Скачать 190.17 Kb.
|
Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет". Кафедра физики, информатики и математики Программа по прохождению педагогической практики студентами направления подготовки 050100 – «Педагогическое образование» Профиль подготовки: Информатика Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, заочная Бузулук 2011 Программа по прохождению педагогической практики студентами очной и заочной форм обучения направления подготовки: 050100 – «Педагогическое образование (профиль «Информатика»)» / сост. Усенко Т. И., Степунина О. А. – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2010. - 18 с. Программа разработана с учетом требований ФГОС, предназначена для преподавателей БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, осуществляющих руководство этой практикой.Составители:______________ Усенко Т. И._____________ Степунина О.А.Программа обсуждена на заседании кафедры физики, информатики, математики«___»_______________2010г., протокол № ___.Заведующий кафедрой ___________________ Степунина О.А. ВВЕДЕНИЕ Педагогическая практика является неотъемлемой частью процесса обучения студентов высших учебных заведений и является этапом развития профессиональных компетенций. Практика осуществляется студентами, владеющими теоретическим материалом по курсу «Методика обучения и воспитания», «Общая педагогика», «Общая психология», «Возрастная психология». Педагогическую практику студенты должны проходить в учреждениях общего среднего и дополнительного образования, в роли стажеров учителей. Цель педагогической практики –
Деятельность педагога является сложной и многоаспектной, отсюда одна из задач педагогической практики – адаптация к условиям профессиональной деятельности, развитие интереса к профессии, формирование педагогического мышления и в конечном итоге выработка индивидуального стиля деятельности. 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В процессе прохождения педагогической практики студенты изучают учебно-воспитательный процесс, знакомятся с системой работы учебного заведения, с основными видами деятельности педагогов, классных руководителей, методистов, всего преподавательского коллектива в целом, приобретают первичные навыки самостоятельной педагогической деятельности, проводят наблюдения и анализ педагогического процесса. Продолжительность педагогической практики составляет 5 недель. 1.1. Цель и задачи практики Цель практики на третьем курсе– сформировать систему основных умений составлять необходимую учебную документацию, планы учебно-воспитательной работы, методические разработки, отдельные задания для учащихся; умения наблюдать, анализировать, вести записи наблюдения, готовить и проводить пробные учебные и воспитательные занятия. Задачи практики:
1.2. Содержание практики В процессе педагогической практики студенты должны изучить:
Кроме того, студенты должны приобрести умения и навыки:
а) теоретической (уроки разных типов, самоподготовка); б) практической (ЛПЗ, производственная практика);
1.3. Обязательный минимум практических заданий студенту-практиканту
1.4. Организация работы студентов во время практики
а) отчет о проделанной работе; б) индивидуальный план; в) конспект 5-6 проведенных учебных и 2-3 внеклассных воспитательных занятий, протокол их обсуждения; г) анализ двух учебных и внеклассных занятий (мероприятий), проведенных лучшими преподавателями или студентами-практикантами; д) психолого-педагогическую характеристику учащегося (см. прил. 4); е) справка о прохождении студентом-практикантом педагогической практики, подписанная классным руководителем и завучем с печатью учебного заведения (см. прил. 5); ж) информацию о материале, собранном для квалификационной работы. 1.5. Примерное содержание отчета о педагогической практике Объем отчета обычно составляет около 10-12 страниц печатного текста. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева – 3 см, справа -1 см, сверху –2,5 см, снизу – 2 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в два интервала. Первый лист отчета — титульный. Он оформляется по образцу. Примерный вариант ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение …………………………...………………………………………. 3 Раздел 1. /Название/……...…………………………..……………………. 4 1.1./Название параграфа/…………………………..……………… 5 1.2./Название параграфа/……………………………………………... 1.2.1. /Название параграфа/…………………………………….… 1.2.2/Название параграфа/…………………………………….….. …………………………… Основные выводы и результаты……………………………………… Заключение ………………………………………………………………... Библиография...…………………………………………………………… Приложения ……………………………………………………………….. Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет". Кафедра физики, информатики и математики О Т Ч Е ТО педагогической практике (место практики)_____________________ Студента группы ______________ФИО__________________________ Руководитель практики________________________________________ (Ф.И.О. ученое звание) Оценка ___________________________________ Дата защиты «28 » апреля 2011 г. Бузулук 2010 Введение 1. Краткую характеристику учебного заведения (тип, расположение, специализация, сроки обучения, количество обучающихся, количество учебных групп). 2. Характеристику материальной базы учебного заведения. 2.1. Перечень кабинетов, лабораторий и мастерских (сколько, какие?). 2.2. Анализ оснащенности кабинетов, лаборатории и мастерских техническими средствами обучения. Подробно описать и привести эскизы, кинематические, принципиальные электрические, функциональные и монтажные схемы технических средств обучения, спроектированных и изготовленных в учебном заведении. При этом следует учесть, что собранный материал может быть положен в основу курсовой работы, а также может получить развитие в дипломном проекте. Кроме того, для наиболее удачных конструктивных находок по техническим средствам обучения (оригинальные схемы, конструкции) целесообразно разработать подробный технический проект, причем, количество исполнителей проекта (который тоже может быть зачтен в дальнейшем как курсовой проект) определяется руководителем практики от вуза в соответствии с объемом работы. 2.3. История и перспективы развития одного из кабинетов (лабораторий) учебного заведения. 3. Характеристику преподавательского коллектива. Численный состав, количество преподавателей с высшим, незаконченным высшим образованием со стажем педагогической деятельности до 5 лет, 10 лет, свыше 10 лет, по специальностям, обучающихся заочно. 4. Характеристика учебной и воспитательной работы. 4.1. Описать, как решаются задачи: а) вооружения учащихся глубокими и прочными знаниями (использование технических средств обучения, наглядных пособий, проблемное обучение, лабораторно-практические занятия исследовательского характера); б) формирования знаний, умений и навыков производственной деятельности (уровень лабораторно-практических занятий имеется ли элемент исследования, расчета, анализа); в) патриотического воспитания; г) нравственного воспитания; д) эстетического воспитания; е) трудового и физического воспитания. 4.2. Показать в таблицах и графиках динамику успеваемости учащихся по годам (курсам) обучения за последние 5 лет. 5. Перечень дел, выполненных практикантами. Их краткая характеристика. 5.1. План учебной работы на период педагогической практики студента
5.2. Материалы наблюдений и анализа учебных занятий преподавателей. 5.3. Материалы наблюдений и анализа учебных занятий студентов. 5.4. План внеурочной работы студента.
5.5. Материалы наблюдений и анализа внеклассной работы. 5.6. Материалы подготовки и проведения воспитательной работы. 5.7. Отчет по индивидуальному заданию. 5.6. Психолого-педагогическая характеристика учащегося. Приложения (дополнительные материалы, характеризующие учебно-воспитательную работу практиканта в училище). Выводы и предложения. Список использованной литературы. 1.6. Примерная форма ведения дневника по педагогической практике Студент-практикант должен ежедневно вести дневник. Титульный лист дневника должен быть оформлен по образцу. Во второй графе следует подробно описать выполненную за день работу. При этом необходимо отразить вид работы на уроке, работу учащихся, деятельность преподавателя, личные впечатления, действия наблюдаемого учащегося, замечания. Министерство образования И НАУКИ Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет". Факультет заочного обучения Кафедра физики, информатики и математики ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Студента курса группы ___ (фамилия, имя, отчество) Место практики _________________________________________________________ ______ Руководитель практики от предприятия ___________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Начало практики ______________ Конец практики __________________ Подпись практиканта _________________ Содержание и объем выполненных работ подтверждаю. Руководитель практики от предприятия __________ / ____________________/ (подпись) (Ф. И. О.) М. П. 1.7. Права и обязанности студентов-практикантов
1.8. Подведение итогов и оценка результатов практики Итоги педагогической практики подводятся на совещании при директоре среднего специального учебного заведения и на кафедре вуза. По результатам педагогической практики студенты сдают в установленном порядке зачет с оценкой. Оценка «отлично» ставится, если студент:
Оценка «хорошо» ставится, если студент:
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:
Каждый практикант индивидуально отчитывается о проделанной работе, а каждый преподаватель и классный руководитель, под руководством которых непосредственно работал студент, даёт оценку его деятельности (см. прил. 6-8). Окончательная оценка выставляется руководителем педпрактики от института после анализа отчетно-методической документации, представленной практикантом. Для большей объективности руководители практики согласовывают свои оценки с преподавателями специальных дисциплин («Методика профессионального обучения», «Общая и профессиональная педагогика», «Общая психология» и т.д.) и выставляют общую оценку. Общая оценка по педпрактике слагается из четырех компонентов:
Заключительным этапом педагогической практики является проведение заседания кафедры, на которой ставится общий доклад с анализом положительных сторон и недостатков педпрактики, причин возникновения и путей устранения недостатков, а также выступления практикантов с научно-практическими сообщениями. К заседанию кафедры готовится выставка лучших работ и отчетная документация, фотоматериалы, наглядные пособия и прочие материалы по каждой учебной группе. АНАЛИЗ ПОСЕЩЕННОГО УРОКА 1. Дата посещения 2. Ф.И.О. преподавателя, проводящего занятие 3. Класс (Курс, группа, специальность) 4. Цель посещения 5. Тема занятия 6. Тип урока – занятия (урок овладения новым материалом, повторения и закрепления, контрольный, комбинированный, урок обобщения м систематизация занятия) 7. Оборудование, использованная литература СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Планирование учебной деятельности (имеется ли план урока, соответствует ли содержание программе, имеются ли отступления от КТП) 2. Цели и задачи занятия (определены ли цели занятия, соответствует ли проведенное занятие поставленным целям) 3. Нормирование учебного времени (регламентирует ли преподаватель этапы занятия в плане, правильно ли распределено время) 4. Учет и контроль знаний (какие приемы опроса, контроля, использованы на занятии, целесообразность их использования, умеют ли студенты анализировать ответы товарищей) 5. Соответствие учебного процесса и методического обеспечения дидактическим принципам (реализация требований принципа направленности, научности, доступности, сознательности, систематичности, последовательности, профессиональная направленность урока, воспитательные и развивающие цели, межпредметные связи)
6. Уровень педагогического мастерства преподавателя (знание своего предмета, владение педагогическими тактом, владение педагогическими технологиями, умение организовать работу студентов)
ХОД ЗАНЯТИЯ
7. Выводы, советы, рекомендации по занятию
ОТЗЫВ о работе студента ФИО _____ курса заочной формы обучения факультета промышленности и транспорта, специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», проходящего педагогическую практику в __________________________________________________________________ по адресу:__________________________________________________________ с «__» ___________ 20____ г. по «__» ___________ 20___ г. __________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество студента (полностью) за время прохождения педагогической практики посетил _______ занятий, выдал ________ занятий. В период работы ________________________________________________ фамилия, имя, отчество студента (полностью) __________________________________________________________________ (краткая характеристика уровня подготовки и отношения к работе) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка за педагогическую практику: ____________ Руководитель образовательного учреждения ______________________ (подпись, печать) «______» _____________ 20___ г. |