Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.12.2013
Размер81.53 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Информатика > Памятка
Тема самообразования.

«Использование опорных конспектов при обучении географии»

Перед школой поставлены задачи формирования личности активной, организованной и ответственной, свободной от стереотипов, стремящейся к постоянному самообразованию.

Тема самообразования «Использование опорных конспектов при обучении географии». Актуальность темы объясняется сохранением принципа преемственного обучения, способствующего рациональной организации учебного процесса, формированию прочных знаний, умений и навыков, повышению уровня методологической компетентности учеников по предмету.

Применение в обучении опорных конспектов позволяет развивать память, логическое мышление, умения анализировать, синтезировать, формировать умения и навыки в работе учеников с различными источниками знаний. Обучение с применением ОК позволило мне структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала.

Руководствуясь принципом развивающего обучения, учитываю потенциальные возможности учеников, стимулировать стремление в достижении более высокого уровня результатов учебной работы.

Система обучения с применением ОК помогла мне и учащимся улучшить результативность учебного процесса и принесла им желаемые результаты.

Используя в педагогической практике методику обучения с применением ОК, повысила мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, следовательно, добилась запланированных результатов в своей профессиональной деятельности. Эффективность учебного процесса стала гораздо выше, благодаря использованию целостной методики обучения с применением ОК. На уроках заговорили ранее молчавшие ученики, вместо зазубренных фраз из учебника слышится живая речь ученика и не остается безучастных учеников.

Считаю, что основными особенностями технологии применения ОК являются:

ЦЕЛЬ - создание условий для реализации личностных функций;
СОДЕРЖАНИЕ - стандарт + личностный опыт педагога и ребенка;
ФОРМЫ РАБОТЫ - индивидуальные + групповые;
ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - познавательный, через самостоятельную деятельность;
КРЕДО ПЕДАГОГА – «Я вместе с вами»;
СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – диалог;
ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА - активно-инициативная;
МОТИВАЦИЯ – внутренняя систематизация, целенаправленная.
Этапы работы по составлению опорного конспекта

1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.

2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Памятка учащемуся:

  • Вспомни объяснение учителя, используя конспект.

  • Прочти заданный материал по книге.

  • Сопоставь прочитанный материал с конспектом.

  • Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

  • Запомни наизусть конспект как опору рассказа.

  • Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

          

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала. Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:

1.        Прочитать тему и вопросы плана урока.

2.        Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты.

3.        Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу.

4.        Внимательно прочитать информацию по вопросу.

5.        Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.

При повторении домашнего задания, внутритемного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется использовать дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.

Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

  • Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.

  • Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.

  • В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.

  • Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.

  • Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.

  • Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

В своей работе использую так же и другие педагогические технологии:

1.Информационные технологии применяю с использованием компьютерно-программных средств и медиаресурсов по географии в 6-9 классах.
2. Личностно-ориентированные технологии.

Технологии ЛОО позволяет стимулировать «внутренние силы» для саморазвития каждого ученика, инициирование личностного (субъективного) опыта ученика, развитие индивидуальности, признание самобытности каждого ученика в коллективе.

Индивидуально-обособленная форма обучения важна тем, что учит ребят индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для их самообразования. Она способствует не только сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценностных качеств личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении целей, упорство, ответственность за выполнение порученного дела.

Думаю, у такого рода работы много плюсов для учащихся и учителя. Конкретные цели ее выполнения перерастают в результаты.

Подобная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений с другими явлениями и факторами, дает гораздо более полное представление о географии своей области.
3.Игровые технологии обучения :ролевые игры . познавательные, занимательные, имитационные, в результате которых проявляются индивидуальность каждого.
4.Проблемно-развивающая технология обучения
Организация уроков основана на системе вопросов ( проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок.

Использование данной технологии позволяет формировать у учащихся критическое мышление, умения и навыки активного речевого общения, положительные эмоции.
5. Модульное обучение

Основная идея модульного обучения состоит в том, что учащийся может и должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением через грамотную координацию их взаимодействия. Задача педагога традиционна: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать деятельность школьника. Но в рамках технологии меняются способы ее реализации. Модульное обучение позволяет учесть и использовать индивидуальность каждого ученика и учителя, и серьезно изменить учебный процесс.

Модульное обучение, несомненно, имеет преимущество перед традиционными методами обучения:

1. Субъектная позиция школьника: ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

2. Новое качество взаимоотношений «учитель – ученик». У учителя и ученика есть больше возможностей для взаимодействия. Их общение становится содержательным, поэтому исчезают причины для возникновения конфликтных ситуаций. Каждый ученик получает поддержку учителя, советы и рекомендации. Педагог формирует пространство для ответственного выбора школьником своих действий, что позволяет реализовать не только индивидуальный подход, но и принцип индивидуализации образования.

3. «Другая» позиция учителя. Учитель не только и не столько информирует ученика, передает ему некоторый объем предметных знаний, а обучает способам самоорганизации и самоуправления, универсальным технологиям (например, проектирования, исследования и.т.п.) через модули.

Основная задача учителя состоит в умелом структурировании содержания модуля, его целей, которые бы способствовали логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации. Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий и взаимодействий с учащимся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск