Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Факультет электроники и телекоммуникаций Программа дисциплины Общая теория связи
Для направления подготовки — 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» подготовки бакалавра
Автор программы: Андреевская Т.М., к.т.н., доцент, tandreevskaya@hse.ru, Одобрена на заседании кафедры Радиоэлектроники телекоммуникаций
Зав. кафедрой С.У.Увайсов «___»__________ 2013 г Рекомендована профессиональной комиссией УМС по электронике «___»____________ 2013 г
Председатель С.У.Увайсов Утверждена Ученым советом МИЭМ « ___»_____________20 13г.
Ученый секретарь В.П.Симонов ________________________ [подпись]
Москва, 2013 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров специальности 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», изучающих дисциплину «Основы теории связи».
Область профессиональной деятельности бакалавров специальности 210700.62 включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии по проводной, радио, оптической системам, ее обработки и хранения, в том числе - технологические системы и технические средства, обеспечивающие надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение различных знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической системам. Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 инфокоммуникационные технологии и системы связи (квалификация (степень) "бакалавр"), Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16275.
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Общая теория связи» (ОТС) является изучение основных закономерностей передачи информации в инфокоммуникационных системах, основных видов сигналов, используемых в телекоммуникационных системах, особенностей передачи различных сигналов по каналам и трактам телекоммуникационных систем. Задача изучения дисциплины ОТС состоит в том, чтобы ознакомить студентов с современными методами анализа и синтеза систем передачи информации в условиях мешающих воздействий, умению творчески применять и самостоятельно повышать свои знания в области инфокоммуникаций.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Бакалавр по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
сервисно-эксплуатационная;
расчетно-проектная;
экспериментально-исследовательская;
организационно-управленческая. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владеть культурой мышления, способностью к восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
уметь аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
стремиться к самообразованию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-8);
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);
владеть одним из мировых иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способностью понимать значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);
иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; осуществлять компьютерное моделирование устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);
способностью осуществить приемку и освоение вводимого оборудования в соответствии с действующими нормативами; уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение сооружений, средств и оборудования связи (ПК-7);
способностью осуществить монтаж, наладку, настройку, регулировку, опытную проверку работоспособности, испытания и сдачу в эксплуатацию сооружений, средств и оборудования сетей и организаций связи (ПК-8);
уметь составлять нормативную документацию (инструкции) по эксплуатационно-техническому обслуживанию сооружений, сетей и оборудования связи, по программам испытаний (ПК-9);
готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике инвестиционного (или иного) проекта; уметь собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов (ПК-13);
способностью к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами и стандартами; готовностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-15);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
способностью применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики; организовывать и проводить их испытания с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17);
готовностью к организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-19);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
физические свойства сообщений, аналоговых и цифровых сигналов, помех и каналов связи, их основные виды и информационные характеристики (ОК-1,ОК-9,ПК-1);
принципы и основные закономерности формирования и обработки, передачи и приёма различных сигналов в телекоммуникационных системах (ОК-1,ОК-9);
методы оптимизации сигналов и устройств их обработки (ОК-1,ОК-2, ОК-9);
методы кодирования и шифрования дискретных сообщений (ОК-1,ОК-9,ПК-1,ПК-17);
методы многоканальной передачи и распределения информации (ОК-1,ОК-9, );
составлять математические модели сигналов, элементов канала и системы связи (ОК1, OK-9, ПК-18);
проводить анализ физических процессов в аналоговых и цифровых элементах системы связи (ОК-9, ПК-18):
рассчитывать основные параметры инфокоммуникационной системы (ОК-9, ПК-17).
Иметь навыки (приобрести опыт):
компьютерного моделирования сигналов и их преобразований при передаче информации по системе связи (ПК-2):
решения задач оптимизации сигналов и систем для улучшения качества передачи информации (ОК-9, ПК-17(:
экспериментального исследования методов форматирования сообщений : кодирование, шифрование, модуляция (ПК-2, ОК-9, ПК-17).
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
| ОК-1
| Знает и умеет использовать основные законы и принципы электротехники, электроники и методы передачи информации.
| Лекции, практические работы, лабораторные работы.
| Уметь аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-2
| Может объяснить материал, изложенный в лекции, реферате, задать конкретные вопросы по материалу дисциплины.
| Леекции, практические занятия, домашние задания, коллоквиумы, рефераты, пояснительные записки к курсовой работе.
| Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);
| ОК-9
| Знает и может использовать знания, полученные при изучении математики, электротехники, электроники, владеет компьютером и рядом практических программных приложений, необходимых при изучении дисциплины.
| Практические занятия, лабораторные занятия с применением ЭВМ, курсовая работа.
| способностью применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики; организовывать и проводить их испытания с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов
| ПК-17
| Владеет знаниями проведения лабораторных исследований и компьютерного моделирования.
| Практические, лабораторные занятия, в том числе с использованием ЭВМ, домашние задания, курсовая работа.
| способностью спланировать и провести необходимые экспериментальные исследования, по их результатам построить адекватную модель, использовать ее в дальнейшем при решении задач создания и эксплуатации инфокоммуникационного оборудования (ПК-18);
| ПК-18
| Может по результатам практического эксперимента провести моделирование прохождение сигналов через элементы системы связи при наличии помехи, определить основные параметры модели экспериментального устройства.
| Практические, лабораторные занятия, в том числе с использованием ЭВМ, домашние задания, курсовая работа.
|
|