Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.12.2013
Размер163.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Новокузнецкая городская организация Всероссийского общества

инвалидов

Муниципальное учреждение

Централизованная библиотечная система им. Н.В. Гоголя
Из опыта проведения Уроков Доброты



(Копилка ведущего)
Новокузнецк, 2010

ББК 74.200.5

Д69
Дорогами понимания : из опыта проведения Уроков Доброты : (копилка ведущего) : [методические рекомендации] / Новокузнецкая городская организация Всероссийского общества инвалидов, Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система им. Н. В. Гоголя ; [сост.: Виктория Писарчук, Наталья Гниденко, Юлия Романова ; ил. Галины Дронзиковой]. – Новокузнецк, 2010. – 40 с. : цв. ил.
В настоящей брошюре «Дорогами понимания» рассказывется об опыте проведения занятий по пониманию инвалидности.

Занятия подготовлены и апробированы инва-лидерами для учеников 5 классов общеобразовательных и специализированных школ г. Новокузнецка и других городов Кемеровской области в 2009г. Основная цель Уроков Доброты - создание общества, принимающего каждого во всем многообразии его особенностей.

В пособии представлены практические рекомендации для проведения Уроков Доброты. Данный информационный материал предназначен для учителей, студентов, представителей общественных организаций и всех тех, кто заинтересован в развитии общества равных возможностей.


Составители: Виктория Писарчук, Наталья Гниденко,

Юлия Романова

Иллюстрации Галины Дронзиковой
Издание подготовлено в рамках реализации партнерского проекта Новокузнецкой городской организации ВОИ и Библиотечно-информационного центра «Крылья» – «Дорогами понимания», ставшего победителем IХ конкурса проектов Общероссийской грантовой благотворительной программы «Новый день», организованной по инициативе ОАО АКБ "РОСБАНК" (номинация «Образование и культура»). Управляющий Программы – филиал Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation – CAF Россия.

© НГО ВОИ

© МУ ЦБС им. Н. В. Гоголя (г. Новокузнецк), 2010


О целях и задачах Уроков Доброты 4

Ключевое слово – толерантность 5

Уроки Доброты 6

Структура занятия 6

Конспект урока 7

Ведущему на заметку 10

Кто я? Самопрезентация 10

Варианты знакомства 11

Попытка самоанализа 13

Мы и наши ученики 14

Голоса ведущих. Ожидания 14

Обратная связь. Диалоги о толерантности и не только 16

Голоса ведущих. Самоанализ 18

Тема урока – толерантность 21

Приложения 23

Великие люди с инвалидностью 23

Конспект мастер-класса 29

Книги в помощь 38

Структура занятия 5

Конспект урока 6

Кто я? Самопрезентация 10

Варианты знакомства 10

Попытка самоанализа 12

Голоса ведущих. Ожидания 14

Голоса ведущих. 17

Самоанализ 17




Дорога к счастью лежит от тебя к другим людям,

а не от других к тебе.
Ольга Муравьева
Дорогой читатель!
Ты держишь в руках необычную книжку. В ней команда проекта «Дорогами понимания» делится своим опытом в проведении «Уроков доброты» с учащимися пятых классов школ г. Новокузнецка и других городов Кемеровской области. Надеемся, что наша книжка станет для тебя настоящей копилкой, в которую ты непременно добавишь что-то свое.





Наша задача проста: прийти, познакомиться, понравиться и постараться подружиться.

В. Кравченко, психолог
Уроки Доброты – вид образовательно-просветительской деятельности в духе культуры мира. Они направлены на создание общества, принимающего каждого во всем многообразии его особенностей.

Проходят встречи в тренинговой форме, целевая аудитория – школьники и студенты.






Я не люблю слово толерантность,

но я не знаю слова лучше этого.

Махатма Ганди
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность – готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов. В Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность – прощение, сострадание, терпение, расположенность, в персидском языке – выносливость, готовность к примирению. В русском языке существует слово терпимость (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других).
плакат

Структура занятия


Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Приветствие. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами упражнений или, если понадобится, самостоятельно подобрать их, учитывая особенности каждой конкретной группы.
2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

  • Что вы сейчас чувствуете?

  • Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

  • Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

  • Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?


Работа «здесь и теперь» с непосредственными чувствами и ощущениями необходима в подобных занятиях.
И главное – нужно научиться управлять временем (продлевая или сокращая опрос по мере необходимости).

Конспект урока




1. Приветствие

«Самопрезентация, или Кто я?» (для ведущих)

«Представь соседа»

«Мой сосед – замечательный человек, потому что он умеет (знает и пр.)»
2. Основное содержание занятия.

Цель – узнать на каком уровне знаний об инвалидности находятся ребята.

1. У кого есть знакомые инвалиды (родственники, соседи, друзья)?

2. Встречали ли вы инвалидов? Если «да», то где?

3. Как вы думаете, сколько инвалидов в городе?

4. Какие бывают инвалиды?

5. Отчего становятся инвалидами?

6. В каком возрасте становятся инвалидами?

7. Каких инвалидов больше – пожилых или молодых?

8. Как вы думаете, как люди относятся к инвалидам?

9. Как вы сами к ним относитесь?

10. С какими трудностями сталкиваются инвалиды?
Мозговая атака

Вопросы:

  • Может ли человек с инвалидностью заниматься спортом? (ведущий называет сам тот или иной вид инвалидности).

  • Какими видами спорта могут заниматься незрячие или слабовидящие люди (колясочники, глухие люди)?


Письменная эстафета:

Попарно (один представитель от парты) записывает по одному виду искусства [н-р, вышивка, пение, игра на муз. инструментах, резьба, танцы, живопись], которыми могут заниматься люди с инвалидностью.

1 ряд - незрячие или слабовидящие люди;

2 ряд - колясочники;

3 ряд - глухие люди.
Вопросы:

  • Кем могут работать люди с инвалидностью (незрячие или слабовидящие люди, колясочники, глухие люди)?


Игра «Имитация»
Ведущий: «Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «имитация». Кто из вас хотел бы попробовать поучаствовать в этой игре?»

Выбираются добровольцы:

«Невидящий» (из добровольцев участник и помощник)
1. Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и с завязанными глазами тебе нужно будет от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и пройти на свое учебное место».

2. Инструкции к помощнику: Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами.

3. Вопрос: Все ли понятно?

4. Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание.

5. Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.
Вопросы после игры:

К участнику:

Трудно ли было? Если трудно, то когда?

Смог бы ты справиться с заданием без помощника?

Что ты чувствовал?

К помощнику:

Во время этого задания всегда ли ты знал и чувствовал, когда нужно было помочь?

Ко всей группе:

С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плохо видящие или совсем не видящие люди?

Вариант с коляской, с одной рукой.
Вопросы:

- Как вы считаете, легко ли человеку с инвалидностью жить в нашем городе, в нашем обществе?

- Какие качества нужны человеку, чтобы воспринимать и принимать людей различных национальностей, с разным состоянием здоровья и вообще непохожих на обычных людей? (без обсуждения и ответов сразу переходить в игре)
Игра «Корзина толерантности» (на ряд выдается по три цветных листа)

Перед вами на доске человеческие качества – важные, очень важные и очень-очень важные. Итак, задание: каждому ряду нужно сообща, но очень тихо, выбрать из этих качеств три самые важные, которые помогут ему принимать других людей со всеми их особенностями. Каждое из этих качеств напишите на листе и через две минуты положите в корзину толерантности.

Итак, толерантность – очень простая и хорошая вещь (демонстрируя цветные листы ребят), это…, это…, это…

Так давайте будем толерантными!
5. Заключение (на всякий случай)

Вопрос: О чем вы узнали на сегодняшней встрече?
Если ответы не достаточно полные, то нужно дополнить, если понадобится:


  • мы говорили о людях с инвалидностью, о различных сторонах их жизни;

  • о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться каждый день;

  • также мы говорили о вспомогательных средствах и приспособлениях, помогающих им справляться с этими трудностями;

  • о различных возможностях людей с инвалидностью.

sdc15582

Кто я? Самопрезентация



Несколько советов:


  • говорите коротко

  • говорите о своих умениях и интересах (в классе непременно найдется мальчик, который так же, как и вы играет в настольный теннис или девочка, которая так же, как и вы, придумывает модели одежды, пусть пока только для своих кукол)

  • НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ О СЕБЕ ХОРОШО

  • НЕ хвалите себя (дайте людям самим увидеть, насколько вы интересный человек; ведь вы, несомненно, человек интересный)

  • говорите о своих реальных достижениях на сегодняшний день (поверьте, они у вас есть, даже если вам кажется, что это не так)

  • при подготовке к уроку составьте небольшой письменный рассказ о себе, делая акцент на своих самых ярких личностных, профессиональных и иных особенностях.



Варианты знакомства



«Имя-качество»

Ведущий: Ребята, давайте познакомимся! Назовите ваше имя и подберите качество, которое вас характеризует, но не любое, а такое, которое начиналось бы на ту же букву, что и ваше имя. Например: Я – Александр, и я – активный.
«Заверши фразу»

Ведущий: Я начну фразу и попрошу вас ее продолжить… Начиная фразу, ведущий бросает любому учащемуся мяч (любой другой предмет… можно просто передавать его). Учащимся нужно представиться и завершить фразу и передать мяч однокласснику.

По хлопку ведущего мяч должен вернуться к нему за новой фразой.

Я горжусь собой, когда…

Я чувствую себя неловко, если люди вокруг…

Я недоволен собой, когда…

Я ценю людей, которые…

Я благодарю судьбу за то, что… (школьники продолжают фразу)

(Тренинг проводиться в быстром темпе).

«Индейское имя»

Ведущий: Ребята, все вы, конечно, читали об индейцах и их традиции придумывать себе и своим соплеменникам «говорящие» имена – Высокая Сосна на Горе, Танцующий с Волками, Журчащий Ручей). Я предлагаю вам придумать себе такое индейское имя, которое расскажет нам о вас самое важное.

Вариант знакомства – придумать индейское имя соседу по парте.

«Превращения»

Ведущий: Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу…

Если бы я был животным, то я был бы … (щенком, тигром, белкой)

Если бы я был деревом (цветком), то я был бы …

Если бы я был книгой, то я был бы … (детективным романом! книгой сказок… веселой книгой)

Если бы я был едой (напитком), то я был бы …

Чем длиннее и разнообразнее список того, во что можно превратиться, тем интереснее.
Знакомство может занять от 7 до 10 мин. урока.
Почему мы предлагаем знакомиться в такой форме (и не жалеть на это времени), а не просто прийти, представиться и начать свой ВАЖНЫЙ разговор? – Да просто потому, что это

  • помогает ведущим стать ближе к детям

  • помогает детям по-новому взглянуть друг на друга (особенно те упражнения, в которых предлагается представить соседа)

  • создает настроение

  • и подготавливает к серьезной работе (да-да! ведь именно с первого внимательного заинтересованного взгляда на незнакомого человека и начинается принятие его со всеми его особенностями – то есть то, что люди называют ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ)

Попытка самоанализа





Ожидания

Самоанализ


  • Чего я ожидаю от урока?

  • Как будут себя вести дети?

  • Как я буду себя вести?

  • Как я буду себя чувствовать?




  • Что получилось?

  • Что не получилось?

  • Как вели себя дети?

  • Как я себя чувствовал?

  • Насколько у нас с моим соведущим получилось работать в паре?




Эти нехитрые вопросы, заданные самим себе ДО и ПОСЛЕ урока помогут вам увидеть ваши идеальный (воображаемый) и реальный уроки и приблизить их друг к другу.

dscf6426

dscf6453

Голоса ведущих. Ожидания



Думаю, что первые 5 минут урока и перемену перед уроком, школьники будут проявлять интерес к нам, как это обычно случается на улице. Готова к некорректным вопросам о походке, речи, причине заболевания. Предполагаю, что до содержательной части урока предстоит преодолеть барьер в общении, дать возможность ученикам привыкнуть к особенностям моей речи.

Я постараюсь, вести себя естественно и открыто. Хочется избежать излишнего пафоса и поучительности в речи. Говорить надо просто, не заученными фразами. Индивидуальная особенность – необходимо избавится от чувства неуверенности в себе, так как это негативно скажется на всем уроке. Очень хочется, что взаимодействие со вторым ведущим урока было слаженным. Что касается самочувствия, то, естественно, элемент волнения будет присутствовать. Но главное – это отсутствие страха перед школьниками. Поэтому, думаю, что все пройдет хорошо.

Кира Тельминова

От урока я ожидаю: общения, установления взаимопонимания, усвоения в сознании детей простых и добрых истин, появление у детей интереса к деятельности и достижениям людей с инвалидностью.

Думаю, что дети будут себя вести дружелюбно, активно работать, внимательно слушать и с интересом воспринимать предложенный материал.

И сам я буду уверенным, дружелюбным, педагогичным, этичным, ситуативно-предусмотрительным. В общем, я буду чувствовать себя уверенно и спокойно.

Максим Маликов

sdc10456

«Нет новых направлений, есть одно:

от человека к человеку».
Станислав Ежи Лец


image01

***

– Представьте, пожалуйста, своего соседа, называя его индейским именем.

– Слева от меня сидит Джоконда…

- Это её индейское имя?

- Ну, мне она такой представляется.
***

– Хитрый Лис, а как ты представишь своего соседа?

- О! Он человек волевой и труда не боится, можно его назвать «Каменное Сердце», и он ещё жестокостью отличается, потому что брат мой.
***

– Как вы считаете, как относятся люди к людям, которые на них непохожи?

- Одни не понимают этого, а некоторые относятся с пониманием. А другие не задумываются и обижают непохожих людей, не понимая, что этим могут обидеть человека.

- Люди, которые считают непохожих на себя какими-то там другими, пытаются их прогнать из коллектива.

- Я думаю, что некоторые люди хотят отвергнуть того человека, который не похож на них, а некоторые пытаются к нему прильнуть, пытаются с ним подружиться.

***

– А вы сами как относитесь к людям, которые отличаются от вас?

- Я пытаюсь найти общий язык. Это ж тоже человек. У него есть душа…

***

(Во время игры «Лукошко», вытаскивая из волшебного мешка разнообразные предметы и пытаясь ассоциировать их с толерантностью)

-Как вы считаете, дракон толерантный?

-Да, он очень «илерантный», он принимает всех в свой желудок!

***

- Как вы считаете, башня толерантна?

- Я считаю, башня может быть разной: раньше в башню могли заточить за какую-либо провинность, и там было очень трудно выжить. Но башня толерантна, ведь с неё можно столько красивых вещей увидеть!
***

– Собака, она точно толерантна! Не каждому человеку можно рассказать о своих проблемах, а собака всегда поймет, потому что собака – друг человека.
***

- Есть ли среди ваших родственников, друзей, знакомых, соседей люди с инвалидностью?

- Да вот, например, Светка на последней парте, у неё рука в гипсе, инвалид теперь… получается…
***

- Мой дедушка очень любит строить. Однажды ему кто-то привез кучу кирпичей, уж я не знаю, откуда и кто. Дедушка решил построить дом. А бабушке сказал, чтобы она кирпичи носила. Носила она их, носила, и надорвалась - грыжа у неё в животе выросла, а за грыжу эту ей инвалидность и дали.
***

- Мой отец как-то поехал с мужиками… (Учитель: «Коля, с мужчинами!») ну, да, в поход зимний, забрались они на гору, а потом их как накрыло снегом напрочь всех! Мужиков двоих (Учитель: «Мужчин»), ну да, завалило в хлам (Учитель: «То есть совершенно засыпало, Коля!») ну, да, засыпало, отец откопался сам, а потом мужи…счин отрыли, а они живые оказались, только ноги обморозили, ну, инвалидами сделались, наверное.

Голоса ведущих.

Самоанализ



Получилось практически все, как и ожидал, за исключением чувства уверенности и уверенного поведения, которые пришли далеко не сразу.

Максим Маликов
Было безмерно страшно стоять перед закрытой дверью класса и ждать первой встречи с детьми. А потом… это как прыжок с тарзанки: оторвавшись от моста, ты просто летишь. Первое открытие: они все понимают! Об инвалидности и переживаниях, которые с этим связаны, о толерантности (пусть и услышали это слово впервые), о доброте…
Виктория Писарчук

sdc15640


Положительным моментом проведенного урока, считаю установление доверительного контакта между нами и школьниками. Стало неожиданностью, что большинство учеников знакомо с понятием инвалидности, опыт общения с людьми, имеющими те или иные ограничения здоровья, ребята уже имели. Поэтому, процесс знакомства и «привыкания» учеников к нам занял незначительное время, а поставленные вопросы обсуждались бурно.

Кира Тельминова

Мне изначально понравилась идея проводить уроки доброты и толерантности с детьми по школам. Прослушав курс семинаров, еще больше убедилась в необходимости таких уроков и с нетерпением ожидала своего часа. Я была уверена, что ребят наша встреча заинтересует, ведь даже встречаясь на улице, многие дети с любопытством наблюдают за инвалидом в коляске или незрячим человеком. Некоторые предлагают свою помощь, например, перевести через дорогу или подняться по пандусу, просто многие не знают, как это сделать. А некоторые, наоборот, отворачиваются или обходят стороной. Ясно одно: общество далеко от понимания наших проблем. Пришло время нам познакомиться поближе!

И вот мы с Оксаной Сусляковой идем на такой урок в 48 гимназию, в 5 класс. Уже придя в гимназию, мы узнали, что собрались ребята 5-6 классов – всего человек 40. Мы немного стушевались, но наши волнение и страх, что останемся не услышанными и не понятыми, развеялись на первых же минутах. Встретили нас хорошо. Мы быстро перезнакомились с ребятами, сразу нашли общий язык. Дети с удовольствием принимали участие в предложенных играх, делились впечатлениями, рассказывали о своих знакомых инвалидах. Немного шумели, перебивали друг друга, каждый считал свою информацию более важной. Нелегко было удержать их внимание и вести урок по плану. Тем не менее, последовательно, шаг за шагом, мы с Оксаной раскрывали тему урока, рассказывали об известных музыкантах, спортсменах с инвалидностью, о своих личных достижениях, показывали на конкретных примерах, что все люди разные, но принимать их надо такими, какие они есть, – то есть быть толерантными.

Я чувствовала – ребята нас принимают и понимают и даже не замечают, что я, например, сижу в коляске. Уверенности придавало то, что со мной рядом был мой партнер и подруга Оксана. Иногда мы, увлекаясь, перебивали друг друга, пытаясь выдать побольше информации. Но, несмотря на это, считаю, что работать вдвоем легче и продуктивнее. Думаю, мы и дальше будем проводить такие уроки доброты.

Галина Плотникова
dscf6428

«Человек должен жить в сфере добра. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро».

Д. С. Лихачев

sdc15532

Урок глазами психолога
Разговор о толерантности начался со знакомства-представления ведущих занятия – классу и класса – ведущим.

В представлении детей внимание класса привлекалось к тем моментам из их воспоминаний, которые имеют самое прямое отношение к раскрываемой теме урока, таким образом, уже на стадии знакомства класс подготавливался исподволь и незаметно к беседе о толерантности…

После знакомства начинается основная часть урока. Понятие толерантности раскрывалось с различных точек зрения и различными методическими средствами: прежде всего, приводилось значение слова толерантность в разных языках мира, плакат с этими значениями был заполнен (на доске) до урока, и во время обсуждения дети его видели, плакат не снимался до конца урока, и в нужные моменты внимание класса возвращалось к нему. Кроме этого, широко использовались фотографии, календари, игрушки.

Общая атмосфера урока носила жизнеутверждающий характер. Дети приводили различного рода примеры из собственной жизни и жизни тех, кого они знают лично, а также из жизни литературных персонажей и киногероев, показывающие, что именно в трудных жизненных ситуациях человеку становятся доступны скрытые до того времени резервы его личности и тела, а у его окружения появляются реальные возможности оказать необходимую поддержку и заботу, т.е. проявить высокие духовные и морально-нравственные качества.

Удивительное дело: добрая половина пятиклассников понимает, что кризисная ситуация в жизни человека приводит к его росту как личности, создает условия для того, чтобы стать взрослее и мудрее. Дети приводят соответствующие примеры, вспоминают поговорки, («за одного битого двух небитых дают», «друг познается в беде», «чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли»…)

Закрепление пройденного материала осуществлялось в повторении детьми высказываний их одноклассников и ведущего, а в качестве домашнего задания ведущие предложили пятиклассникам создать рисунки на тему толерантности.
В.И. Кравченко

sdc15585

sdc15599

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск