Задание №1
Схема-памятка по формированию информационных умений школьников
Информационные умения школьника
Умения, направленные на хранение информации Информационно-аналитические умения Информационно-поисковые умения
- умение выбрать рациональный способ хранения информации (текст, таблица, схема); - умение упорядочить информацию в алфавитном порядке; - умение использовать удобные мнемические приемы для работы с информацией. - умение описывать анализируемый объект (явление); - умение сравнивать объекты (явления), классифицировать; - умение самостоятельно давать толкование понятиям; - умение искать непонятное слово, получать информацию о его значении из морфемной структуры; - умение анализировать текст научно-познавательного характера, самостоятельно находить в нем ключевые слова, составлять план текста; - умение получать информацию из рисунка, схемы, алгоритма, таблицы; - умение переводить информацию из одной формы в другую - умение ориентироваться в учебнике, словаре, справочной литературе; - умение работать с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль; критически оценивать источник информации с точки зрения его соответствия запросу, информацию (точность, достаточность и релевантность информации), группировать материал на главный и второстепенный)
Задание №2. Продолжите заполнять ячейки таблицы 1 (идеальный вариант) ,учитывая только содержание преподаваемого вами предмета.
Таблица1. «Виды заданий, методы и приемы, направленные на формирование информационных умений школьников на уроках …»
Информационный блок
| умение
| Виды заданий для учащихся
| Методы и приёмы
| 1.Текст
| Создание вторичной информации
| - составить структурный конспект параграфа или его части;
- составить тезисы;
-Составить план(простой, сложный);
- составить список вопросов сформулированных таким образом, что на часть из них учащиеся не найдут прямого ответа в тексте:
| -Таксономия Блума,
- РКМЧП
- СДО,
| 2.Таблица(информация, представленная в свернутом виде)
| Максимально разворачивать информацию и преобразовывать ее.
| - анализ таблицы;
-решение задач;
- составление своих задач.
| 1.Как называется таблица?
2.Что представлено в таблице?
3.В каких единицах измеряются табличные данные?
4.Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?
5. Предложите свое объяснение выявленной закономерности
6. Есть ли исключения и с чем они связаны?
7. Какое практическое значение имеют данные таблицы?
| 3. Статистические данные
| Получение информации из цифровых данных
| -анализ данных;
-произвести необходимые подсчёты
-ответить на поставленный вопрос
| 1. анализ, синтез, сравнение и выводы.
| 4. Контурная карта
| Перенос информации и её запоминание
| -нанесение объектов
-группировка объектов установление причинно-следственных связей
| 1.нализ, синтез, сравнение и выводы.
| 5. Географическая карта
| Первичная обработка информации
| -Познакомиться с условными знаками карты;
-используя условные знаки, определить особенности компонентов природы, которые изображены на карте
| Сопоставление, определение характерных признаков.
| Задание №3 Заполнить таблицу 2, используя материалы таблицы 1.
Таблица 2.Формирование информационных умений у учащихся на уроках географии
Класс
Вид умения
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| 10-11 класс
| Учебно-
информационные
умения и навыки
| Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях.
Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам
| Классификация и организация информации;
Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
Создавать тексты разных типов
| Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах
Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи
| Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными заданиями.
Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления.
Составление рецензии, аннотации;
| Самостоятельно планирование информационного поиска и осуществление извлечение необходимой информации из различных источников.
Систематизация извлечённой информации.
Самостоятельно указывают на информацию, нуждающуюся в проверке. Делают вывод на основе критического анализа.
| Примеры
| Составить простой план по прочитанному тексту учебника.
Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.
Составить вопросы к тексту
| Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис.
Составить логическую причинно-следственную цепочку по тексту учебника
| Составить текстовую интерпретацию содержания какой-либо тематической карты, таблицы или схемы, сделав выводы по размещению тех или иных географических объектов.
На основ учебного текста составить опорный конспект.
| Используя статистические данные Федеральной службы Государственной статистики, сравнить основные показатели экономического развития двух регионов по выбору. Составить диаграмму.
Составить конспект по изученной теме « ТЭК»
| На основе анализа различных источников географической информации составить схему « Основные экономические группировки»
Проанализировать СМИ и определить основные аспекты военного конфликта в Египте.
|
Задание №4 Просмотрите демоверсии ГИА и ЕГЭ по своему предмету и заполните таблицу 3.
Таблица 3 «Демоверсия ГИА по географии необходимые информационные умения учащихся для успешного выполнения»
№ задания
| Вид информации
| Необходимые информационные умения
| Виды заданий, формирующие информационные умения
| 1-6
| текстовый
| Кратко отвечать на поставленный вопрос
| Тесты с выбором ответа
| 8-7
| Статистические данные в виде таблицы
| Преобразование цифровых данных в ответ
| Краткий ответ в размере одного слова или последовательности цифр
| 10-11
| Синоптическая карта
| Умение читать синоптическую карту, определять, какие изменения в погоде возможны в различных пунктах
| Тесты с выбором ответа
| 18-19
| План местности
| Определять направление и расстояние на планах местности
| Приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр
| 21
| Профиль рельефа местности
| Анализ графической информации
| Установление соответствия
| 24
| Рисунок
| Переводить информацию из графического представления в текстовую
| Установление последовательности
| |