Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 60 г. Краснодара
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2013 года
Председатель педсовета
_____________ Толок Н.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II вида
По информатике и ИКТ
(указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование, 10-11 классы
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов 136 Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Ковалев Сергей Сергеевич Программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер по «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2010 год.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Информатика и ИКТ» изучается в 10-11 классах на базовом уровне. Курс ориентирован на учебный план объемом 136 учебных часов, согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Данная программа 2 вида составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой по По информатике и ИКТ и ИКТ для 10-11 классов, сборник программ общеобразовательных учреждений. «Информатика и ИКТ. 2-11 классы» Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2010 год.
Причиной составления рабочей программы второго вида является несовпадение количества часов в учебном плане школы с количеством часов в авторской программе на 66 часов в год. В авторской программе для изучения информатики и ИКТ на базовом уровне отводится 70 часов из расчета 1 час в неделю, в учебном плане школы -136 часов, из расчета 2 часа в неделю. В рабочей программе в сравнении с авторской произошло существенное увеличение количество часов на разделы: «Информация. Предстовление информации» на 3 часа, «Измерение информации» на 1 час, «Обработака информации» на 1 час, «Информационные модели и структура данных» на 14 часов, «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» на 2 часа, «Дискретные модели данных в компьютере» на 7 часов в 10 классе. Также в 10 классе добавлена тема «Создание презентаций» - 4 часа. В 11 классе увеличены разделы: «Интернет как информационная система» увеличена на 9 часов, «Web - сайт» - на 5 часов, «Базы данных и СУБД» на 2 часа, «Запросы к базе данных» на 1 час, «Социальная информатика» на 1 час. Добавлены темы: «Объектно – ориентированное программирование»- 11 часов, «Основы логики»- 4 часа. Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая программа по классам
| 10 кл.
| 11 кл.
| 10 кл.
| 11 кл.
|
| Введение. Структура информатики
| 1
|
| 1
|
|
| Информация. Представление информации
| 3
|
| 7
|
|
| Измерение информации
| 3
|
| 4
|
|
| Введение в теорию систем
| 2
|
| 2
|
|
| Процессы хранения и передачи информации
| 3
|
| 3
|
|
| Обработка информации
| 3
|
| 4
|
|
| Поиск данных
| 1
|
| 1
|
|
| Защита информации
| 2
|
| 2
|
|
| Информационные модели и структура данных
| 4
|
| 18
|
|
| Алгоритм - модель деятельности
| 2
|
| 2
|
|
| Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
| 4
|
| 6
|
|
| Дискретные модели данных в компьютере
| 5
|
| 12
|
|
| Многопроцессорные системы и сети
| 2
|
| 2
|
|
| Создание презентаций
|
|
| 4
|
|
| Информационные системы
|
| 1
|
| 1
|
| Гипертекст
|
| 2
|
| 2
|
| Интернет как информационная система
|
| 6
|
| 15
|
| Web – сайт
|
| 3
|
| 8
|
| Геоинформационные системы
|
| 2
|
| 2
|
| Базы данных и СУБД
|
| 5
|
| 7
|
| Запросы к базе данных
|
| 5
|
| 6
|
| Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
|
| 4
|
| 4
|
| Корреляционное моделирование
|
| 2
|
| 2
|
| Оптимальное планирование
|
| 2
|
| 2
|
| Социальная информатика.
|
| 3
|
| 4
|
| Объектно-ориентированное программирование
|
|
|
| 11
|
| Основы логики
|
|
|
| 4
|
| итого
| 35
| 35
| 68
| 68
|
2. Содержание обучения
10 класс
Тема 1. Введение. Структура информатики
Учащиеся должны знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах, из каких частей состоит предметная область информатики.
Тема 2. Информация. Представление информации
учащиеся должны знать:
три философские концепции информации;
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; что такое язык представления информации; какие бывают языки;
понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
примеры технических систем кодирования информации:
азбуку Морзе, телеграфный код Бодо;
понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информация
Учащиеся должны знать:
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
определение бита с позиции содержательного подхода;
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерении информации;
определение бита с позиции алфавитной подхода;
связь между размером алфавита и информационным символа (при допущении равной вероятности появлении символов);
связь между единицами измерения информации: бит, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной I тексте, с позиций алфавитного подхода (при допущен равной вероятности появления символов);
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (при допущении равной вероятности появления символов)
выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, ci темный эффект, подсистема;
основные свойства систем: целесообразность, целостность»!
что такое системный подход в науке и практике;
чем отличаются естественные и искусственные системы;
какие типы связей действуют в системах;
роль информационных процессов в системах;
состав и структуру систем управления.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науки и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
историю развития носителей информации;
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность; понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
основные типы задач обработки информации;
понятие исполнителя обработки информации;
понятие алгоритма обработки информации;
что такое алгоритмические машины в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
• составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
что такое набор данных, ключ поиска и критерий поиска;
что такое структура данных; какие бывают структуры;
алгоритм последовательного поиска;
алгоритм поиска половинным делением;
что такое блочный поиск;
как осуществляется поиск в иерархической структуре данных.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера.
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты;
виды угроз для числовой информации;
физические способы защиты информации;
программные средства защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
Учащиеся должны уметь:
применять меры защиты личной информации на ПК;
применять простейшие криптографические шифры (в уч. ном режиме).
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
что такое граф, дерево, сеть;
структуру таблицы; основные типы табличных моделей; '
что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в граф-моделях;
строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
Тема 10. Алгоритм — модель деятельности
Учащиеся должны знать:
понятие алгоритмической модели;
способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
что такое трассировка алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы.
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины;
в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК;
что такое системная плата, порты ввода/вывода;
назначение дополнительных устройств: сканера, средств мультимедиа, сетевого оборудования и др.;
что такое программное обеспечение (ПО) ПК;
структуру ПО ПК;
прикладные программы и их назначение;
системное ПО; функции операционной системы; что такое системы программирования.
Учащиеся должны уметь:
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
производить основные настройки БИОС;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
основные принципы представления данных в памяти компьютера;
представление целых чисел;
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
принципы представления вещественных чисел; представление текста;
представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное (цифровое) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
получать внутреннее представление целых чисел в памяти
компьютера;
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой
глубины цвета.
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
идею распараллеливания вычислений;
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации;
назначение и топологии локальных сетей;
технические средства локальных сетей (каналы связи, веры, рабочие станции);
основные функции сетевой операционной системы;
историю возникновения и развития глобальных сетей;
что такое Интернет;
систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная с»
тема имен);
способы организации связи в Интернете;
принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
Тема 14. Создание презентаций
Учащиеся должны знать:
технологию создания презентаций;
программное обеспечение для создания презентаций;
Учащиеся должны уметь:
11Класс
Тема 1. Информационные системы
учащиеся должны знать:
назначение информационных систем;
состав информационных систем;
разновидности информационных систем.
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
что такое гипертекст, гиперссылка;
средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Учащиеся должны уметь:
автоматически создавать оглавление документа;
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных служб Интернета;
назначение информационных служб Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер,Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
что такое поисковый каталог: организация, назначение;
что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт
Учащиеся должны знать:
• какие существуют средства для создания Web-страниц;
в чем состоит проектирование Web-сайта; что значит опубликовать Web-сайт
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word
создать несложный Web-сайт на языке HTML (углубленный уровень).
Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
что такое ГИС;
области приложения ГИС;
как устроена ГИС;
приемы навигации в ГИС.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Учащиеся должны уметь:
• создавать многотабличную БД средствами конкретной С (например, Microsoft Access).
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
основные логические операции, используемые в запросах
правила представления условия выборки на языке заросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
создавать отчеты (углубленный уровень).
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
что такое математическая модель;
формы представления зависимостей между величинами; для решения, каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
что такое корреляционная зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для хождения оптимального плана;
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
• решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поискрешения в Microsoft Excel).
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут проходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
.
Тема 12. Объектно-ориентированное программирование
Учащиеся должны знать:
основы объектно-ориентированного программирования;
среду программирования Delphi
понятие переменной, оператора;
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать программы в Delphi;
Тема 13. Основы логики
Учащиеся должны знать:
понятие логики;
таблицы истинности;
Учащиеся должны уметь:
решать логические задачи с помощью таблиц истинности;
3. Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать/понимать:
основные понятия информатики;
измерение информации;
основные понятия системологии;
классификацию информационных процессов;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных словарей, систем оптического распознавания текста, средств создания презентаций);
назначение локальных и глобальных компьютерных сетей;
правила работы в локальных сетях и сети Интернет;
уметь:
решать задачи на измерение информации, обработки информации;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические
4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Семакин И.Г., Ханнер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по По информатике и ИКТ и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Информатика. Задачник – практикум в 2т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. –М: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Смыковская Т.К. Рабочие программы по По информатике и ИКТ и ИКТ: 5-11 классы. Издательство «Глобус», год издания: 2008.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей точных наук
от 29.08.2013 № 1
____________ Чернобровченко Е.Н.
| СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Тархова Е.Ю.
«29» августа 2013 года
|
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 60
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2013 года
Председатель педсовета
_____________ Толок Н.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА I вида
По информатике и ИКТ
(указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование, 8-9 классы
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов 102 Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Ковалев Сергей Сергеевич Программа разработана на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой по «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2010 год.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Данная программа 1 вида составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой по По информатике и ИКТ и ИКТ для 8-9 классов, сборник программ общеобразовательных учреждений. «Информатика и ИКТ. 2-11 классы» Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2010 год. Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая программа по классам
| 8 кл.
| 9 кл.
|
| Введение.
| 1
| 1
|
|
| Человек и информация.
| 4
| 4
|
|
| Первое знакомство с компьютером
| 7
| 7
|
|
| Текстовая информация и компьютер
| 10
| 10
|
|
| Графическая информация и компьютер
| 6
| 6
|
|
| Технология мультимедиа
| 6
| 6
|
|
| Передача информации в компьютерных сетях
| 13
|
| 13
|
| Информационное моделирование
| 5
|
| 5
|
| Хранение и обработка информации в базах данных
| 12
|
| 12
|
| Табличные вычисления на компьютере
| 10
|
| 10
|
| Управление и алгоритмы
| 12
|
| 12
|
| Программное управление работой компьютера
| 12
|
| 12
|
| Информационные технологии и общество
| 4
|
| 4
|
| Итого
| 102
| 34
| 68
|
2. Содержание обучения, перечень контрольных работ, требования к подготовке учащихся по По информатике и ИКТ в полном объеме совпадают с программой по По информатике и ИКТ.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса . И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. – 176 с: ил.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы . И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 390 с.: ил
Семакин И.Г., Вараксин С. Г. Структурированный конспект базового курса. – М.Ж БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподование базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Примерная программа основного общего образования по По информатике и ИКТ и информационным технологиям // Информатика / Приложение к газете «Первое сентября». 2004. №32. С. 19-26
Смыковская Т.К. Рабочие программы по По информатике и ИКТ и ИКТ: 5-11 клссы. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2010 год.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей точных наук
от 29.08.2013 № 1
____________ Чернобровченко Е.Н.
| СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Тархова Е.Ю.
«29» августа 2013 года
|
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________ Тархова Е.Ю.
«29» августа 2013 года
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 60
(полное наименование образовательного учреждения) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ по информатике и ИКТ
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 11
Учитель Ковалев Сергей Сергеевич Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа;
|