Скачать 149.5 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость»
Рабочая программа «Давай поиграем!» (наименование программы) 2013- 2014 учебный год (срок реализации программы) Составлена на основе программы «Давай поиграем!», автор – составитель И.А. Пазухина. Составители программы: Букатова Марина Сергеевна, педагог-психолог, 2 квалификационная категория; Лябишева Алиса Александровна, учитель-логопед, 9 разряд. г. Абакан , 2013 г. Пояснительная записка Дошкольное детство является важнейшим периодом в развитии ребенка и превращение его в относительно самостоятельную и активную личность. Особенно важным является возраст 3- 4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Помимо этого, подтвержденным является тот факт, что из года в год увеличивается количество рождающихся детей с проблемами здоровья и развития (дети с ограниченными возможностями здоровья). Очень много детей с недоразвитием речи или даже с полным безречием. У этих детей адаптация к новым условиям еще более затруднена. В некоторых случаях дети с ограниченными возможностями здоровья и вовсе лишены возможности посещать дошкольные учреждения. Кроме того, у некоторых детей в этом возрасте с нормой и отклонениями в развитии могут азвиваться патологические качества личности, невротические черты характера. У детей отмечается замкнутость, негативизм, напряженное состояние, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость и т.д. Учитывая вышесказанное, рабочая программа «Давай поиграем!» направлена на развитие адаптивных социабельных качеств детей 3-4 лет, необходимых для поступления в дошкольное учреждение, позволит ребенку легче адаптироваться в коллективе сверстников, способствует повышению уверенности в своих силах. Рабочая программа составлена на основе тренинговой программы «Давай поиграем!» И.А. Пазухиной. Цель: развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет. Задачи: - развивать мотивацию общения; - развивать навыки общения, умение согласовывать свои действия с действиями других детей; - способствовать развитию произвольности поведения, выполнению игровых правил; - развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию; - развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь), мелкую моторику. Основные принципы программы:
Общая характеристика программы: Рабочая программа реализуется психологом-педагогом в сотрудничестве с учителем-логопедом. Логопед включает в занятие упражнения на развитие речи, логоритмику, пальчиковые игры и другое. Программа рассчитана на 20 занятий. Продолжительность одного занятия 40 минут. На занятиях обязательно присутствует родитель ребенка, который помогает ему при возникающих трудностях и учится эффективному взаимодействию с ребенком. Режим посещения группы – 1 раз в неделю, при этом в течение недели дети могут посещать по рекомендации специалиста индивидуальные занятия в Центре, в ходе которых происходит подготовка детей к изучению нового материала групповых занятий, а также закрепление пройденного материала. Кроме этого, родителям предлагаются домашние задания для закрепления пройденного материала. Содержание программы Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на 4 раздела. Работа по этим разделам затрагивает сферы социального общения ребенка: общение с самим собой, общение со сверстниками и общение с окружающими взрослыми. Раздел 1. «Я сам» включает игры и упражнения, направленные на осознание ребенком самого себя, на развитие самооценки в отношении своей внешности. Раздел 2. « Я и другие дети» вошли игры и упражнения, направленные на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности взаимодействовать между собой в игровой деятельности, на развитие желания общаться со сверстниками на языке слов, жестов и движений, уваливая при этом некоторые правила поведения. Раздел3 « Я взрослые» собраны игры, направленные на развитие у ребенка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, которое приносит массу радостных переживаний, на развитие доверия и привязанности к близким, на осознание себя как принимаемого. Любимого другими людьми человека. Раздел 4. «Я и культура общения» состоит из игр и упражнений, направленных на формирование у детей норм социального поведения, на развитие способности к совместным действиям. Методы работы:
Технологии, методики:
Структура занятий
Ожидаемые результаты После прохождения данной программы дети овладеют следующими знаниями и умениями: Знать:
Уметь:
Критерии оценки эффективности Рабочей программы В рамках реализации рабочей программы осуществляется диагностика детей, набираемых в группу в начале и в конце занятий (таблица 1). Таблица 1
После проведения обследования родителям в ходе индивидуальной консультации сообщается информация об уровне актуального развития ребенка, о выявленных проблемах по результатам обследования. Специалист передает родителям сведения о ребенке, дает прогноз возможностей его дальнейшего развития и обучения, доказывает необходимость тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка. При оценке продвижений ребенка после прохождения им курса занятий в центре внимания оказываются:
Календарно – тематическое планирование
Условия реализации Программы «Давайте поиграем»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Литература
|