Скачать 88.51 Kb.
|
Конспект урока по информатике в 11 классе (2 урока) Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура» Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: выделить этапы развития информационного общества; разъяснить учащимся определение информационной революции и рассказать об уже свершившихся информационных революциях; ввести понятия «информационное общество» и «признаки информационного общества»; разъяснить учащимся определения «информационная культура» и «компьютерная грамотность». Задачи: образовательные: изучить этапы развития информационного общества, иметь представление о признаках информационного общества; иметь представление о всех составляющих информационной культуры; развивающие: продолжить формирование информационной культуры учащихся; освоение различных форм коммуникации; повышение уровня компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества. воспитательные: развитие коммуникативных качеств личности. Подготовительная работа:
Оборудование:
Ход урока: Организационный момент. Приветствие учащихся Актуализация знаний. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами тоже причастны к этому процессу. Вот поэтому, практически завершая курс информатики средней школы, мы приступаем к изучению главы 6, которая называется «Информатизация общества». Сегодня мы рассмотрим два вопроса: «Информационное общество» и «Информационная культура». Проверка домашнего задания.
Изучение новой темы.
На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на первый план выходит проблема овладения энергией (ветряные мельницы и водяные колеса, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации. В развитии человеческого общества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие. Информационные революции. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология. Задание
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине 19 века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины 20 века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации, начался переход от индустриального общества к информационному. Сообщение по истории развития ЭВМ
Задание.
В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию - деловую и бытовую.
Самостоятельно по учебнику стр. 233-234 в презентации выписать черты информационной культуры человека.
Рефлексия. Тренировочный тест "Информационные технологии и общество" (ЦОР) - http://school149.avers-telecom.ru/dlrstore/4361e8e5-c94e-47c1-bc2b-313acba51cae/9_11.swf Домашнее задание
Список используемых источников: 1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебник для 9 класса. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 . 2. Поурочные разработки по информатике О.Л. Соколова.: «Вако» 2007 3. Лекции Интернет-Университет Информационных Технологий http://www.INTUIT.ru 4. Материал из универсальной энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.org/ |