Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.11.2013
Размер111.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Управление образования

муниципального образования Алексинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13»
Урок

курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуля

«Основы светской этики»

по теме:

«Что значит быть моральным»

(4 класс 2012-2013 учебный год)
Конспект урока и презентация разработаны учителем начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №13»

города Алексина Тульской области

Соболевой Еленой Анатольевной
(урок был проведен в рамках муниципального мастер-класса «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в системе развивающего обучения Л.В. Занкова» учителем Е.А.Соболевой)
Аннотация

Учителя школ нашей страны столкнулись с определенными трудностями при проведении уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики » из-за отсутствия подробных методических разработок. Представленная мной работа может быть использована педагогами, работающими в 4-5 классах по модулю «Основы светской этики» (урок №15). Работа состоит из подробного конспекта Word (по ФГОС НОО), приложений в виде PowerPoint, музыкального файла, сочинение (конкурсная работа) ученицы класса Мосоловой К. В работе отмечены все источники информации, которые использовались в ее создании. Буду рада, если она поможет коллегам в проведении таких важных и необходимых уроков.

С уважением Е.А. Соболева

Алексин 2013

1
Тема урока

«Что значит быть моральным» (Слайд 1)

Педагогическая цель. Объяснить понятия «мораль», «долг». Обсудить вопрос о том, что значит быть моральным.

Тип, вид урока. Урок введения новых знаний, решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: различать моральный и аморальный поступок, приводить примеры; получит возможность научиться: соблюдать правила поведения, соответствующие моральным нормам и принципам; анализировать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения соблюдения моральных норм, выделять существенно-необходимые признаки для анализа.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные. У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в обучении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия, вносить коррективы; получит возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять синтез как составление единого целого из частей, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить логические рассуждения; получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации, выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила поведения, соответствующие моральным нормам; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучении: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия, термины:

Мораль, долг, моральный поступок, аморальный поступок, моральный долг, правила поведения, соответствующие моральным нормам и принципам.

Образовательные ресурсы:

Основы светской этики. Учебник для 4-5 классов. Москва: Просвещение,2012.

Электронное пособие к учебнику.

Презентация к уроку, созданная учителем.

2
Фото из личного архива.

Интернет-сайты: http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://a-petrovka.narod.ru/gradalexsin/index.html

http://go.mail.ru/search

http://detochki.su/index.

Оборудование и наглядность: мультимедийная установка, сигнальные карточки, костюмы для актёров.


Ход урока
1.Организация деятельности учащихся.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости- учителя начальных классов школ города. Цель их визита- познакомится с вами, увидеть вашу работу на уроке. А мы постараемся показать действительно творческую работу, пусть учителя почувствуют, что нас класс дружный творческий коллектив.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Работа в группах. Прежде чем узнать тему урока, вспомним понятия из курса «Светская этика», с которыми мы познакомились ранее. Для этого вам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитана. Каждой команде я выдаю конверт с карточками, а которых записаны понятия. Я буду читать определение, а вы, посоветовавшись, покажете карточку с ответом, выбранным вами.( Использовать карточки разных цветов- для каждой команды свой цвет.) (Слайд 2)

-Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (ЭТИКА)

-Нравственная ценность, которая относиться к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. (ДОБРО)

-Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.(ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

-Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.(ДРУЖБА)

-Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.(МОРАЛЬ)

-Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. (ДОЛГ)

Учитель прикрепляет карточки с правильными ответами на магнитную доску.

3. Формулирование темы урока. Постановка проблемного вопроса.

(Учитель оставляет на магнитной доске две карточки: «МОРАЛЬ» и «ДОЛГ».)

Ребята, давайте вспомним все, что связанно с этими понятиями. (Учащиеся могут вспомнить о том, что такое мораль, особенности морали, о моральном выборе человека, о моральном долге.) (Слайд 3)

А вы никогда не задумывались о том, что значит быть моральным? (Выслушиваются ответы детей.)

4. Мотивация учащихся, повышающая интерес к проблеме урока.

3

Учитель: А сейчас предоставим «сцену» нашим «артистам» и подумаем над волнующим нас сегодня вопросом.

Разыгрывается сценка из рассказа Николая Носова «Фантазёры». (Слайды 4,5 )

Герои: Мишутка и Стасик- друзья-«фантазеры»,соседская девочка Ира, Игорь- брат Иры, продавец мороженого.
«… Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

- Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

4

- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...»

Выслушиваются мнения детей после просмотра сценки. (Учитель старается не навязывать детям свое мнение, они сами сделают выводы. Затем необходимо связать выводы детей с темой урока. Ввести понятия «АМОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», «АМОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК».)

Аморальное поведение (безнравственное поведение)- плохое поведение.

Аморальный поступок (безнравственный поступок)-плохой.

Физкультминутка. Звучит музыка. Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. Упражнения на растяжку мышц , координацию движений. Возможны упражнения в парах.

5. Создание условий для самомотивирования учащихся.

Подумайте, встречались ли вы в жизни с аморальным поведением? (Выслушиваются ответы учащихся, идет их коллективное обсуждение.)

Вас, наверное, волнует вопрос: как же стать моральным? Человечество всегда искало ответ на этот вопрос, который одновременно важен и труден. Человек выполняет существующие моральные нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. А помочь сформировать правильные убеждения нам помогут:

-художественные произведения;

-высказывания великих людей;

-пословицы и поговорки (слайды).

Комментарий слайдов.

1.Басни. (В баснях есть мораль- прямая и скрытая) (Слайд 7)

И.А. Крылов. Волк и Журавль.

Что волки жадны, всякий знает;
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает,
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

2. Стихотворения. (Слайд 8)

Агния Барто. Совесть.

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу. 5

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.
3. Из истории. Иван Сусанин. (Человек выполняет существующие моральные нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.) (Слайд 10)

4. Из жизни. Недавно мы всем классом побывали в Свято- Никольском Храме нашего города, встретились с отцом Владимиром. Давайте вспомним экскурсию и свяжем наши воспоминания с вопросом, который мы обсуждаем на уроке. (Слайды 12,13,14)

Справка. Заповеди Божьи. ( Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.)

5. Подведение итогов урока через творческую работу ученицы класса Мосоловой К., призера муниципального конкурса сочинений.

Рефлексия деятельности.

Мосолова Кристина, призер городского конкурса сочинений подготовила нам небольшое сообщение. Ребята, как вы думаете, почему рассказ Кристины я предложила вашему вниманию. Дедушка Кристины ответил для себя на вопрос «Что значит быть моральным?» всей своей жизнью. (Выслушиваются мнения детей)

Справка. Моральные качества- это совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. Другими словами – выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение. Моральные качества – это то важное, по которому нас оценивают окружающие люди.

-Как вы думаете, ответили ли мы на этот трудный вопрос: что значит быть моральным? И да, и нет. Но, я считаю, что за сегодняшний урок вы немного приблизились к ответу .

(Учащиеся организуются в группы либо в пары. Ассоциации с главным вопросом урока: добро, долг, честь, совесть, сострадание, любовь, дружба, самопожертвование, жизнь.)

Мораль- лестница, строящаяся на протяжении всей жизни. (Слайд 15)

-Как вы понимаете это высказывание?

Ю. Энтин «Дорогою добра» (песня из кинофильма «Маленький Мук»)

- На этой позитивной ноте мы заканчиваем наш урок.

6. Домашнее задание

- Обсудите дома с родителями и друзьями тему урока. А мы поговорим об этом в следующий раз.

Урок окончен. Спасибо за работу! 6

Примечание для учителя. Слайды №№ 6,9,11 учитель может использовать для примера на уроке при достаточном количестве времени.

Приложения к конспекту.

-Презентация к уроку «Что значит быть моральным», созданная учителем Соболевой Е.А.;

-музыкальный файл Юрий Энтин «Дорогою добра» песня из кинофильма «Маленький Мук» (http://mp3ostrov.com/mp3/info/urii-entin-dorogou-dobra-951875/);

- сочинение Мосоловой Кристины «Мой дедушка» (призер муниципального конкурса сочинении в номинации «Мой самый близкий человек»,2011 год).

7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск