Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя
Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.
Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.
Общие требования к написанию конспекта:
Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 – 2 часа.
Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.
В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока
Критерии оценки письменной работы педагога
Оцениваемые характеристики
| Критерии оценки
| Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
| Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:
Учитель разделяет тему урока и цель урока.
Цели формулируются в понятной для ученика форме.
Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.
На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).
Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
| Компетентность в области мотивирования обучающихся
| Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.
Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.
Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.
Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
| Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
| Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.
Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:
Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.
Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.
При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.
Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:
Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.
Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:
При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.
Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает.
Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.
Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.
| Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
| Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.
Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:
При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д.
Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.
Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.
Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:
Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.
Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.
| Компетентность в области организации учебной деятельности.
| Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:
Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.
Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.
Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.
Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.
Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.
Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.
Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.
Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.
| Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности. |