Скачать 148.98 Kb.
|
Раздел информатики«Алгебра логики и логические элементы персонального компьютера» Тема: «История науки алгебры логики. Формы мышления» Составила : Семенова Зинаида Сергеевна Учитель информатики средней школы №7 г. Заинск 2005 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМотивы, которые побудили выбрать тему «Алгебра логики и логические элементы персонального компьютера» для создания данного комплекса уроков, следующие:
Рекомендовать начинающему учителю какой – то конкретный учебник не представляется возможности. Данный раздел занимает важное место в образовательной области информатики. Цели и задачи уроков способствуют развитию логического мышления учащихся, умению анализировать и высказывать суждения. Алгебра логики лежит в основе алгебры релейных схем, которые применяются в конструировании персонального компьютера.Для достижения этих целей использованы различные методы обучения:
Новый материал вводится плавно, логично переплетаясь с изложенным ранее учебным материалом. Чтобы, излагаемый учебный материал не оставлял детей равнодушными, а стал частью их жизни, учащимся предлагается несколько видов индивидуальной работы – это индивидуальная работа с приложениями и создание краткого конспекта по слайдам презентации. Контролирующий тест составлен в среде Visual Basic.Он имеет ряд преимуществ по сравнению тестами, созданными в среде Hyper Test. Первое преимущество: простота запуска приложения, экономия во времени обслуживания рабочего места ученика. Исключена возможность вмешаться в работу программы теста. Презентация по курсу «Алгебра логики и логические элементы ПК» выполнена в среде POWER POINT. Достоинства данной презентации в наглядности, в создании условий для ускорения работы над темой. Индивидуальная работа учащихся с ней способствует углублению и обобщению знаний. Самостоятельная работа составлена в двух уровнях сложности. Работа учащихся контролируется с помощью теста и самостоятельной работы. Оценки выставляются: за тест, за самостоятельную работу и за составление конспекта. Уровень развития детей разный, но они все должны быть положительно оценены за свою работу. Список литературы :
ЦЕЛИ :
Урок №1ТЕМА: История науки алгебры логики. Формы мышления (2 часа) Задачи урока: Развивающие
Образовательные:
Воспитательные
План урока
Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала с последующим закреплением полученных знаний. Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 1 час 20 минут. Методы: рассказ, самостоятельная работа, тест, презентация Материально-техническая база
Инструкция для учащихся:
Для этого вы должны выполнить следующие действия:
Ход урока: Объяснение нового учебного материала состоит из двух частей. Текст, выделенный жирным шрифтом, ученики записывают в тетрадь. После рассказа о жизни и деятельности, ученых Аристотеля, Лейбница и Буля, учащиеся переходят к закреплению изложенного материала. Для этой цели они используют презентацию «История логики», которая расположена на рабочем столе каждого ученика. Ученики составляют краткий конспект у себя в тетрадях. В помощь ученику на слайдах есть вопросы, на которые они должны ответить. Ученики в работе используют учебный материал, к которому обращаются по гиперссылкам. (слайды с 1 по 4). За ведение конспекта и ответы на вопросы учащиеся получают оценку. На втором уроке мы продолжаем рассказ по теме о формах мышления. Для закрепления второй части урока ученики продолжают просмотр презентации (слайды с 6 по 14) Для контроля знаний в конце второго урока учащиеся выполняют тест. Контролирующий тест, имя которого « TEST#1», расположен на рабочем столе ученика. Оценки за знания ставит программа теста. Оценку ученик заносит в дневник и приглашает учителя.
До начала урока учитель устанавливает цифровой проектор на экране, которого название темы урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем изучать раздел «Алгебра логики и логические элементы персонального компьютера». Сегодня наше занятие посвящено теме «Истории алгебры логики» (на экране название темы, которую прошу записать в тетрадь.) Цель урока ознакомить вас с жизнью и научными трудами великих ученых. Полученные знания вы закрепляете с помощью презентации «История логики». II. Объяснение нового материала « История алгебры логики» Изучение нового материала производится в виде объяснения. Весь рассказ (методический материал) храниться в папке «мет_логика» в текстовых файлах: «Аристотель», «Лейбниц», «Дж. Буль». Учитель: Прошу записать в тетрадь «Аристотель(384 г.до н.э. – 322г. до н.э).». И послушайте внимательно мой рассказАристотель(384 г до.н.э. – 322г. до н.э ) Эпитет: «Платон мне друг, но истина дороже» Исчисление высказывания или алгебра логики – это математический аппарат, овладев которым, человеку удастся передать часть своих интеллектуальных функций компьютеру и роботам. Впервые проблемы точного мышления были систематизированы и обобщены в трудах древнегреческого философа Аристотеля, которому удалось отделить логические формы мышления от содержания. Аристотель приехал в Афины и поступил в школу- академию Платона, где пробыл 20 лет, сначала в качестве ученика, а затем в качестве учителя. Аристотель часто спорил со своим великим учителем, отстаивая свои философские идеи. Аристотель на всю свою жизнь сохранил уважение к своему Великому Учителю и ушел из академии только после его смерти. В 335 г. до н.э. в предместье Афин Аристотель создал свою школу, которую назвал лицеем. Занимаясь преподавательской деятельностью, Аристотель не прерывал связи с Александром Македонским. В своих письмах царю, он предостерегал его от упоения властью, призывал ценить друзей и карать льстецов и наушников. Аристотель создавал логику как науку о доказательстве истины. Он подошел вплотную к теории доказательств. Но решить эту задачу даже очень гениальному человеку было не под силу. Потребовались тысячелетия упорного труда до получения результатов. Учитель: Запишите в тетрадь : «Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716» И продолжим слушать: Немецкий ученый, философ. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Воспитанию и образованию детей семье уделяли большое внимание. В пятнадцать лет Лейбниц поступил на юридический факультет Лейпцигского университета, а в 20 лет защитил докторскую диссертацию. Затем последовала вынужденная служба у коронованных особ. С 1668 года он работает в качестве дипломата, юриста, историографа. С 1676 г. он занимает должность заведующего придворной библиотекой при Брауншвейг-Люксембурском герцовством дворе. Всю жизнь его окружали недоверие и зависть. Их пренебрежение особенно усилилось в последние годы жизни. Но время подтвердило его гениальность, сохранив для потомков его имя и дела. Огромный титанический труд (около 75000 работ его хранится в Ганноверском архиве) позволил ученому создать философскую систему, обогнав свое время на несколько столетий. Особый научный прорыв он совершил на стыке логики, математики, философии. Лейбниц был одним из первых, который всерьез интересовался двоичной системой счисления, в которой для счета достаточно двух цифр 0 и 1. Лейбниц взглянул на логику Аристотеля через призму математики:
Учитель: Запишем в тетрадь «Английский ученый Джордж Буль (1815-1864г.г.)» И продолжим слушать: По этому пути спустя более ста лет пошел другой исследователь логики Джордж Буль. Он автор известных произведений «Математический анализ логики» (1847г.) и «Исследование законов мысли» (1857) родился в городе Линкольне (Англия) в семье мелкого торговца. Материальное положение родителей было трудным, платить за обучение сына было невозможно, прошлось ограничиться начальными классами для детей бедняков. Джордж изо всех сил стремился получить образование. Он самостоятельно овладел латынью и греческим. Страсть к науке делала его невосприимчивым к пренебрежительным взглядам. В 1844 году он получает золотую медаль за работу по математическому анализу. Оригинальные идеи Буля по достоинству оценены математиком Кембриджского университета А. Де Морганом и Д.Грегори. Благодаря их поддержке, не имея высшего образования, ни степени, в 1849 году он стал профессором математики католического колледжа в ирландском городе Корк, где провел последние пятнадцать лет своей жизни. Основное произведение Д.Буля «Исследование законов мысли». В этой книге представлена алгебраическая система, которую называют алгеброй высказывания. Что же это такое? Джордж Буль представил логику как алгебру классов. Для обозначения классов использовал буквенные символы A, D, C, B и т.д. основными логическими операциями он считал: сложение классов, умножение классов, дополнение классов. В булевой алгебре классы имеют только два значение “0” и “1” Цифрой “1 ” Дж. Буль обозначал универсальное множество (класс), мыслимые элементы , т.е. - это ВСЕ, а “0” (нулевое множество ) – НИЧТО. Буль разработал в своем труде основные логические операции:
Действия учителя: На экране учитель выставляет слайд «Булева алгебра» Учитель: Правила сложения в булевой алгебре выглядят так: 0 + 0 = 0 1 + 0 = 1 0 + 1 = 1 1 + 1 = 1
Правила умножения булевой алгебре имеют следующий вид: 0 · 0 = 0 0 · 1 = 0 1 · 0 = 0 1 · 1 = 1
Не 0 = 1 Не 1 = 0 Свой рассказ учитель поддерживает показом слайда презентации «Основной закон Буля». Для обозначения классов используются буквы: A, B, С и т. д. В булевой алгебре используется численное обозначение:1 и 0. Цифрой «1» Буль условился обозначать множество, содержащее мыслимые элементы, цифрой «0» - множество, в котором нет ни одного элемента. Основным законом алгебры Буля является закон идемпотентности, в соответствии с которым исключаются все коэффициенты и показатели степеней. А+А+А+А=А А·А·А=А И если заменить символ А на 2, то в булевой алгебре будет: 2 + 2 = 2 Точно также и умножение: А·А·А·А = А 2·2=2 Отсутствие коэффициентов и степеней, значительно упрощает преобразование выражений. Разработанная Джорджем Булем система называется алгеброй логики. Логическая идея не исчерпала себя и до сих пор. Она находит применение в современном разделе математической логики в виде алгебры высказываний, алгебры множеств, алгебре релейных схем, без которых программирование и проектирование компьютеров стало невозможным. III. Работа по закреплению Учитель: Рассказ окончен. Перейдем к закреплению рассказа. Обрати внимание на инструкцию. 1. Для этого вы должны выполнить следующие действия:
Ответить письменно на вопросы, содержащиеся в презентации. Вопросы помогут вам выделить и записать в тетрадь главное. Вопросы по теме «История алгебры логики»:
Учитель: По окончанию работы с презентацией программу закрывать не будем, а свернем ее и положим на панель задач. Урок 2 IV.Объяснение темы «Формы мышления» Учитель: Запишем в тетрадь тему «Формы мышления». Положим все ручки и слушаем. «Заслуга Аристотеля в том, что он смог отделить формы мышления от ее содержания…. ПОНЯТИЕ Понятие – это форма мышления , фиксирующая основные ,существенные признаки объекта Понятие выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. Например, понятие « компьютер» его признаки мышь, клавиатура и т.д. его трудно спутать с другим объектом. Понятие имеет две стороны: содержание и объем. Содержание понятия можно раскрыть следующим образом: « Персональный компьютер – это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации» Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которые он распределяется. В настоящее время в мире сотни ПК. ВЫСКАЗЫВАНИЕ. Свое понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений). Высказывания строятся на основе понятий, и являётся повествовательным предложением. Не является высказыванием вопросительные предложения, восклицательные, а также бессмысленные предложение. Об объектах можно судить верно или не верно. (ложь или истина). Высказывание бывает истинным и ложным. «процессор - это устройство для обработки информации» - истинно, или «процессор - это устройство печати». – это высказывание ложно, то есть оно не соответствует реальной действительности. Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, так как оценка истинности или ложности невозможна. Иногда истинность высказываний может быть относительной. Истинность зависит от взглядов людей, от конкретных обстоятельств. Высказывание – это форма мышления, где что- либо утверждается или отрицается. Высказывание может быть истинно или ложно. До сих пор рассматривали простые высказывания. На основании простых высказываний может быть построены составные высказывания. Например: 1. Уроки в школе начинаются в 8 часов. И первым уроком будет информатика. 2. Процессор - это устройство для обработки информации и принтер - это устройство печати Два простых высказывания соединены союзом «И». Истинность или ложность простых высказываний устанавливается на основании здравого смысла. Истинность или ложность составных высказываний устанавливается с помощью использования алгебры высказываний. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Умозаключения позволяют на основе суждений (высказываний), получить заключение, то есть новые знания. «Все углы в треугольнике равны» то путем умозаключений доказать, что «Этот треугольник равносторонний» Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (заключение) Посылками умозаключения могут быть только истинные суждения Весь изложенный учебный материал хранится в папке «мет_логика» в текстовом файле: «Формы мышления» V.Закрепление темы «Формы мышления» Учитель: Продолжим работу с презентацией «История логики» ( с 7 слайда.), которая расположена на панели задач. VI. Составления краткого конспекта в тетрадях Учитель: Составим конспект. Запишем в тетрадь основные определения. Вопросы по теме «Формы мышления»
VII. Самостоятельная работа с Test#1. Учитель: Если вы закончили работу с презентацией, приступайте к работе с контрольным тестом. Место нахождение теста:
VIII. Объявление оценки за работу с тестом Учитель: Ученик получает две оценки: за составленный конспект и за контрольный тест. Сдать конспекты на проверку. Оценки за тест проставить в дневники. Я подойду и поставлю подпись. XI. Выдача дом задания Учитель: Домашнее задание найдете на последнем слайде презентации. Домашнее задание: Придумайте слова противоположные по смыслу. Занесите эти слова в таблицу. В булевой алгебре используется численное обозначение:1 и 0. Цифрой «1» обозначим состояние «горячо», а «0» - состояние «холодно». Продолжите заполнение таблице, где «1» и «0» означает не количественное отношение, а только символизирует два возможных конкретных состояния.
Учебный материал вы найдете на сайте Имена текстовых файлов «Аристотель», «Лейбниц», «Дж.Буль», «Формы мышления» Имя презентации «История логики» Имя контролирующего теста «Test#1» |