Скачать 233.12 Kb.
|
Учитель информатики и ИКТ Миронова Наталия Николаевна Урок информатики в 11-м классе: Тема: "Моделирование экономических задач" Цель урока: закрепить алгоритм моделирования на примере построения компьютерной модели реальной экономической задачи “Штатное расписание больницы ”. Задачи урока: образовательные:
Развивающие:
воспитательные
Тип урока: урок закрепления и обобщения Связь задач данного урока с задачами предшествующих учебных занятий: Учащиеся уже знакомились с основными понятиями и этапами компьютерного моделирования в 9-ом и 10-ом классах. Строили несложные физические, геометрические, алгебраические, биологические модели из соответствующих школьных предметов. В качестве компьютерной среды моделирования выбирались графические редакторы, электронные таблицы, среды программирования. В 11-ом классе углубляются и добавляются новые понятия моделирования, изучаются экономические и оптимизационные модели. Теоретический материал из учебников:
Оборудование урока: компьютерный класс, мультимедийный проектор и экран. Раздаточный материал с заданиями практической работы. Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут. Технология проведения уроков: контекстное обучениеi Выбор этой технологии для учащихся 11 классов обоснован тем, что выпускникам необходимо показать, что содержание школьной информатики тесно связано с социально - практической деятельностью. Для темы “Моделирование” это особенно актуально, т.к. для закрепления и обобщения теоретических понятий здесь можно показать будущим выпускникам реальные практические задачи. Задача, выбранная для данного урока, имеет явно выраженный социальный контекст и является реальной “жизненной” задачей, что сразу вызывает интерес у старшеклассников. Кроме того, на уроке применяются элементы ролевой игры, т.к. учащимся сразу при постановке задачи объявляется, что именно они сегодня являются Зав. больницей и решение о возможном варианте штатного расписания принимают самостоятельно. Технология контекстного обучения активно используется в высшей школе и в профессиональном обучении и необходима будущим выпускникам для подготовки к следующему этапу обучения в ВУЗе. План 1-ого урока
Ход урока
Повторение основных понятий и этапов компьютерного моделирования. (плакат или слайд с этапами моделирования). Этапы моделирования:
Каждому учащемуся необходимо раздать материал с практической работой. Задача представляет собой составление Штатного расписания больницы, при наличии строгих ограничений на фонд заработной платы, на количество сотрудников на каждой должности и соотношений между заработными платами сотрудников. Переход от информационной к математической модели очень подробно изложен в материале практической работы. Эта часть урока носит характер совместной (фронтальной) работы учителя с классом и работы учащихся в тетрадях. Компьютерную модель предлагается построить в MS Excel , т.к. в ней легко произвести расчет по формулам математической модели, а также наблюдать за изменением выходных данных в зависимости от входных данных. Перед объяснением построения компьютерной модели в зависимости от уровня класса и полноты прохождения программы в 9-10 классах может потребоваться краткое повторение основных приемов ввода, копирования формул, использования относительной и абсолютной адресации с демонстрацией работы MS Excel на проекторе. Процесс построения шаблона модели пошагово описан в практической работе. Работу компьютерной модели необходимо продемонстрировать на проекторе, особо обратив внимание на пункт 6 практического задания. Далее по плану урока выполнение практической работы учащимися на компьютере. (пункты 1-7 практического задания) Практическая работа (к уроку 1) Экономическая модель “Штатное расписание больницы”
Заведующий больницей должен составить штатное расписание, т.е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Информационная модель Исходными данными являются: Общий месячный фонд зарплаты, который составляет 10 000$. Для нормальной работы больницы нужно: 5 - 7 санитарок; 8 - 10 медсестер; 10 - 12 врачей; 1 зав. аптекой; 3 зав. отделениями; 1 главврач; 1 завхоз; 1 зав. больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение сократить число санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них. Допустим, решено, что: медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки, т.е. A=1,5, B=0; врач в 3 раза больше санитарки, т.е. А=3 B=0 зав. отделением на 30$ больше, чем врач, т.е. A=3 B=30 зав. аптекой в 2 раза больше санитарки, т.е. A=2 B=0 завхоз на 40$ больше медсестры, т.е. A=1,5 B=40 главврач в 4 раза больше санитарки, т.е. A=4 B=0 зав. больницей на 20$ больше главврача, т.е. A=4 B=20
Заведующий принимает для себя следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются через него: во столько-то раз или на столько-то больше. Математическая модель Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: А С + В где C - оклад санитарки; A - коэффициент, который определяет во сколько раз оклад какой-либо должности больше оклада санитарки; B - коэффициент, который определяет, на сколько оклад какой-либо должности больше оклада санитарки. Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение: N1 ( A1 C + B1 ) + N2 ( A2 C + B2 ) + ... + N8 ( A8 C + B8 ) = 10000 где N1 - количество санитарок, N2 - количество медсестер, и т.д.; A1...A8 и B1...B8 - коэффициенты для каждой должности. В этом уравнении нам известныA1...A8 и B1...B8, но не известны C и N1...N8. Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удается, да и единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки, либо отказаться от услуг какого-либо работника, и т.д. Проделать такую работу вручную трудно. Но нам поможет компьютерная модель, разработанная в электронных таблицах MS Excel 2007 или MS Excel 2010. Компьютерная модель
В постановке задачи было объяснено, что заработная плата вычисляется по формуле А*С+В. В нашей таблице коэффициенты А и В находятся в столбцах А и В, а С - зарплата санитарки указана в ячейке Н2. Обратите внимание, что формулы вычисления зарплаты сотрудников должны содержать абсолютный адрес ячейки Н2.
В столбце Е указано количество сотрудников каждой должности. Данные в ячейках E2:E4могут изменяться в пределах штатного расписания, а количество сотрудников на других должностях неизменно (см. постановку задачи).
Проверка работы (с экрана), выставление оценок (одна оценка). Выдача д./З. План 2-ого урока
Ход урока
Проверка домашнего задания. Обсуждение возможных причин неадекватности модели (несоответствие цели, ошибки на этапах разработки математической и компьютерной модели). Оценка адекватности построенной на 1-ом уроке компьютерной модели.
В теоретической части урока вводится понятие универсальности на примере построенной модели. Необходимо показать, что при других наборах исходных данных (фонда заработной платы, количестве сотрудников на каждой должности и соотношений между заработными платами сотрудников) модель будет работать. На уроке 1 компьютерная модель была построена и проверена для одного варианта методом подбора вручную. Однако в Excel есть функция Подбор параметра - удобное средство для анализа “Что - если”. При этом автоматически подбирается такое значение для ячейки с изменяемым параметром, чтобы число в целевой ячейке стало равно заданному. Перед проведением компьютерного эксперимента для разных вариантов исходных данных учителю необходимо объяснить и показать на проекторе работу этого средства» Подбор параметра” для анализа данных. Каждому учащемуся необходимо раздать материал с практической работой. Далее по плану урока выполнение практической работы на компьютере. Проведение компьютерного эксперимента по созданной компьютерной модели.8-11. Анализ результатов проведенных экспериментов.12-18 Практическая работа (к уроку 2) Экономическая модель “Штатное расписание больницы”
Функция Подбор параметра удобное средство Excel для анализа “Что - если”. При этом подбирается такое значения для ячейки с изменяемым параметром, чтобы число в целевой ячейке стало равно заданному.
Для каждого из 4-х вариантов:
Примечание: чтобы отобразить скрытый столбец (например, столбец Н) следует выделить соседние с ним столбцы (столбцы G и I) и выполнить команду меню Формат, Столбец, Отобразить или пункт Отобразить контекстно-зависимого меню.
Проводится проверка распечатанных работ (листы Варианты и Отчет). Распечатанные и оформленные работы мотивируют обучающихся к самоанализу и самооценке. Выставление оценок (2 оценки). Распечатанные работы вкладываются в тетрадь. Выдача домашнего задания. iКонтекстное образование – обучение и воспитание, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание жизнедеятельности, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности в социально-практическую деятельность. Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование, им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации, как целому, так и ее компонентам. Моделирование контекста в образовательном процессе (в соответствии с теорией контекстного обучения А.А. Вербицкого) придает личностный смыслвсему образовательному процессу, включающему обучение, учение, воспитание и развитие; порождает интерес к решению проблемных ситуаций, смоделированных на основании представлений о реальной жизнедеятельности. Приемы и формы организации образовательного процесса - в соответствии с необходимостью выстраивания поведения в определённой ситуации - деятельностный подход. Методы и методики организации образовательного процесса на основании имеющихся в активном использовании знаний, умений и навыков учащихся - компетентностный подход. http://mioo.edu.ru/kaf-oot/2011-11-07-06-36-19/educational-technology/751-tehnologiya-socialno-kontekstnogo-obrazovaniya Литература.
|