Процедура и содержание квалификационных испытаний, проводимых в рамках аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
|
|
|
|
Проведение аттестации на соответствие занимаемой должности – это один из механизмов управления качеством образования. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности предполагает прохождение квалификационного испытания. На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника и при необходимости вырабатываются рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определен Приказом № 209 Минобрнауки. В частности, документ дает ответы на следующие вопросы:
Кто подлежит аттестации на соответствие занимаемой должности?
В соответствии с новым порядком аттестации, все педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющие квалификационной категории, должны в обязательном порядке 1 раз в 5 лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Не подлежат аттестации на соответствие занимаемой должности:
– педработники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
– беременные женщины;
– женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
– находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Основанием для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности является представление работодателя, с которым работник должен быть ознакомлен не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации.
Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. (п.22 раздела III Приказа № 209)
Квалификационные испытания включают в себя:
– тестирование (компьютерное или настольное (письменное), по выбору педагогического работника);
– разработку проекта учебного занятия.
Проведение письменного квалификационного испытания для педагогов Алтайского края осуществляется:
1. На базе АКИПКРО:
– по графику аттестации для краевых государственных ОУ;
– в ходе курсов повышения квалификации (на договорной основе).
2. На базе муниципальных пунктов проведения квалификационных испытаний (перечень пунктов определен Приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 716 от 21.03.2011г.)
Порядок проведения квалификационных испытаний (полный текст приведен в Инструкции по организации и проведению квалификационных испытаний, утвержденной Приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 716 от 21.03.2011г.) состоит в следующем:
1. Педагогический работник, проходящий процедуру квалификационных испытаний, заранее согласовывает с ответственными за проведение квалификационных испытаний:
– форму проведения тестирования (компьютерный либо настольный (письменный вариант);
– дату проведения квалификационного испытания.
2. В случае выбора компьютерного варианта тестирования данные о проходящем тестирование педагогическом работнике представляются в отдел квалификационных испытаний АКИПКРО, где ему присваивается индивидуальное имя и пароль для доступа к тесту.
3. Максимальное время тестирования – 1 академический час (45 мин).
4. Перед началом тестирования ответственные за проведение квалификационных испытаний проводят инструктаж по заполнению бланка регистрации результатов тестирования и работе с электронной системой тестирования.
5. Проект учебного занятия (урока) готовится аттестующимся педагогическим работником ранее дня проведения квалификационного испытания. Тема проекта учебного занятия (урока) определяется аттестующимся самостоятельно. Проект учебного занятия сдается педагогом в муниципальный пункт проведения квалификационных испытаний.
6.Соответствие педагога требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, устанавливается в случае, если результат тестирования ≥ 0,7 (выполнено не менее 70% теста) и результат оценки конспекта занятия ≥ 0,5.
7. В межаттестационный период (в ходе прохождения курсов повышения квалификации на базе АКИПКРО) можно пройти квалификационное испытание на договорной основе и получить сертификат, в котором отражаются результаты квалификационного испытания.
Содержание квалификационного испытания
1.Тестирование.
Тест – это система заданий специфической формы, позволяющая диагностировать уровень и структуру подготовленности в той или иной области содержания.
Цель тестирования заключается в контроле знаний педагогических работников образования по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности.
Тест состоит из 30 вопросов. К каждому вопросу дается несколько вариантов ответов. В задании указано, «выберите один вариант ответа» или «по крайней мере один» (это означает, что правильными являются два или более вариантов).
Тестирование проводится как в письменной (настольной) форме, так и в компьютерной форме
Преимущества компьютерного тестирования:
– компьютерная программа выполняет случайный выбор вопросов, что исключает субъективный подход к процедуре тестирования;
– Вы можете сразу узнать свой результат в баллах и процентах;
– Вы можете узнать свои ошибки сразу после окончания тестирования и учесть их при повторной попытке (если Вам попадет тот же вопрос).
Тематическое содержание тестирования. 2. Подготовка конспекта урока
Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.
Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.
В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока.
Общие требования к написанию конспекта:
1. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
2. Конспект предполагает отражение основных этапов урока:
организационный момент,
опрос учащихся по заданному на дом материалу,
объяснение нового материала,
закрепление учебного материала,
задание на дом.
При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
Конспект урока оформляется в соответствии с предложенной ранее схемой.
Готовя конспект урока, педагог должен знать, по каким критериям происходит оценивание конспекта.
|
| |