Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации11.12.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Алтайский краевой детско-юношеский центр

Программно-методическое обеспечение педагога дополнительного

образования по организации и проведению учебного занятия в

детском творческом объединении
г. Барнаул

2006г.

Составитель: Т.А. Лямкина, методист Алтайского краевого детско– юношеского центра


В данном сборнике даны методические рекомендации по планированию и организации образовательного процесса; представлены модели учебного занятия; варианты конструирования задач занятий с учетом возраста детей; технологии проведения качественного анализа занятия; включен материал из опыта работы педагогов дополнительного образования различных направлений деятельности: планы, планы-конспекты открытых занятий.

Методическая рекомендация предназначена для педагогов и методистов учреждений дополнительного образования детей.

Содержание:
1.Учебное занятие как основная форма учебно-творческой деятельности педагога и обучающегося в детском творческом объединении

2.. Основные требования к современному занятию.

3. Типы и формы организации деятельности детей в учебном процессе.

4. Методы организации учебного занятия в детском творческом объединении.

5. Структура занятия.

6. Планирование занятия.

7. Конструирование задач учебного занятия

8. Модель учебного занятия.

9. Технологии проведения учебного занятия.

10. Анализ занятия

11. Приложение: планы – схемы учебных занятий ( из опыта работы АКДЮЦ)

12. Литература.

Ученик - это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

К.Д. Ушинский, русский педагог

I.Учебное занятие как основная форма учебно-творческой деятельности педагога и обучающегося в детском творческом объединении

. Учебное занятие – динамичная и вариативная организационная форма учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).Такая характеристика отражает не только специфику, но и сущность занятия.

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Как модель, учебное занятие в системе

дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Установлено, что для оптимальной работы как для педагогов, так и для обучающихся является группа, состоящая из 10-15 человек, однако наполняемость не является обязательной (постоянной, неизменной величиной) характеристикой занятия.

При разработке занятия педагог дополнительного образования изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы; определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи.

) Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы дополнительного образования детей характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающихся, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. . Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Необходимо продумать методику продуктивного использования наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. Педагог должен выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, использовать в своей педагогической деятельности сберегающие педагогические технологии, что связано не только со значительными физическими и эмоциональными изменениями современных детей и подростков, но и с новым укладом жизни подрастающего поколения. Что же необходимо сберегать? Физические и интеллектуальные силы, время и материальные затраты и многое другое.

Чем больше осмыслено занятие педагогом в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем интереснее и содержательнее пройдет занятие.

Заранее продумать занятие – означает по необходимости выявить все трудности, которые могут возникнуть на занятии, и установить соответствующие меры для их преодоления.


Трудности

Пути преодоления

Обеспечение полного соответствия содержания занятия образовательным, воспитательным, развивающим и валеологическим задачам.

Подбор необходимого теоретического и практического материала

Выделение в содержании главного, существенного.

Выделение ведущей цели занятия.

Определение содержания каждого логически завершённого этапа занятия.

Уяснение их основных задач.

Межпредметная ориентация содержания занятия.

Устранение дублирования материала.

Опора на знания и жизненный опыт обучающихся, на материал, известный им из школьных предметов

Соответствие объёма содержания материала занятия отводимому на его изучение времени.

Выбор необходимого и достаточного объёма информации.

Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности.

Дифференциация содержания образования для обучающихся с разным уровнем подготовленности.

Подготовка заданий и продумывание видов деятельности обучающихся на занятии, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей.



Планируя занятие, педагог должен помнить шесть основных правил:

1. Представлять новое в старых рамках.

Педагогу следует придерживаться принципа перехода « от известного к известному». Начинать нужно с того, что детям уже известно. Ребёнок может воспринять новое посредством подобного старого, приобретённого им на опыте.

Это правило требует:

- найти то, что ребёнок знает и чего не знает;

- переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами. Материал должен быть распределён в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.

2.Употреблять слова, которые как педагог, так и воспитанник понимают одинаково.

Это правило требует:

- употреблять слова, известные всем детям;

- объяснять значение непонятных слов, которые приходится употреблять.

3. Применять обучение к нуждам детей.

Чтобы знать, в какой информации ребёнок нуждается и какую он может воспринять, педагог должен иметь представление о его внутренней жизни (знания, темперамент, духовное состояние) и окружающей его среде (семья, школа, друзья).

4. Создать атмосферу сотрудничества.

Это правило требует:

- не оставлять без внимания пробудившийся интерес ребёнка;

- направлять детей на поиск знаний.

5. Развивать интерес к приобретению новых знаний.

Это правило называется «законом возрастающего интереса и требует:

- организуя деятельность ребёнка, помещать известную информацию в новые рамки, создавать новые комбинации из известных ему фактов и знаний;

- возбуждать любопытство и ожидание;

- поддерживать интерес ребёнка.

6. Повторять информацию, чтобы она осталась в памяти.

Это правило требует:

- часто повторять то, что требуется запомнить;

- на каждом занятии кратко повторять материал предыдущего занятия;

- не пренебрегать ежемесячными, четвертными и годовыми обзорными занятиями.
II. Основные требования к современному занятию:

- постановка и комплексное решение педагогом на занятии задач развивающего, воспитательного и обучающего характера. Развитие педагогом мотивации у обучающихся к предстоящей образовательной деятельности;

- разработка структурных инновационных форм занятия в детском объединении;

- реализация в полной мере содержания занятия путём применения комплексных методов воспитания, развития и обучения детей и подростков, разнообразных методов и средств обучения;

  • применение новых педагогических технологий, повышающих эффективность творческой деятельности обучающихся на занятии;

  • развитие здоровье сберегающей системы, а именно, экологии образовательно-воспитательного процесса через создание благоприятного морально-психологического климата, создание ситуации успеха для каждого обучающегося «здесь и сейчас», соблюдение санитарно-гигиенических норм участниками образовательного процесса, создание реального воспитательного пространства в объединении;

- педагогическая этика и высокий профессионализм;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Чётко организованное занятие имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

III Типы и формы учебных занятий:

Существуют разные типологии занятий, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология занятий по дидактической цели:

- занятие изучения нового материала;

- занятие закрепления;

- занятие обобщения и повторения;

- контрольное занятие;

- комбинированное занятие.

Каждый этап учебного занятия в своей основе является комбинированным, т.к. состоит из системы этапов.

1. Формы организации деятельности детей в учебном процессе:

К традиционным формам учебных занятий относятся:

  • лекции,

  • дискуссии,

  • семинары,

  • экскурсии,

  • экспедиции,

  • учебные игры и др.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

- занятия, основанные на методах общественной практики: изобретение, аукцион, устный журнал, газета и др.;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, выставка и т.д.;

- занятия-фантазии: сказка, путешествие и др.;

- занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, парламент, учёный совет, и пр.

IV.Методы организации занятия в детском творческом объединении:

Репродуктивный; словесные методы обучения; работа с книгой; методы

практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного обучения; методы программированного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях6 средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
- методы практико-ориентированной деятельности:

методы упражнения: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция .Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.

- словесные методы обучения:

лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.

  • методы графических работ:

составление таблиц; схем, диаграмм, графиков, чертежей, работа с картами, схемами.

- метод наблюдения:

запись наблюдений, зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов ; фото - видеосъемка; проведение замеров.

  • методы проблемного обучения:

проблемное изложение материала; анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эврестическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

  • метод игры:

игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра – конкурс, игра – путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры – конструкторы.

  • наглядный метод обучения:

наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы.

  • проектные и проектно – конструкторские методы::

разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование)деятельности, конкретных дел.

- проведение занятий с использованием средств искусства:

изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и телевидение.

  • психологические и социологические методы и приемы, используемые

при проведении занятий:

анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.

- методы программированного обучения:

объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

  • исследовательские методы:

проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке.

V.Структура занятия.

Структура занятия – совокупность элементов занятия, обеспечивающих целостность занятия и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Каждый из вышеназванных типов занятий реализуется определённым сочетанием структурных элементов. В структуре комбинированного занятия в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. Структура занятий по дидактической цели является лишь общей схемой. Последовательность элементов не является жёстко закреплённой. Творчески работающий педагог каждый этап занятия может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Занятия, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут быть по структуре совсем непохожими на традиционное занятие, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения занятия.

Структурное построение занятия зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на занятии деятельности и обучающего взаимодействия педагога с детьми. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и приёмы диктуют творческий подход к формированию структуры, определению типа занятия.

Применение того или иного типа занятия в учебном процессе обусловлено и возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура занятия. Старшие школьники способны к длительному трудовому усилию и систематической работе на занятиях, поэтому для них практикуют сдвоенные занятия, которые могут быть построены как лекции или практические занятия.

Структурные элементы занятия:

1. Организация начала занятия – определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало.

2. Постановка цели и задач занятия – формулировка цели и задач занятия, осознание и принятие их обучающимися.

3. Проверка изученного материала – определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.

4. Объяснение – научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением обучающихся.

5. Закрепление – специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний.

6. Повторение – систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.

7. Домашнее задание – сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения.

8. Подведение итогов занятия – выяснение: чему научились на занятии, что узнали нового, оценка качества работы.

Эффективность работы детской группы зависит, прежде всего, от педагогически обоснованной её организации и проведения. Все пользующиеся успехом у детей педагоги сознают, что удобно принять какой-либо общий план действия. Это сберегает время, сохраняет энергию и делает каждую встречу более определённой и полезной. В каждом занятии есть некоторая часть, остающаяся неизменной, и есть части, которые изменяются.

Неизменяемая или основная часть занятия может быть разделена на пять основных этапов.

1. Испытания

Все приобретённые познания являются приготовлением к дальнейшим занятиям. Прежде чем приступать к проведению какого-либо занятия, педагог должен знать, насколько этот предмет изучения известен его воспитанникам. Испытание заключается в нахождении усвоенных ребёнком понятий, имеющих некоторую связь с предлагаемой информацией, и в выяснении представлений ребёнка о том, что бы могло оказаться ему полезным. Испытание может показать, на какие понятия воспитанника педагог дополнительного образования может полагаться.

Целесообразно производить испытание в форме вопросов, которые должны обнаруживать знания детей, что создаёт основу для продолжения работы. Задавая вопросы-испытания, педагог должен иметь в виду те знания, умения и навыки, которыми обладают воспитанники, и те знания, которые для детей ещё недоступны. Если педагог задаёт вопрос и уверен, что ребёнок может на него ответить, то это создаёт положительное отношение ребёнка к более трудному вопросу.

2. Преподавание

Если «испытание» - это нахождение основания, то «преподавание» - построение на найденном основании. Преподавание начинается там, где кончается познание ребёнка. Воспитаннику задали ряд однородных вопросов, на которые он быстро ответил. Наконец, педагог задал вопрос сверх знаний ребёнка, и он ответил: «Это как раз то, что я не знаю, не понимаю, не умею». Вот здесь и начинается преподавание. Начать нужно с того, на каком уровне находятся дети, и преподать им переходные факты, которые подойдут к назначенному занятию. Таким образом, встреча будет действительно полезной для детей.

Новую информацию следует излагать в надлежащем порядке. Для этого план занятия педагог тщательно продумывает заранее. Недопустима ситуация, когда педагог вдруг говорит: «Ах, я забыл рассказать вам то и то». Изложение новых фактов в неправильном порядке не только вызывает у детей путаницу, но и часто приводит к потере смысла всего рассказа.

На занятии педагог должен достичь сотрудничества с воспитанниками, в противном случае его занятия не будут иметь успеха.

3. Ассоциация

Соединение новых идей со знаниями, умениями и навыками, которыми уже обладают дети, называется ассоциацией. Новый материал нужно добавлять к уже известному детям так, чтобы он остался в памяти.

Педагог может использовать ассоциации различных видов, но особенно ассоциации посредством группирования сходных понятий и посредством собирания и сопоставления несходных понятий.

4. Обобщение

Сравнивание идей или понятий естественно ведёт к обобщению, общему заключению на основе имеющихся данных и фактов. Обобщение педагог делает из тщательно подобранных понятий и фактов.

5. Применение

Это последний основной этап занятия. Одно из правил обучения гласит: «Впечатление должно производить выражение». Если все впечатления, проявленные первыми четырьмя ступенями, не приведут ребёнка к тому, чтобы он почувствовал практическое действие знаний, умений и навыков в его жизни, то занятие не достигло своей цели. Применение должно быть целесообразным, ориентированным на практику, захватывающим и иметь общий характер.

Итак, мы перечислили пять основных этапов построения образовательного процесса в детском объединении, которым следует педагог, составляя план или план-конспект каждого занятия.

VI. Планирование занятия
Качество подготовки педагога к занятиям может показать, во-первых, его план и план-конспект, а во-вторых, анализ занятия.

План и план-конспект занятия – это учебно-методический документ, регламентирующий ход конкретного занятия, определяющий его цель и задачи, эффективность использования времени, единство, порядок и последовательность работы участников образовательного процесса.

Примерный план занятия:

- дата «___» ____________________ 200 г.

- тема занятия;

- цель;

- задачи занятия (дидактические, воспитательные, развивающие, валеологические);

- структура занятия (последовательность учебных ситуаций и задачи каждой из них);

- перечень и место учебных демонстраций;

- время на каждый этап занятия;

- деятельность педагога (поэтапно);

- деятельность детей (поэтапно)

- необходимое для проведения занятия оборудование и учебные пособия.

При разработке плана занятия учитывается степень подготовленности обучающихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у обучающихся, наметить пути их преодоления. Педагог заранее продумывает, когда будет проводиться работа со всей группой и в каких случаях дети должны работать самостоятельно.

Сообразно этим положениям возможно построить занятие так, что все его составные части оказывают влияние на поставленную цель и в связи с правильным выбором методов обеспечивают её достижение.

Письменное оформление плана занятия - план-конспект - не должен быть громоздким. Однако начинающему педагогу целесообразно писать подробный план, а по сложным темам – краткий конспект занятия. Целесообразно фиксировать планы занятий по темам на карточках, содержащих распределение материала, замечания к нему, указания литературы и методов, использование учебных и наглядных пособий, ТСО и т.д. Карточки могут быть вспомогательным средством при подготовке к занятиям, в процессе накопления опыта они должны постоянно дополняться, использоваться творчески. Составленный план – не самоцель, хороший педагог не прикован к плану, он может отступить от него в случае необходимости, но несмотря на изменённые условия, достичь намеченной цели. Педагогическим мастерством педагог обладает тогда, когда занятие им логически продумано, грамотно построено, план его составлен так, что он соответствует дидактическим принципам и правилам, а потом до конца проведено так, как оно задумано, и поставленные цели достигнуты.

Схема плана-конспекта занятия

1. Приветствие.

Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала.

Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате занятия.

3. Проверка домашнего задания (если задавалось).

Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям установленной формы. В тетрадях детей, если они ведутся, должна быть отражена данная форма методологии выполнения задания.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.

Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Возбудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация.

Новый материал или информация может быть в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания:

  • обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале, информации.

- вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

- заключение. Сформулировав советы и рекомендации, детям предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Игровая часть:

- викторина (подробное описание заданий или сценарий викторины);

- конкурс (подробное описание);

- разгадывание кроссворда (с учётом категории сложности);

- загадки (тематического характера);

- ребус (с учётом объёма знаний и особенностей возраста)

и т. д.

Творческая часть:

- рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности);

- лепка;

- аппликация

и т.д.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.

8.Краткая информация на период ближайшего последствия (Выбор самостоятельной деятельности для закрепления полученных знаний, умений).

9. Список рекомендуемой литературы.

VII. Конструирование задач учебного занятия

Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации. Педагог, приступая к формулировке цели занятия:

-обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

- определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;

-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся.

Триединая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

1.Обучающие (направлены на освоение обучающимися системы учебных знаний и формирования предметных знаний и навыков).

2. Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности).

3. Развивающие ( направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).

Общие требования к постановке задач занятия:

-задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования;

- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;

- задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности;

- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;

- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);

- задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);

- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и обучающихся (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития обучающихся.

Периодизация возрастного развития по Д.Б.Эльконину (с добавлением по Э.Эриксону)



Младшее школьное детство (6 – 10 лет)


Подростки

(11 – 13 лет)

Старшеклассники

(14 – 17 лет)

Ведущий вид деятельности

Учение

Общение во всех сферах со сверстниками

Учебно – профессиональная деятельность

Позитивные психологические новообразования

Новый уровень самосознания, произвольность психологических процессов, наличие внутреннего плана действий

Чувство взрослости, новый уровень самосознания, потребность в общении со сверстниками, освоение основных наук, формирование индивидуального стиля мыслительной деятельности.

Верность

Новый уровень самосознания, формирование мировоззрения, профессиональное самоопределение.

Любовь

Негативные новообразования возраста

Инертность

Застенчивость.

Негативизм

Исключительность (склонность исключать кого-либо, в т.ч. и себя, из круга интимных отношений)

Направление развития

Интеллектуально – познавательная сфера

Мотивационно –потребностная и интеллектуально-познавательная сферы

Мотивационно - потребностная и интеллектуально-познавательная сферы

Радиус значимых отношений

Соседи, школа

Группы сверстников

Друзья, соперники, сексуальные партнеры


Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск