Скачать 1.24 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Информатика и ИКТ» для обучающихся 8-9 классов (уровень: общеобразовательный) Учитель информатики: Габриков Александр Анатольевич Первая квалификационная категория Рабочая программа составлена на основе: Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) Босова Л. Л. / http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил. ИРКУТСК 2013/2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе. Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Общая характеристика учебного предмета Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
СТРУКТУРА КУРСА Основные понятия курса: 8 класс: информация, информационные процессы, сигнал, алфавит, кодирование, алфавитный подход, содержательный подход, персональный компьютер, память компьютера, компьютерная сеть, программное обеспечение, интерфейс, операционная система, файл, файловая система, цветовая модель, глубина цвета, компьютерная графика, растровая компьютерная графика, пиксель, векторная компьютерная графика, графический примитив, видеокарта, графический редактор, текстовый документ, текстовый процессор, редактирование текста, форматирование текста, кодовые страницы, мультимедиа, компьютерная презентация. 9 класс: система счисления, двоичная система счисления, высказывание, алгебра логики, логические операции, модель, моделирование, информационная модель, графические модели, граф, дерево, таблица, информационная система, база данных, СУБД, алгоритм, исполнитель, алгоритмическая структура, ветвление, цикл, управление, обратная связь, программирование, язык программирования, ЯП Паскаль, ЯП Бейсик, массив, подпрограмма, функция, процедура, электронная таблица, ячейка, формула, диаграмма, график, локальная компьютерная сеть, глобальная компьютерная сеть, сеть Интернет, протоколы Интернета, провайдер, всемирная паутина WWW, файловые архивы, электронная почта, телеконференция, гипертекст, гиперссылка, создание сайтов, хостинг. Количество часов по программе: 34 ч. (1 час в неделю) в 8 классе и 68 ч. (2 часа в неделю) в 9 классе. Программа курса составлена на основании программы: Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) Босова Л. Л. / http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил Информация и информационные процессы (8 ч) Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды. Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт). Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ. Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|