Задание №1.
Памятка для учителя основной школы
Научить:
| Продолжить развивать умения:
| Указывать, в какого типа источниках следует искать заданную информацию
| работы с информацией, которые требуются для решения поставленной задачи
| самостоятельно проводить наблюдение /эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска
| пользоваться карточными и электронными каталогами, поисковыми системами Интернет
| самостоятельно формулировать основания, исходя из характера полученного задания, ранжировать их и извлекать искомую информацию
| пользоваться библиографическими изданиями,
| Указывать на обнаруженные противоречия
Систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,
| извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы
| самостоятельно задавать простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме,
| проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей,
| Переводить сложную по составу информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.
| самостоятельно планировать и реализовать сбор информации посредством опроса
| делать вывод (присоединяется к выводу) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения
| проверки достоверности информации.
| | самостоятельно формулировать основания, исходя из характера полученного задания, ранжировать их и извлекать искомую информацию
| Задание №2. Продолжите заполнять ячейки таблицы 1 (идеальный вариант) ,учитывая только содержание преподаваемого вами предмета.
Таблица1. «Виды заданий, методы и приемы, направленные на формирование информационных умений школьников на уроках …»
Информационный блок
| умение
| Виды заданий для учащихся
| Методы и приёмы
| 1.Текст
| Анализ текста произведения разных типов и стилей речи; воспроизведение устного и письменного текста; создание вторичной информации, совершенствование своего текста и редактирование.
| - составить структурный конспект параграфа или его части;
- составить тезисы;
-составить план (простой, сложный, цитатный);
- составить список вопросов, сформулированных таким образом, что на часть из них учащиеся не найдут прямого ответа в тексте;
- собрать и систематизировать материал для создания своего текста;
-написать аннотацию о содержании книги, фильма и др.;
- дать отзыв о прочитанной книге;
-охарактеризовать текст с точки зрения стиля речи, типа речи, указать выразительные средства языка;
-написать сложный вид письменной работы: сочинение, эссе, рецензия;
-из прочитанного параграфа выделить все научные понятия и дать им определение;
-составить деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию, резюме;
-составить тезисы и конспект статьи;
-приготовить сообщение, доклад на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов;
-произвести все виды разбора: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический;
| -Таксономия Блума;
-работа с учебником;
-лингвистический анализ;
-метод списывания;
-алгоритмизация;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение.
| 2.Таблица (информация, представленная в свернутом виде)
| Максимально разворачивать информацию и преобразовывать ее, создавать свои таблицы по определенным правилам.
| - проанализировать таблицу;
-подобрать свои примеры к данной таблице;
-составить свои вопросы по таблице для осмысления, укрепления, усвоения знаний;
-воспроизвести таблицу по памяти;
-дополнить и усовершенствовать данную таблицу.
| -беседа;
-индивидуальный и фронтальный опрос;
-работа в парах и группах.
| 3. Рисунок
| Анализ рисунка; создание вторичной информации, совершенствование своего рисунка и редактирование.
| -прокомментировать увиденный рисунок;
-сопоставить рисунок с темой урока;
-создать свой рисунок по тексту (фразеологизм, пословица, поговорка, цитата);
-сопоставить текстовую информацию с рисунком.
| -беседа;
-индивидуальный и фронтальный опрос;
-работа в парах и группах.
-сопоставление и сравнение.
| 4. Схема
| Анализ схемы (уметь читать виды схем предложений); извлечение первичной информации; создание вторичной информации, совершенствование своей схемы и ее редактирование.
| -прокомментировать схему;
-создать свою схему по определенному правилу или алгоритму;
-по предложению, тексту составить свой ряд схем, проанализировать их;
-подобрать примеры, предложения по определенным схемам;
-сопоставить ряд схем;
-составить последовательный текст по предложенным схемам.
| -таксономия Блума;
-работа с учебником;
-алгоритмизация;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа.
| 5. Фотография
| Извлечение первичной информации; создание вторичной информации
| -прокомментировать фотографию;
-сопоставить фотографию с текстом;
-создать свой текст (сочинение) по данной фотографии;
-отредактировать свое сочинение и сочинение своего одноклассника;
-подобрать свои фотографии по другим текстам (по определенной тематике).
| -таксономия Блума;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа;
-работа в парах.
| 6. Видеоинформация.
| Анализ видеоинформации; Воспроизведение устного текста; создание вторичной информации, совершенствование своего текста и редактирование.
| -дайте комментарий к увиденному фрагменту;
-сопоставьте видеофрагмент с учебным материалом или с художественным текстом;
-составьте и ответьте на вопросы по видеофрагменту;
-напишите сове сочинение, отзыв, эссе по поводу увиденного;
-создайте свой видеоролик по нужной тематике;
-схематично оформите информацию из видеоматериала;
-подготовьте доклад, реферат по предложенной тематике видеоматериала.
| -таксономия Блума;
-работа с учебником, текстом;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа;
-работа в группах и парах.
| 7. Аудиоинформация
| Анализ текста произведения разных типов и стилей речи; воспроизведение устного текста; создание вторичной информации, совершенствование своего текста и редактирование.
| -прокомментируйте данный аудиофрагмент;
-сопоставьте аудиофрагмент с текстом;
-воспроизведите услышанное на письме;
-составьте и ответьте на вопросы по услышанному из аудиофрагмента;
-составьте развернутый план по аудиофрагменту;
-написать свой отзыв, комментарий по услышанному;
-сопоставить два аудиофрагмента по одной тематике (речь комментатора, экспрессивность, эмоциональность).
| -таксономия Блума;
-работа с учебником, текстом;
-анализ и синтез;
-сопоставление и сравнение;
-беседа;
-работа в группах и парах.
| Задание №3 Заполнить таблицу 2, используя материалы таблицы 1.
Таблица 2. Формирование информационных умений у учащихся на уроках русского языка
Класс
Вид умения
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Умение
| Восприятие высказываний;
Анализ текста;
3.Воспроизведение текста;
| 1.Чтение и аудирование;
2. Анализ текста;
| 1.Чтение и аудирование;
2.Анализ текста;
| 1.Анализ текста;
2.Воспроизведение текста;
| 1.Восприятие высказывания;
2.Анализ текста;
| Примеры (
виды
заданий)
| 1.Выразительно и осмысленно прочитайте вслух художественный текст, правильно расставьте логическое ударение, передайте с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
2.Прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста; подберите заголовок к тексту; выделите в тексте главную и второстепенную информацию; составьте простой и сложный план; найдите в тексте типовые фрагменты – описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочное высказывание;
Определите стиль речи текста; найдите в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Прочитайте или прослушайте текст, изложите его на бумаге.
| 1.Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации прочитать учебно-научный текст;
-составьте план отдельных параграфов учебника;
-Прочитав текст, выделите определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
2. Прочитайте текст, определите стиль речи; найдите в тексте языковые средства, характерные для научного и делового стилей; проведите стилистический и типологический анализ текста; определите в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
| 1.Выразительно прочитайте текст публицистического стиля, озаглавьте его и найдите проблему текста;
-прочитайте любую газетную статью, изучите информацию, зафиксируйте главное содержание прочитанного с помощью тезисов;
-прослушайте теле- и радиопередачу, определите тему и основную мысль информации.
2. Прочитайте текст, определите стиль речи; найдите в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определите прямой и обратный порядок слов в предложении.
| 1.Найдите в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определите их тему и основную мысль, оцените заголовок;
Найдите статьи репортажи, портретные очерки, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определите их роль в данном жанре;
2. Прочитайте текст, определите проблему текста, напишите сове сочинение-рассуждение на понимание проблематики текста и позиции автора, дайте письменный анализ текста.
| 1.Прочитайте текст, определите его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон;
-проследите, как вокруг вас говорят люди, зафиксируйте примеры нарушения норм (языковые ошибки и речевые недочеты), исправьте данные ошибки.
2. Прочитайте текст, определите стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, укажите способы и средства связи предложений в тексте; проанализируйте строение текста, языковые и речевые средства.
| Таблица 3
«Демоверсия ЕГЭ по русскому языку и необходимые информационные умения учащихся для успешного выполнения»
№ задания
| Вид информации
| Необходимые информационные умения
| Виды заданий, формирующие информационные умения
| А1
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Прочитать внимательно слова, расставить ударение, произнести правильно.
| А2
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Сравнить две пары паронимов и указать верное их употребление.
| А3
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Образуйте несколько словосочетаний с правильной формой слов.
| А4
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Построить предложения с деепричастным оборотом.
| А5
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Сравните предложения, найдите ошибки в построении предложений.
| А6
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм.
| Составить несколько сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных.
| А7
| Текстовая
| Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации.
| Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился связный текст.
| А8
| Текстовая
| Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
| Соедините предложения в текст, используя разные видя связи.
| А9
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Выделите в предложении грамматическую основу.
| А10
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ.
| А11
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Укажите, к каким частям речи относятся предложенные слова.
| А12
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
| Дайте лексическое определение выделенным словам.
| А13
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Придумайте предложения, в состав которых будут входить слова с Н-НН.
| А14
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Укажите, какое орфографическое правило использовано на месте пропусков.
| А15
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Укажите, какое орфографическое правило использовано на месте пропусков.
| А16
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Укажите, какое орфографическое правило использовано на месте пропусков.
| А17
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Обозначьте суффиксы в словах, придумайте слова с подобными суффиксами, запишите эти слова.
| А18
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Укажи, какие слова пишутся слитно, какие раздельно с НЕ-НИ. Придумай пару предложений, чтобы НЕ-НИ писалось как слитно, так и раздельно.
| А19
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепишите текст, раскройте скобки.
| А20
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Объясни отсутствие или постановку запятой в предложении.
| А21
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепиши предложения, расставь знаки препинания.
| А22
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепиши предложения, расставь знаки препинания.
| А23
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепиши предложения, расставь знаки препинания.
| А24
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепиши предложения, расставь знаки препинания.
| А25
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепиши предложения, расставь знаки препинания.
| А26
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.
| Перепиши предложения, расставь знаки препинания.
| А27
| Текстовая
| Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации;
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного
текста.
| Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
| А28
| Текстовая
| Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации;
| Прочитай текст, укажи, какое высказывание ниже не соответствует содержанию текста.
| А29
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
| Прочитай текст, укажи, ошибочное утверждение, которое не соответствует содержанию текста.
| А30
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
| Укажите средство речевой выразительности в предложении.
| В1
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Составьте словообразовательную цепочку (гнездо) к слову.
| В2
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Прочитай текст, выпиши из текста нужную часть речи.
| В3
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Охарактеризуйте словосочетания с точки зрения подчинительной связи.
| В4
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Прочитайте текст, найдите односоставные предложения, укажите их вид.
| В5
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Прочитайте текст, выпишите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами.
| В6
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Прочитайте текст, выпишите сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.
| В7
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
| Прочитайте текст, укажите все средства связи между предложениями.
| В8
| Текстовая
| Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов;
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм;
Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации.
| Укажите средство речевой выразительности в предложении.
| С1
| Текстовая
| Создавать письменные высказывания
различных типов и жанров в социально-
культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
Применять в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного
русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка;
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного
языка;
Соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения,
в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем.
| Напишите сочинение по предложенному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны ли вы или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на ваш читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
|
Таблица 3. «Демоверсия ГИА по русскому языку и необходимые информационные умения учащихся для успешного выполнения»
№ задания
| Вид информации
| Необходимые информационные умения
| Виды заданий, формирующие информационные умения
| Часть 1
(ГИА)
| Сжатое изложение
| Владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного сообщения, владение нормами правописания, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя лексические и грамматические средства).
| Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей:
- восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами. - исправить нарушенную логику. - подобрать вступление или заключение.
Лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами постепенно заменить работой на слух.
| Часть 2
(ГИА)
| Тестовые задания
| Уметь правильно понимать текстовую задачу
| - внимательное чтение текста
- понимание прочитанной информации
| Часть 3
(ГИА)
| Сочинение-рассуждение
| – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.
– практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм.
– владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Показателем уровня учебных компетенций учащихся является степень полноты, глубины и правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность автора.
| 1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:
a) Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);
б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _______________________,
достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,__________________»);
г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).
| |