Скачать 120.99 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА тема урока: Системы счисления 10 класс Учебник: Н. Угринович, 10 класс. Продолжительность урока: 45 мин. Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий. Задачи урока:
Оборудование: компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная. Тип урока: урок обобщения систематизации знаний. План урока.
Ход урока.
Учитель. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Слайд 1 Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План нашего урока следующий: (Слайд 2)
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (Приложение 1). Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 6, за задание «Заполнение таблицы» - 5. Результаты заносятся в итоговую таблицу. Слайд 3 Задание 1. Заполнение таблицы.
Слайд 4 (Правильно заполненная таблица имеет вид)
Слайд 5 Задание 2. Графический диктант. Если утверждение верно, ученик ставит «+», если неверно, то знак «-». 1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. 2. Римский способ записи чисел – это позиционная система счисления. 3. В двоичной системе счисления 11+1=12. 4. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в двоичной системе счисления. 5. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами. Слайд 6 (Результат выполнения задания: +- -++) Слайд 7
Задание 3. Докажите, что (использую триады и тетрады): 1.1428 =11000102 2.9116=100100012 Слайд 8 Задание 4. Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.) Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 ) 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 ) 6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 ) 5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 ) Проверяем задание 4 (Слайд 9) Слайд 10 Задание 5. Решение задач (готовимся к ЕГЭ). Чему равна сумма чисел 438 и 5616?
Слайд 11
Слайд 12 4. Творческое задание Учащиеся выполняют задания за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор». Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Результаты заносятся в итоговую таблицу, и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания. Задание 6. Рисуем по точкам – Приложение 2. Таблица 1: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления. Таблица 2: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления. Таблица 3: приведены номер точки и её координаты, записанные в различных системах счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некий рисунок. (слайд 8) Учитель объявляет, что правильно выполненная работа по таблице 3 дает оценку – 5, по таблице 2 – 4, а по таблице 1 – 3. Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать. (Получившиеся на координатной плоскости рисунки представляют собой цифру 3 для таблицы 1, цифру 4 для таблицы 2 и цифру 5 для таблицы 3.) Слайд 13 Слайд 14 Задания 7, 8 являются дополнительными и предлагаются тем ученикам, которые раньше других справились с выполнением творческого задания. Задание 7. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания. 3510, 368, 100011012, 3C16. Задание 8. Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 148? 5. Подведение итогов урока. Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды. Рефлексия: — Какое задание было самым интересным? — Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? — Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме? Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке). Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Составить кроссворд по теме: Системы счисления. Приложение 1. ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
Итого баллов: Приложение 2. Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3.
|