Скачать 278.5 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 7» ОТЧЕТ о работе экспериментальной площадки ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Князева Татьяна Викторовна Преподаватель специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер» Тымовское 2013 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение------------------------------------------------------------------------------------- 3 2. Цели и задачи экспериментальной деятельности----------------------------------- 5 3. Использование информационных технологий на уроках------------------------- 6 4.Материально-техническая и кадровая обеспеченность эксперимента---------- 6 5. Результаты деятельности работы экспериментальной площадки--------------- 10 6. Заключение---------------------------------------------------------------------------------- 18 7. Список литературы------------------------------------------------------------------------ 20 1. Введение Значительная часть предприятий общественного питания России находится на уровне, соответствующему европейским стандартам по технологии обслуживания, эстетическому и техническому состоянию. В условиях высокой конкуренции на ресторанном рынке возникла потребность в высококвалифицированных, профессиональных кадрах, что требует нового отношения к подготовке специалистов в профессиональных учебных заведениях. В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании разработал образовательная программу, которая отражает современные мировые тенденции в применении информационных и коммуникационных технологий в образовании. Одним из важнейших направлений применения ИКТ в образовании является использование мультимедийных возможностей компьютерной техники. Использование мультимедийных средств обучения позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно ориентированных моделей обучения. «Информационные технологии» – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами». Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Можно выделить основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий : - повышение эффективности и качества процесса обучения; - повышение активности познавательной деятельности; - углубление межпредметных связей; - увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2) Развитие личности обучаемого, адаптация обучающихся к условиям информационного общества: - развитие различных видов мышления; - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; - эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; - развитие умений моделировать задачу или ситуацию; 3) Работа на выполнение социального заказа общества: - подготовка информационно грамотной личности; - подготовка пользователя компьютерными средствами; - осуществление профориентационной работы. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения в учебном процессе и во внеурочной занятости. В нашем училище созданы все условия для внедрения и использования мультимедийных средств обучения в процессе формирования профессиональных и общих компетенций. Для инновационной деятельности в училище были усовершенствованы учебно-методический комплекс и материально-техническая база с учетом нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов. 2. Цели и задачи экспериментальной деятельности Вся работа экспериментальной площадки по профессии «Повар, кондитер» направлена на реализацию целей и задач, поставленных в плане работы ПЛ. №7 Цели:
Задачи:
3. Использование информационных технологий на уроках Оснащение кабинетов специальных дисциплин мультимедийными системами позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения использовать новые информационные технологии на уроках теоретического и производственного обучения как средство формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Преимущества мультимедийного урока:
Такой урок выглядит как своеобразный развернутый план-конспект. Обучающимся предъявляются учебный план, учебные задачи. Шаг за шагом реализуется задуманное с помощью самих обучающихся. Увеличивается плотность урока. В ходе урока можно влиять на темп его проведения, на формирование эмоционального фона. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Это может быть, к примеру, демонстрация какого-то видеофрагмента, анимаций, иллюстрирующих какое-то явление, событие, звуковой фрагмент, схема. Урок не эффективен и, по большому счёту, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей конкретной группы и каждого учащегося в отдельности. Поэтому на каждый урок готовлю наряду с конспектом урока и технологическую карту, которая помогает лучше управлять педагогическими ситуациями, создавать их, предусматривать возможные варианты их разрешения. Содержание урока как мини-технологии подразумевает наличие «полного пакета» документов:
Необходимо учитывать и недостатки применения компьютера на уроках:
4. Материально-техническая и кадровая обеспеченность эксперимента 4.1 Время проведения эксперимента: 2009-2013 годы. 4.2 Данные о преподавателе: Князева Татьяна Викторовна Дата рождения: 13 июля 1964 г Образование: высшее. Специальность: инженер-технолог Дальневосточный торговый институт, 1987г. Общий трудовой стаж: 26 лет Стаж педагогической работы: 16 лет Квалификационная категория: высшая, Занимаемая должность: преподаватель, с 5 декабря 1996 г 4.3 Оснащение кабинета 1.В кабинете имеется персональный компьютер и телевизор (используется в качестве настенной электронной панели). Кабинет оснащен учебно-методической литературой по всем предметам. Кабинет оборудован таблицами и стендами: - по кулинарии - по технологии приготовления мучных кондитерских изделий -по организации работы предприятий общественного питания - по оборудованию предприятий общественного питания Имеются разнообразные электронные учебники и материалы в электронной форме: Электронная версия «Кулинария», Электронные учебники: «Повар №1», «Повар №2», «Повар №3» Электронные книги: №1 «Традиционная кухня» №2 «Необыкновенная кухня» №3 «Вегетарианская кухня» Электронная книга «Справочник покупателя Систематизирован материал в компьютере. 4.4 Визуальная информация в кабинете Постоянно обновляются стенды - готовимся к экзамену - готовимся к зачету -«Кулинарные хитрости» -«Старинные рецепты» -«Новое в технологии» Оформлены стенды с материалами по модулям нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии «повар, кондитер». 4.5 Систематизация дидактического материала Систематизирован дидактический материал и карточки для индивидуальной работы. Были составлены различные тексты контрольных работ, самостоятельных. Отпечатаны и систематизированы контрольные материалы, оформлены папки. Имеются методические разработки открытых мероприятий и уроков. 4.6 Внеаудиторная деятельность Проводятся конкурсы профессионального мастерства. Проводятся консультации по итоговой письменной работе, консультации по предметам. Проводятся факультативные занятия «Волшебный мир востока» 5. Результаты деятельности работы экспериментальной площадки Работа площадки была организована следующим образом: 2009-2011г – эксперимент по учебной дисциплине «Кулинария» для профессии: 34.2 «Повар, кондитер» 2011-2012г – эксперимент по учебной дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» для профессии: 34.2 «Повар, кондитер» 2011-2013г – эксперимент по модулям ФГОС для профессии: 260807.01 «Повар, кондитер» Экспериментальная деятельность проходила параллельно в группах ПК-11, ПК-21, ПК-31 по старым и новым программам. 5.1 Итоги эксперимента для профессии: 34.2 «Повар, кондитер»
Сравнивая успеваемость в экспериментальной группе за 1 и 2 годы обучения можно сделать следующий вывод: Итоги эксперимента по предмету «Кулинария» Сравнивая данные таблицы за два года, можно сделать вывод, что успеваемость в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, повысилась:
Экзамен по предмету «Кулинария»
Сравнивая данные таблицы, можно сделать вывод, что успеваемость в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, повысилась:
2009-2011г – эксперимент по учебной дисциплине «Кулинария» для профессии: 34.2 «Повар, кондитер» Показатели СОУ Показатель СОУ за время эксперимента увеличился с 52% до 79% показатель СОУ по данным экзаменов увеличился с 59% до 81% Средний балл экзамен эксперимент Средний балл за время эксперимента увеличился с 3.7 до 4,4 средний балл по данным экзаменов увеличился с 3.75 до 4,2
Итоги эксперимента по предмету «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» 2010-2011 год Сравнивая данные таблицы, можно сделать вывод, что успеваемость в контрольной группе по итогам учебного года повысилась: средний балл увеличился с 3,9 до 4,4 показатель СОУ увеличился с 64% до 79% 2011-2012 год Сравнивая данные таблицы, можно сделать вывод, что успеваемость в контрольной группе по итогам учебного года повысилась: средний балл увеличился с 3,4 до 4,5 показатель СОУ увеличился с 51% до 77% Средние показатели Сравнивая данные таблицы, можно сделать вывод, что успеваемость в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, в среднем повысилась: средний балл увеличился с 3.65 до 4,45 показатель СОУ увеличился с 58 % до 78 % 2011-2012г – эксперимент по учебной дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» для профессии: 34.2 «Повар, кондитер» Показатели СОУ эксперимент экзамен Показатель СОУ за время эксперимента увеличился с 58% до 78% показатель СОУ по данным экзаменов увеличился с 64% до 72% Средний балл экзамен эксперимент Средний балл за время эксперимента увеличился с 4 до 4.3 средний балл по данным экзаменов увеличился с 3.65 до 4,45 5.2 Итоги эксперимента по модулям ФГОС для профессии: 260807.01 «Повар, кондитер» Итоги 1 полугодия учебного года: 2011-2012 г МДК «Приготовление блюд из овощей и грибов»
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что успеваемость по итогам первого полугодия высокая: средний балл, по сравнению с прошлым годом, увеличился с 4, 39 до 4,4 показатель СОУ увеличился с 79% до 80% Итоги 2 полугодия учебного года: 2011-2012 г МДК «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста»
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что по итогам МДК успеваемость на среднем уровне: средний балл 4,2 Итоги 1 полугодия учебного года: 2012 -2013 г МДК «Приготовление супов и соусов»
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что по итогам МДК успеваемость на среднем уровне: средний балл 4,1 Итоги 2 полугодия учебного года: 2012 -2013 г МДК « Приготовление блюд из рыбы»
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что по итогам МДК успеваемость на высоком уровне: средний балл 4,5 Итоги 2 полугодия учебного года: 2012 -2013 г МДК «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что по итогам МДК успеваемость на высоком уровне: средний балл __________ 2011-2013г – эксперимент по модулям ФГОС для профессии: 260807.01 «Повар, кондитер» 1 модуль 2 модуль 3 модуль 4 модуль Изучив данные таблицы, можно сделать вывод, что по итогам МДК успеваемость на высоком уровне: средний балл 4,3 Положительная динамика - это результат применения новых технологий преподавания, использования мультимедийных средств обучения в преподавании специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер» 5.3 Распространение накопленного опыта по использованию мультимедийных средств обучения 1. Проходили выступления по теме индивидуальной методической работы:
2. На уровне училища работаю в методическом объединении по профессиям. 3. Участвовала в марафоне «Профессионал» 4. Принимала участие в конкурсе методических разработок. 5. Проводила открытые уроки в экспериментальных группах. 6. Участвовала в Фестивале педагогических идей «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября». Получены диплом и сертификат. 7. Выступала с докладом на областной научно-практической конференции «Экспериментальные площадки как вектор стратегического развития образования в Сахалинской области» Получен сертификат от Министерства образования Сахалинской области». 6. Заключение По итогам экспериментальной деятельности можно судить, что работа экспериментальной площадки была успешной и достигнуты следующие результаты: 1. Разработаны программы, тематическое планирование, лабораторные работы по модулям ФГОС для профессии: 260807.01 «Повар, кондитер»
и макаронных изделий, яиц, творога, теста
2. Создан УМК по использованию мультимедийных средств обучения на уроках специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер»
Создание экспериментальной площадки и условий для проведения эксперимента в нашем училище является частью модернизация системы образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Применение информационных технологий в рамках проведенного эксперимента позволяет: - построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому обучающемуся собственную траекторию обучения - коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у обучающихся системное мышление - рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса - использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам - изучать явления и процессы на основе использования средств компьютерной графики и моделирования - снабдить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний - развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся - самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации - овладеть профессиональными и общими компетенциями с учетом нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов. 7. Список литературы Интернет- ресурсы: |