сколько времени они падали с башни и какова была их скорость при ударе о Землю? Закрепление материала. Самостоятельное решение задачи из сборника А. П. Рымкевич с последующей проверкой. Решение кроссворда (его сетка на доске). Домашнее задание: творческое: задача из сборника. |