Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер78.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема. Духовная жизнь общества. Политика «гласности».

Тип урока: получение новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием, сущностью и результатами «гласности», выяснить к каким изменениям привели процессы, происходившие в духовной жизни советского общества.

Задачи:1)отработка терминов «гласность», «самосознание», национальное самосознание

2)развитие навыков устной речи, анализа документов, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения

3)воспитывать уважение к свободам и правам других людей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт «История России» , фрагменты документов, запись песни В. Цоя « Время перемен», презентация, подборка журналов «Родина» за 1990 год., маркеры или фломастеры.

Организационный момент:1-2 мин. Здравствуйте, садитесь.

Ход урока.

Вводное слово учителя:1-2 мин.

На нескольких уроках мы с вами рассматривали влияние перестройки на политическую, экономическую, социальную жизнь советского общества и внешнюю политику государства. Какая сфера осталась нами неизученной? Это – духовная сфера.(слайд 1)

Откройте тетради и запишите тему урока «Духовная жизнь общества. Политика «гласности» и домашнее задание, повторить темы раздела 8 «Перестройка в ССС (1985-1991)» параграфы 47-50, основные даты, понятия, персоналии к контрольной работе.

Мотивация обучающихся:3-5 мин.

Когда мы начали изучать раздел «Перестройка в СССР» вы получили домашнее задание провести анкетирование своих родителей, бабушек и дедушек о том, что они помнят о времени перестройки. Кто желает рассказать о полученных результатах? ( выступления 1-2 обучающихся)

Изучение нового материала: 20-25 мин.

Обратите внимание в теме нашего урока мы видим слово «гласность».

_ Это слово нам знакомо? Мы уже использовали на уроке?

- Как вы думаете, когда использовался этот термин? (В период перестройки)

- Как вы думаете, до 1985 года, до перестройки оно использовалось?

В истории нашей страны это слово не новое. Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х гг. обозначая ослабление цензурного контроля за периодической печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти — прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II.

- Как вы понимаете слово «гласность»? Попробуйте объяснить его смысл, подобрать синоним (обучающиеся высказывают свое мнение, если затрудняются то обращаются к выдержке из словаря Ожегова)

Очень интересные варианты. На столах перед вами лежат фрагменты документов. Прочтите, какое значение имеет термин «гласность» (1 обучающийся читает вслух)

Гла́сность — политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.

Возьмите фломастеры или маркеры и подчеркните ключевые(главные) моменты в прочитанном определении. Назовите их.

- Как вы думаете, почему в СССР началась политика «гласности»?

- Какое государство начали создавать в СССР в период перестройки? ( Начался процесс демократизации общества)

Для нас с вами гласность – это открытость, можно говорить о том, что тебя беспокоит и не боятся, что тебя накажут. А как в середине 1980-х понимало партийное руководство « гласность»? Понять нам поможет фрагмент резолюции 19 всесоюзной конференции КПСС «О гласности». Откройте учебник, параграф 49, найдите отрывок из резолюции 19 всесоюзной конференции КПСС «О гласности», он выделен синим цветом(1 обучающийся читает отрывок вслух и отвечает что это система информирования населения о происходящем в стране, имеющая свои пределы (ограничения).

- Что имеется ввиду под ограничениями? Или о чем нельзя было говорить?(О репрессиях, нехватке товаров, неудачах экономической реформы, ругать власть)

Получается, что гласность это разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству и в тех пределах, которые оно допускало.

Первыми на «гласность» отреагировали печатные издания. Обратите внимание на следующий факт, что с началом политики «гласности» огромными тиражами стали выходить следующие газеты: еженедельник «Аргументы и факты» -30 млн. экземпляров, а газета «Труд»-20 млн.

- Как вы думаете, почему газеты были так популярны? (ответы обучающихся)

Перед вами на столах лежат номера иллюстрированного журнала «Родина», который начал выходить с января 1988 года. Откройте оглавление и посмотрите, какие темы освещались на страницах журнала? (обучающиеся работают в парах с оглавлением журнала, выделяют вопросы, которые освещал журнал, и озвучивают результаты своей работы)

- Как вы думаете, обсуждение каких проблем на страницах газет вызывало интерес у людей? (вопросы экономики, национальные проблемы, вопросы экологии, ошибки совершенные руководством страны в прошлом, нравственные проблемы) или о чем были статьи помещенные в журнале?

Вслед за газетами изменилась литература.(слайд 2) Начинают печатать произведения ранее запрещенные (А.Рыбаков, Д.Гранин, В.Гроссман, М. Булгаков). Эти книги о репрессиях 30-х гг, о событиях Великой Отечественной войны, о нравственности. За ними в библиотеках люди записывались в очереди, книги неоднократно издавали большими тиражами и все равно не хватало.

Кино тоже стало иным, фильмы уже не развлекают человека, а заставляют его думать, осмысливать прошлое и настоящее. Это фильмы «Завтра была война»,(видеофрагмент 1) «Холодное лето пятьдесят третьего»( видеофрагмент 2) «Так жить нельзя»(видеофрагмент 3) и другие.

Рок –музыка вышла из подполья.(слайд 3) Рокеры пели о проблемах которые волновали молодежь.

Для нас с вам сейчас обычными кажутся репортажи журналистов с места событий и прямые эфиры, когда в студию приглашают гостей, которые беседуют, ведут дискуссию, или через спутник связи общаются люди находящиеся в разных студиях(слайд 4) Нас с вами это не удивляет. Но во времена перестройки такие передачи, способы подачи информации были невероятны, необычны. Такие передачи как «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи», «600 секунд», прямые трансляции с заседаний Съезда народных депутатов СССР(слайд 5) собирали людей у телевизоров. Все увиденное обсуждалось потом на рабочих местах и в общественном транспорте.

Перестройка прекратила преследования диссидентов. В 1986 году в Москву возвращается А.Д. Сахаров (слайд 6) Ученый – физик, «отец водородной бомбы», рано стал академиком, был награжден высшими наградами СССР. Уже в 50- е гг. он задумался об ответственности ученого, стал противником применения ядерного оружия. Алексей Дмитриевич основал комитет «За права человека», обращался к руководству СССР. В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и «за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» В 1980 Сахаров был выслан в город Горький(сейчас Нижний Новгород). В 1989 году он был избран депутатом Съезда народных депутатов от Академии Наук (слайд презентации). На заседаниях съезда академик предложил идеи общественного переустройства, предупреждал, что свобода требует осторожного отношения, высокой нравственности. Когда Сахаров выступал с трибуны другие депутаты ему часто не давали говорить (хлопали, топали ногами, прерывали)

- Вспомните, что такое реабилитация? (восстановление в правах и доброго имени человека)

- Когда началась реабилитация ? ( После 20 съезда КПСС в 1956 году)

- Была ли завершена реабилитация? (Нет. Процесс был прекращен после смещения с поста Н.С.Хрущева)

В 1987 году начался новый этап реабилитации. Была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы Бухарин, Рыков, Каменев, Зиновьев и другие политические деятели репрессированные в 30-е гг, признаны незаконными репрессии против крестьян в период коллективизации, против народов Северного Кавказа и других.

Таким образом впервые за много лет люди получили много разнообразной информации, то что было тайным стало открытым (слайд 7)

Давайте назовем последствия гласности.

- Какие чувства, ощущения могли испытывать люди, которым много лет говорили и они были уверены, что в стране все хорошо, все правильно, а на самом деле все было иначе?

(Удивление, стыд, страх, растерянность, разочарование)

1 последствие- растерянность и душевный надлом (записать)

- Давайте еще раз обратимся к содержанию журнала «Родина». Статьи в журнале все одинаков, авторы согласны друг с другом? А если люди не согласны в чем-то друг с другом, что между ними будет происходить?(борьба, столкновение интересов)

2последствие- столкновение различных течений и интересов(идейных, политических, национальных, религиозных и других (записать)

- Если у людей разные интересы в демократическом государстве, как они могут их защитить? (Через выборы, объединяясь в партии) или какой процесс начался в СССР после отмены 6 статьи?

3 последствие- многопартийность (записать)

4 последствие – рост самосознания народов СССР (записать)

Еще раз обратимся к раздаточным материалам. Прочтите определение и выделите ключевые слова.

Самосознание, когда люди чувствуют, что принадлежат к одному народу, со своей культурой, со своими ценностями.

В конце 80- начале 90-х годов рост самосознания привел к созданию различных общественных движений у народов СССР, у марийского народа оформилось общественное движение «Марий Ушем» (Выступление обучающегося с кратким докладом).

На сегодняшний день в Республике Марий Эл существуют два общественных движения «Марий Ушем» и «Мер Канаш».

Давайте еще раз перечислим последствия гласности:

1)растерянность и душевный надлом

2)столкновение различных течений и интересов (идейных, политических, национальных, религиозных и других)

3) многопартийность

4) рост самосознания народов СССР

- Сегодня мы говорили о гласности, о том что это за процесс, как он проявился в культуре, мыслях людей того времени. А что же изменилось в жизни советского общества под влиянием гласности и перестройки.

_ Стало ли общество свободным? Приведите примеры? (много информации о положении дел в стране, многопартийность, выборы) общество стало более демократичным.

1) демократизация общества

- Когда люди видят, сколько в стране проблем, жизнь не улучшается, какие чувства они будут испытывать? Недовольство, желание все изменить.

2) недовольство положением дел в стране

3)ожидание перемен (прослушивание фрагмента песни В.Цоя «Время перемен»)(запись)

Закрепление: 10 мин. Выполнение теста(слайд 8) Обучающиеся решают тест, затем обмениваются листочками, проверяют работы, выставляют отметки друг другу.

Рефлексия : 5 мин.

- Какие ассоциации у вас возникают в связи с термином «гласность». Нарисуйте рисунок, символ(1-2 обучающихся объясняют свой рисунок)

Подведение итогов урока, выставление оценок. 3 мин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск