| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Направления развития методов сбора и обработки социологической информации (включая практикум)»
для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра
по магистерской программе «Современный социальный анализ»
|
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100.68 "Социология" подготовки магистра по программе «Современный социальный анализ». Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse
Образовательной программой для направления 040100.68 «Социология»
Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Санкт -Петербург для направления 040100.68 «Социология».
Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Направления развития методов сбора и обработки социологической информации (включая практикум)» является формирование и закрепление знаний и навыков применения современных методов сбора и анализа социологической информации, необходимых социологу-исследователю.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: основные тенденции развития методов сбора информации для социологических исследований в отечественной и мировой практике;
принципы привлечения данных, собираемых в различных сферах деятельности общества, для социологической интерпретации, их использования совместно с социологической информацией;
принципы оценивания адекватности и результативности использования различных методов сбора информации в социологических исследованиях;
методологические взаимосвязи между методами сбора и обработки социологических данных;
принципы совмещения методов сбора данных из разных методологий (mixed-methods)
оценивать преимущества и недостатки применения разных методов сбора данных к разным задачам;
оценивать качество использования основных методов сбора социологических данных;
иметь навыки (приобрести опыт):
составления методик и организации их применения
гармонизации методик сбора социологической информации с данными описания тех же объектов исследования, получаемыми из иных источников
контроля за качеством сбора данных с использованием современных технических средств и методов
В результате обучения дисциплине студент осваивает следующие компетенции:
3.1. Системные компетенции
Код компетенции по ЕК
| Формулировка компетенции
| СК-М1
| Способен оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности
| СК-М2
| Способен изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности
| СК-М3
| Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования
| СК-М6
| Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
|
3.2. Профессиональные компетенции
Код компетенции по ЕК
| Формулировка компетенции
| Инструментальные компетенции
| ИК-М1.2.ПД_ 6.2 С
| Способен организовать самостоятельную профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм
| ИК-М1.2.НИД_ 7.1 С
| Способен самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
| ИК - М4.1.М4.3. М4.4. М4.6. С
| Способен собирать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам
| ИК – М7.1. С
| Способен использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп
| Социально-личностные компетенции
| СЛК – М2
| Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности
| СЛК – М9
| Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности
| |