Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 138.22 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.01.2014
Размер138.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Задания к урокам № 1-4 (сентябрь).
Темы: «ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА –

К ИНФОРМАЦИОННОМУ».



Задание состоит из нескольких частей:

  • прочитайте лекционный материал по теме (§. 1);

  • составьте конспект в рабочей тетради по информатике по представленному на с. 6 плану;

  • выполните самостоятельную работу (на с.6);

  • выполненные задания пришлите на электронный адрес школы (с 2 прикрепленными файлами ответов: конспект, если сделан в электронном виде и самостоятельная работа), в письме в разделе «Тема» укажите «Кавериной Н.Е информатика». В начале текста письма укажите свою фамилию, класс, дату выполнения задания и номера заданий (1-4). Если задание было выполнено письменно в тетради – представить конспект и самостоятельную работу на одном из зачетных заданий в октябре. Расписание занятий смотри на сайте школы.


ВНИМАНИЕ! Задание должно быть сдано до 8 октября.

Изучив эту тему, вы узнаете:

  • что означают понятия «информация»,
    «данные», «информационные процессы»;


  • как информационные революции влияют на
    развитие цивилизации;


  • каковы характерные черты индустриального
    общества;


  • что такое информационное общество;

  • в чем суть информатизации общества.


ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Термин «информация» происходит от латинского «information, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистиче­ских позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение — это форма представления каких-либо сведе­ний в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т. п. В широком смысле информация — это общенаучное по­нятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Информатика рассматривает информацию как совокупность кон­цептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире. Наряду с поняти­ем «информация» в информатике часто употребляется понятие «данные». Покажем, в чем их различие.

Данные — это результаты наблюдений над объектами и явлени­ями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Исходя из этого, можно определить информацию как «используемые данные».

Рассмотрим пример. Предположим, вы решили сложную задачу, заданную на дом. Придя в школу, вы встречаете своего однокласс­ника, который не смог решить эту задачу и просит вас показать ему решение. Все, что вы ему расскажете (логика решения, вычисление, ответ), будет воспринято им как информация, способствующая повы­шению уровня его компетентности. Напротив, если вы изложите те же сведения другому однокласснику, решившему эту задачу и полу­чившему такой же ответ, то для него ваше сообщение не будет являть­ся информацией, так как ничего нового для себя он здесь не найдет.

Другой пример. Предположим, у вас дома постоянно работает радио. Обратите внимание на то, как вы воспринимаете передавае­мые по нему сведения. Далеко не все служит для вас информацией. Это зависит от вашего интереса к тому или иному сообщению. Толь­ко в том случае, когда некое сообщение принесло вам что-то новое, можно говорить о получении информации. В остальных случаях сообщение сводится к простому набору данных.

Информация несет человеку новые знания об объектах, процес­сах, явлениях. Процесс обработки информации очень сложен и за­висит от множества факторов как объективного, так и субъектив­ного характера. На протяжении всей своей жизни человек постоянно участвует во всевозможных информационных процессах.

Информационный процесс процесс, в результате которого осуще­ствляется прием, передача (обмен), преобразование и использова­ние информации.

С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения вопло­щаются в реальные действия, которые в разной степени преобразу­ют окружающий мир.

Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире. Почему осенью опадают листья и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава, цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже ре­зультат информационных процессов. Клетка любого растения вос­принимает изменения внешней среды (температуру, влажность, время суток) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире, представители которого воспринимают информа­цию головным и спинным мозгом. Степень развития мозга опреде­ляет реакцию животного на поступающие сообщения. Так для собаки и ежа, ко­торые живут в одной квар­тире, одно и то же событие может нести разную ин­формацию. Например, зво­нок в дверь сообщает соба­ке о появлении человека, тогда как для ежа он не имеет никакого значения. Зато прикосновение к иголкам ежа слу­жит для него сигналом опасности, и он сворачивается в шар. Соба­ка реагирует на прикосновение совсем иначе.

Но не будем излишне увлекаться примерами. Ясно одно — в че­ловеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает великое множество информационных процессов, в кото­рых люди, животные и растения участвуют в соответствии со свои­ми возможностями. Это то, что отличает живую природу от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды. Здесь изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия, а не информационного процесса.

С середины XX века интенсивность информационных процессов существенно увеличилась. Лавинообразный поток информации, хлы­нувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще заново создать какой-либо продукт, нежели разыскивать аналог, сделанный ранее. Встречным процессом явля­ется постоянное обновление и совершенствование способов, помога­ющих человеку воспринимать, преобразовывать, хранить и исполь­зовать информацию.
О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных зна­ний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуаль­ных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих пра­вильной переработке информации и принятию необходимых реше­ний. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информа­ционные революции.

Первая информационная революция связана с изобретением пись­менности, обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопле­ния знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появле­ние средств и методов накоп­ления информации.

Вторая информационная революция (середина XVI ве­ка) связана с изобретением книгопечатания, изменив­шего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным обра­зом. Человек не просто получил новые средства накопления, систе­матизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного раз­вития личности. С точки зрения информатики, значение этой рево­люции в том, что она выдвинула качественно новый способ хране­ния информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапли­вать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информати­ки прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информа­ционной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе­тия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и по­явлением персонального компьютера. Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схе­мах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной ма­шины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее эле­ментной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компью­тера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений ком­пьютеров.

1-е поколение (с середины 40-х годов). Элементная база — элек­тронные лампы. ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надеж­ностью, программирование ведется в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х годов). Элементная база — полупро­водниковые элементы. По сравнению с ЭВМ предыдущего поколе­ния улучшены все технические характеристики. Для программиро­вания используются алгоритмические языки.

3-е поколение (с середины 60-х годов). Элементная база — интег­ральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое сниже­ние габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение произ­водительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время). Элемент­ная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучше­ны технические характеристики. Массовый выпуск персональных ком­пьютеров. Направления развития — мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микроЭВМ. Опытные разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объ­единение, распределенная обработка данных, повсеместное исполь­зование компьютерных информационных технологий.

Таким образом, появление нового типа ЭВМ было обусловлено изоб­ретением новой элементной базы. С позиций информатики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ 4-го поколения — персонального компьютера, с успехом позволяющего решать проблему хранения и передачи информации на качественно новом уровне. Информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX сто­летия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной. Рассмотрим, каковы основные призна­ки этих периодов и как осуществлялся переход от одного к другому.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на раз­витие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и зем­левладения.

Переход к индустриальному обществу протекал одновременно во многих странах мира и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX столетия. Важнейшую роль в подготовке этой револю­ции сыграли успехи естествознания конца XIX — начала XX века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относи­тельности и квантовой теории. Огромное практическое влияние ока­зало на развитие промышлен­ности изобретение электриче­ства и радио.

Вторая промышленная ре­волюция, часто называемая на­учно-технической, ознамено­вала полную перестройку тех­нической базы и технологии производства. Вскоре этот про­цесс распространился и на дру­гие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.

Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышлен­ность, что она дает человечеству, что потребляет. Как правило, про­мышленность подразделяется на две отрасли — добывающую и обра­батывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потреб­ления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т. е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В по­следнее время этот процесс получил название инновационного.

Индустриальное общество — общество, определяемое уровнем раз­вития промышленности, ее технической базой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилиза­ции — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпри­нять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требу­ется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надеж­ным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработ­ку информации в производственной и социальной сферах. В резуль­тате движущей силой развития общества должно стать производ­ство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информаци­онно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизай­нерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в ин­формационном обществе интеллект и знания — это средство и про­дукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творче­ству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуни­кационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство ра­ботающих заняты производством, хранением, переработкой, прода­жей и обменом информацией.

В конце XX века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозиру­ется превращение всего мирового пространства в единое компьюте­ризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электрон­ными приборами и компьютеризированными устройствами. Дея­тельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обра­ботке информации, а производство энергии и материальных про­дуктов будет возложено на машины.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необхо­димостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение со­временных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называ­ется информатизацией. Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об ин­формации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

Информатизация процесс, при котором создаются условия, удов­летворяющие потребностям любого человека в получении необхо­димой информации.

Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информацион­ного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития ин­дустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество дру­гих факторов.

Информатизация общества является одной из закономер­ных примет совре­менного социального прогресса. Сегодня термин «информати­зация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «ком­пьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы— компьютеров, обеспе­чивающих оперативное получение результатов переработки инфор­мации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использова­ния достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более ши­роким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры — это только базовая техническая составляющая процесса информатиза­ции общества.

Результатом процесса информатизации является создание ин­формационного общества, в котором главную роль играют интел­лект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриаль­ного этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

План для написания конспекта по изученному материалу:

  1. Что такое информация в информатике.

  2. Определение понятия «данные».

  3. Что означает термин «процесс».

  4. Где могут протекать информационные процессы.

  5. Определение информационные процессы.

  6. Определение информационная революция.

  7. Сколько было информационных революций.

  8. Краткая характеристика каждой информационной революции.

  9. Краткая характеристика каждого поколения вычислительной техники.

  10. Краткая характеристика индустриального общества.

  11. Виды промышленных революций.

  12. Виды промышленности.

  13. Определение индустриального общества.

  14. От чего зависит деятельность в информационном обществе.

  15. Что является движущей силой в информационном обществе.

  16. Материально-техническая база информационного общества.

  17. Определение информационного общества.

  18. Что такое «информационный кризис».

  19. Определение «информатизация».


Вопросы для самостоятельной работы по пройденной теме.


  1. Как различаются понятия «информация» и «данные»?

  2. Чем были обусловлены информационные революции?

  3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите это с ин­формационной революцией.

  4. Что определяет развитие индустриального и информационного общества?

  5. Имеется ли связь между промышленными революциями и информа­ционными?

  6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

  7. Сравните (в чем различие и что общего) процессы компьютеризации и информатизации?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск