Скачать 187.9 Kb.
|
Областные педагогические чтения – 2012 «Традиции и инновации образовательного процесса» ГАОУ СПО ЛО «ТПТТ им. Е.И. Лебедева» Методическая разработка «Использование тестовых заданий и таблиц как средства обучения» Преподаватель химии и биологии: Рудой Н.А. г. Тихвин 2012 год В соответствии с новыми ФГОС основной задачей обучения в современных условиях является организация самостоятельной работы учащихся и студентов, следование главной цели: научить учиться. По новым программам на самостоятельную работу, в том числе домашнюю, отводится практически треть учебного времени, например, по биологии 37 часов из 122. Формирование и закрепление навыков самостоятельной работы с учебным материалом: конспектами уроков, учебниками, справочниками, Интернет – ресурсами помогает варьировать методику и технологию проведения уроков в соответствии с задачами обучения, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся, позволяют конкретизировать и направить самостоятельную деятельность во внеурочное время, позволяют осуществлять самоконтроль и самооценку учащихся, учат работать в мини – коллективе, выполнять функции лидера. Применение тестовых заданий различных уровней сложности, а также работа с таблицами способствуют более качественному выполнению этих задач, так как являются не только средствами контроля и диагностики знаний и умений учащихся, но имеют не менее важное обучающее и воспитательное значение. При организации самостоятельной работы на уроке использую следующие виды заданий:
Каждая группа в составе четырёх учащихся заполняет только часть таблицы по одному виду древнейших или древних людей (австралопитек, неандерталец, питекантроп и т.д.), подготавливают сообщение, и руководитель группы доносит информацию до всех остальных.
Проводится работа по сравнению проектов, выбирается оптимальный вариант, над заполнением которого группа работает.
Такая работа способствует развитию самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свёртывание информации, установление причинно-следственной связи.
Вопросы: 1. Положение неметаллов в периодической системе: а) правый верхний угол б) левый нижний угол в) строки, обозначенные жёлтым цветом 2. Неметаллы обозначены в таблице цветом: а) чёрным б) красным в) зелёным 3. Количество электронов на внешнем уровне: а) 1 – 3 б) всегда 2 в) 3 – 8 4. Неметаллы в большинстве относятся: а) к s –элементам б) к р - элементам в) к d – элементам 5. К s - элементам из неметаллов относятся: а) Н1 и Не2 б) В5 и С6 в) As33 и Se34 6. По сравнению с металлами, радиусы атомов неметаллов: а) большие б) маленькие в) одинаковые 7. В соединениях неметаллы могут быть: а) только окислителями б) только восстановителями в) проявлять и те, и другие свойства 8. По периоду (слева направо) окислительные свойства неметаллов: а) усиливаются б) ослабляются в) не изменяются 9. По группе (сверху вниз) усиливаются восстановительные свойства неметаллов, так как: а) увеличивается число внешних электронов б) возрастает радиус атома в) Увеличивается электроотрицательность неметаллов 10. Самый сильный окислитель среди неметаллов: a) кислород О б) водород Н в) фтор F 11. В ряду неметаллов Si -> P -> S наиболее выраженными окислительными и неметаллическими свойствами обладает: a) Si б) P в) S При выполнении такого рода работы используется ещё один достаточно значимый путь познания – путь исправления ошибок. Есть возможность использовать самоконтроль и взаимоконтроль и в конечном итоге выйти на истину. Наиболее эффективно использование данных методов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках подготовки к сдаче зачётов по темам с целью повторения, закрепления, дополнения и обобщения изученного материала. Очень часто задания содержат в себе элементы игры, что усиливает интерес учащихся, создаёт видимость «упрощения» задания, так как можно использовать «подсказки» в виде заполненных информацией отдельных клеток таблицы, первой буквы в термине или наличии правильного варианта ответа, который просто надо определить из всех предложенных. Виды таких заданий:
«Природные источники углеводородов» А: 1. Неорганический газ, которого в природном газе до 13%. 2. Класс углеводородов в составе нефти с бензольным ядром. 3. Газ С2Н2, получаемый термическим разложением метана. 4. Вещества, добавляемые в крекинг-бензин во избежание засорения бензопроводов. 5. Газ в составе коксового газа, растворимый в воде. 6. Ускорители реакции при каталитическом крекинге мазута. Б: 1. Получается при ароматизации гексана. 2. Его в природном газе от 0,1 до 1,0%. 3. Содержит углеводороды с 5 по 11. В: 1. Количество атомов водорода в октане. 2. Продукт коксования каменного угля – аммиачная … 3. Продукт термического разложения метана. Г: 1. Основное назначение жидких продуктов перегонки нефти. 2. Алкан в составе газового бензина. 3. Фракция нефти с температурой кипения 280-350оС. 4. Все алканы по отношению друг к другу. 5. Остаётся после переработки мазута. Д: 1. В нём сгорает горючее. 2. Реакция ароматизации по своей химической сути. 3. Одно из условий термического крекинга. 4. Газойль – это горючее для … Е: 1. Суффикс во втором названии ароматических углеводородов. 2. Здесь находится Северное море, богатое нефтью и газом. Ж: 1. Вещества, растворимые в бензине. 2. Нефтяные алканы с 5 по 18 по физическому состоянию. З: 1. Реакция получения хлорметана из СН4. И: 1. Гексан и циклогексан по отношению друг к другу. 2. Показывает количество атомов углерода в формуле. К: 1. Полимерные материалы, получаемые из ацетилена. 2. Роль алюмосиликатов в крекинге сложных углеводородов. 3. Устройство для перегонки нефти. 4. Процесс, происходящий с керосином при t=200-300оС. 5. Выделяется при сгорании нефти. 6. Растворяется в бензине с образованием клея. 7. Способ переработки нефти при t= 450-550о С. 8. Металлургическое топливо из каменного угля. 9. Топливо для ракет. Л: 1. «Тяжёлый бензин». 2. Бензиновые углеводороды – самые … М: 1. Остаётся после отгонки «светлых» составляющих нефти. 2. Получается из мазута и бывает веретённое и цилиндровое. 3. Главная часть газообразных источников углеводородов. 4. Учёный, впервые открывший в нефти циклопарафины. Н: 1. Главный научный принцип для каталитического крекинга. 2. Углеводороды, нахождение которых в бензине нежелательно. 3. Источник углеводородного сырья для химии. О: 1. Чем выше это число, тем качественнее бензин. 2. Алкан, получаемый при крекинге гексадекана. 3. Процесс, происходящий с непредельными углеводородами в крекинг–бензине. П: 1. Металл – катализатор при ароматизации нефти. 2. Углеводороды в составе горючего. 3. Второе название процесс ароматизации нефти. 4. Разложение нефти на фракции. 5. Устройство для первой стадии перегонки нефти. 6. Смесь твёрдых углеводородов нефти. 7. Один из научных принципов каталитического крекинга. 8. Газ для зажигалок. 9. Самый лёгкий углеводород в бензине. Р: 1. Бензин для каучука. 2. Колонна для перегонки нефти. 3. Двигатель, работающий на керосине. 4. Процесс крекинга по своей химической сути. С: 1. Жидкий продукт коксования каменного угля. 2. Второе название газойля. 3. Продукт неполного сгорания алкенов в крекинг–бензине. 4. Фракция попутного нефтяного газа, иначе - … газ. 5. Область использования гудрона. 6. Научный принцип крекинга – «кипящий …». Т: 1. Местонахождения нефти при нагревании. 2. Основное назначение природного газа. 3. Техника, работающая на лигроине. 54. Температура при коксовании каменного угля. . Горизонтальные перегородки в ректификационной колонне. 6. Процесс крекинга, протекающий при температуре 500-550о С. У: 1. Твёрдый источник углеводородов. 2. Аммиачная вода, как продукта коксования, идёт на производство. 3. Их в нефтях больше всего. Ф: 1. Группа углеводородов нефти или газа, близких по составу. 2. Его соединения есть в нефти. Х: 1. Устройство для осаждения бензина из паров углеводородов. 2. Превращает углеводороды в растворители. Ц: 1. Научный принцип перемещения катализатора при крекинге. 2. Углеводороды в нефти с замкнутой углеродной цепью. 3. При крекинге разрывается углеродная… Ч: 1. Столько часов длится процесс коксования. 2. Количество «светлых» фракций нефти. Ш: 1. Количество атомов водорода в бензиновом углеводороде гептане Э: 1. Входит в состав «сухого газа». Я: 1. Жидкие нефтяные углеводороды по отношению к организму
Например, тест, используемый при подготовке к зачёту по теме «Металлы»:
Пример: тема «Предельные углеводороды»: 1.При перекрывании гибридных электронных облаков по оси, соединяющей ядра атомов, образуются … 2. Вещество с формулой С9Н20 по физическому состоянию – это … 3. Вещество, получающееся на первой стадии взаимодействия пропана с бромом, называется… 4. Нейтральная частица, имеющая свободный электрон это … 5. Реакция разложения сложного углеводорода на более простые называется … 6. Гомологи это вещества, имеющие общую формулу, сходные свойства, одинаковый суффикс в названии, но отличающиеся на … 7. Углеводород с формулой С4Н10 в природе входит в состав… 8. Процесс выравнивания формы электронных облаков до вытянутой 8 называется… 9. Прочные сигма – связи в молекулах алканов располагаются в пространстве под углом… 10.Изомеры это вещества, имеющие одинаковый состав молекул, одинаковую молекулярную формулу, но разное… 11. Продукт термического разложения метана, используемый для производства всех видов чёрной краски это… Ответы: 1. Прочные сигма – связи 7. Нефти 2. Жидкость 8. Гибридизация 3. Бромпропан 9. 109о 4. Углеводородный радикал 10.Строение и свойства 5. Крекинг 11.Сажа 6. Гомологическую разность – СН2
|