Скачать 114.13 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 10 классе
Цель урока: Обеспечить усвоение обучающимися газовых законов через исследование процессов, отражающих зависимость между двумя параметрами при постоянном третьим, характеризующих состояние газа (P,V, T).
обучающие: - изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; - изображать графики процессов; - начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы; -развивающие: - развивать приемы исследовательской работы, умения анализировать, делать выводы. - вырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ; - описывать состояние и изопроцессы идеального газа, - объяснять графическое изображение процессов.
- продолжить воспитание личностных качеств: самостоятельности, ответственности, толерантности; - формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; - умение выслушать других при работе в классе, в группах; - формировать навыки безопасной работы. Тип урока: урок - изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Газовые законы» с использованием ЭОР
Структура и ход урока
Тема урока «Газовые законы» ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
Тема урока: «Газовые законы» Цель: Обеспечить усвоение обучающимися газовых законов через исследование процессов, отражающих зависимость между двумя параметрами при постоянном третьим, характеризующих состояние газа (P,V, T). Задачи: - образовательные: - изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; - изображать графики процессов; - начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы; -развивающие: - развивать приемы исследовательской работы, умения анализировать, делать выводы. - вырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ; - описывать состояние и изопроцессы идеального газа, - объяснять графическое изображение процессов.
- продолжить воспитание личностных качеств: самостоятельности, ответственности, толерантности; - формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; - умение выслушать других при работе в классе, в группах; - формировать навыки безопасной работы. Тип урока – Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ЭОР Используемые учебники и учебные пособия: «Физика 10 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Г.А. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Москва «Просвещение», 2010. Используемое оборудование: мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация к уроку, (Сопровождение - презентация к уроку) Программное обеспечение : пакет Microsoft Office-2003, операционная система Windows-95/98/2000/XP Используемые ЦОР: ЭОР Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
Метод обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа Формы контроля: проверка самостоятельно выполненного теста. Оборудование: Мобильный класс, мультимедийная установка: компьютер, проектор, презентация к уроку, Сопровождение - презентация к уроку, программное обеспечение : пакет Microsoft Office-2003, операционная система Windows-95/98/2000/XP Структура урока:
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. Проблемная ситуация 1. Учитель : Демонстрирует баллон (дезедорант). В каком состоянии вещество содержится в баллоне? Какой параметр здесь постоянен? Ученики: В газообразном, объем не изменяется. Учитель: А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем? Ученики: при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной. Учитель: А если стенки сосуда сделать настолько тонкими, чтобы они могли растягиваться, и рассмотреть процесс при повышении температуры? Ученики: объем растет с повышением температуры, а давление внутри сосуда равно внешнему давлению и постоянно. Учитель: Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются. Возникает вопрос. Как связаны параметры газа между собой количественно при постоянном третьем? Количественные зависимости между двумя параметрами при фиксированном значении третьего называют газовыми законами. Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называются изопроцессами. Учитель: Итак, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Ученики: Тема урока: Газовые законы. Учитель: Какова основная познавательная задача урока? Ученики: Изучить зависимость между двумя параметрами состояния газа при постоянном третьем. Учитель: Составим план наших действий. Урок мы начали с рассмотрения различных ситуаций состояния газа в баллоне, предположив, что газ – идеальный. А каким уравнением можно описать состояние газа? Ученики: Можно вспомнить уравнение состояния идеального газа и вывести зависимости между двумя параметрами газа при постоянном третьем. 3. Актуализация знаний. Фронтальная беседа по изученному материалу. (Газовые законы. pptx слайды с 1 по 6). 1.Какие макровеличины характеризуют состояние газа? (Макропараметры Р, V, T) 2. Какой физический закон устанавливает зависимость между тремя макроскопическими параметрами — Р, V, T идеального газа? 3.Чем отличается уравнение состояния идеального газа от уравнения Менделеева - Клапейрона? Какое из них полнее по содержанию? Почему? (Уравнение состояния идеального газа - для постоянной массы газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона - для переменной массы газа). 4.Каким уравнением удобно воспользоваться для установления количественной зависимости между параметрами одного и того же состояния газа при фиксированном третьем? Ученики: Уравнением Менделеева-Клайперона, рассмотрев различные состояния газа данной массы при постоянном третьем. 4. Изучение нового материала. Первичное усвоение Цель: Создать условия для усвоения нового материала. Учебная задача 1. Установить связь между параметрами 2-х состояний данной массы газа. (Информационный ресурс) http://www.fcior.edu.ru/card/7051/izotermicheskiy-process.html http://www.fcior.edu.ru/card/9936/izobarnyy-process.html http://www.fcior.edu.ru/card/13811/izohornyy-process.html Обсуждение . 5. Осознание и осмысление учебной информации Газовые законы.pptx ( Презентация с 7 по 13 слайды) Физминутка Учебные инструкции: • Держите голову прямо, чтобы подбородку было удобно. • Упражнение повторяют трижды или более раз.
6. Первичное закрепление учебного материала (практический ресурс) Работа с ЭОР. (http://fcior.edu.ru/card/18265/zakony-idealnogo-gaza.html) Законы идеального газа Проверка знаний о законах идеального газа, уравнениях состояния, процессах в идеальном газе. идеальный газ закон идеального газа уравнение состояния 1.0.0.5 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ postmaster@herzen.spb.ru Самооценка по журналу успеваемости ОМС 7. Рефлексия 1. Какие понятия вы сегодня повторили?
Оцените ваше настроение в конце урока. Выставление отметок за урок. 8. Домашнее задание § 71. Стр.194, примеры решения задач (конспект), упр. 13 (1, 5), заполнить таблицу. |