Скачать 86.77 Kb.
|
АннотацияЦель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере. Тема: «Конспект урока по теме: «Электронные таблицы». Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»». Цель урока: познакомить студентов с назначением электронных таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в программе электронные таблицы Excel. Задачи урока: Образовательные: познакомить студентов с основными понятиями электронных таблиц, о возможностях их применения на производстве, в учебном процессе и т.д.; Воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, дисциплинированности, внимательности и усидчивости при изучении материала. Развивающие: развитие мышления, навыков работы на персональном компьютере. Оборудование: доска настольные персональные компьютеры (16 шт.) практическая работа с заданием опорный конспект Тип урока: изучение нового материала План урока:
Ход урока1.Организационный момент. Приветствие, проверить присутствующих, наличие тетрадей, учебников, внешний вид студентов. 2. Актуализация и мотивация. Часто при работе с документацией приходиться сталкиваться с таблицами, т.к. удобно обрабатывать числовую информацию при помощи таблиц. Сегодня на занятии мы рассмотрим прикладную программу, которая входит в пакет прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о ее происхождении, назначении, использовании на предприятиях, организациях, офисах, в быту и т.д. На предыдущих занятиях, изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции можно производить с таблицами в редакторе MS Word, он не позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности. Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, что бы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать математические формулы и преобразования числа. 3.Теоретическая часть. Назначение и область применение табличных процессоров.Практически в любой области деятельности человека, особенно при решении планово-экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работ, матричные вычисления в инженерных расчетах и т.д., возникает необходимость представлять данные в виде таблиц, при этом часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по формулам. Для проведения таких работ на компьютере были разработаны электронные таблицы. Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме. Для управления электронной таблицей созданы специальные программные продукты - табличные процессоры. Они позволят не только создавать электронные таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. Табличные процессоры обеспечивают:
Современные табличные процессы реализуют целый ряд дополнительных функций:
Основные понятия.Как и любую другую программу пакета Microsoft Office, Excel можно запустить: в меню Пуск, выбрать пункт Программы, а затем Microsoft Excel . После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню, рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы. Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, диаграммы, макросы и т.д. Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена. Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается максимальным числом, устанавливаем для данной программы. Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, BZ до BZ и т.д. Максимальное количество строк и столбцов определяется особенностями используемой программы и объемом памяти компьютера, например, в табличном процессоре Excel 265 столбцов и более 16 тысяч строк. Современные программы дают возможность создать электронные таблицы, содержащие более 1 млн. ячеек, хотя для практических целей в большинстве случаев этого не требуется. Пересечение строки и столбцов образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, А2 или С4). Ячейка – область, определяемая пересечением столбцов и строки электронной таблицы, имеющая свой уникальный адрес. Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером) строки, на пересечении которых находятся ячейка, например А1. Текущей (активной) называется ячейка электронной таблицы, в которой в данный момент находится курсор. Активная ячейка обычно выделяется жирной рамкой. Адрес и содержимое текущей ячейки выводятся в строке ввода электронной таблицы. Ссылка – указание адреса ячейки. В электронных таблицах можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок. Блок ячеек – группа смежных ячеек, определяемая с помощью адреса. Блок ячеек может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также последовательности строк и столбцов (или их частей). Адрес блока ячеек задается указанием ссылки первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ – двоеточие ( : ) или две точки подряд (..). Если блок имеет вид прямоугольника, то его адрес задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек, входящих в блок (например, D4:F5). 4.Практическая часть. Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги». (Приложение1). 5. Вопросы студентов. 6. Домашнее задание. Выучить основные понятия и определения электронной таблицы Excel. 7.Подведение итогов урока. Выставить студентам оценки за работу на занятии и выполнении практической работы на компьютере. Приложение 1. Практическая работаТема: «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги» Цель работы: получить начальные навыки работы с электронной таблицей Порядок выполнения: 1.Загрузите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel 2.Проверьте наличие режимов: (режим должен быть отмечен символом ) - Вид/Обычный; Вид/Строка формул; Вид/строка состояний, -Вид/Панель инструментов/Стандартная; Вид/Панель инструментов/Форматирование 3.Создайте таблицу по образцу, для этого: - В А1 введите «ВЕДОМОСТЬ», нажмите Enter - В А2 – на выдачу стипендии
- В А5 – Учреждение Дмитровский колледж - В А6 – группа № 110 - в ячейки А8, В8, С8, D8, Е8 введите «шапку» таблицы - введите остальные данные таблицы - В А17 – ведомость составил мастер - В Е17 – Климова Г.В. 4. Используя режим Автозаполнения, заполните пустые ячейки, для этого: - выделите диапазон А9:А10 (после выделения кнопку мышки отпустить) - установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик) - нажмите и протащите вниз до А15, - выполните предыдущие действия для диапазона С9:С10 -активизируйте ячейку D9, курсором мышки установите нижний правый угол, протащите вниз до ячейки D15, мышку отпустить (данные скопированы) 5. Отформатируйте таблицу, для этого: - выделите А1:E1, щелкните на Панели форматирования по кнопке Объединить и поместить в центре - выполните предыдущее действие для диапазонов А2:Е2, А3:Е3, А5:Е5, А6:Е6 6. Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), выполните двойной щелчок мышкой - аналогично измените ширину остальных столбцов - активируйте ячейку С8, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите режим Переносить по словам, Ок - вручную измените ширину столбца С установите курсор мышки в адресную полосу между С и D, протаскиванием мышки установите нужную ширину - выделите А8:Е15, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку - выделите D9:D15, на панели форматирования щелкните по кнопке Денежный формат и по кнопке Уменьшить разрядность - используя Панель форматирования, отцентрируйте данные в таблице (кроме фамилий), предварительно выделив соответствующий диапазон 7. Вычислите общую сумму стипендии по группе, для этого: - активизируйте ячейку D16, щелкните по кнопке Автосумма на Стандартной панели, Enter 8. Замените значение в столбце Сумма на 80, для этого: - активизируйте ячейку А1 и выполните Правка/Заменить - в поле Что введите 50, в поле Заменить на введите 80, нажмите Заменить все 9. Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть 10. Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, Ок. Закройте приложение Excel. |