Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики
Кафедра информатизации образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиля
Логопедия Квалификация (степень) выпускника
специалист Форма обучения
Очная, очно-заочная
Москва 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Разработчики:
Кафедра информатизации образования ИМИ ГБОУ ВПО МГПУ
Доцент А.И. Азевич
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Программа одобрена на заседании кафедры
____________________________________________
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.
Зав. кафедрой: профессор Гриншкун В.В.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра информатизации образования, 2013
Цели и задачи освоения дисциплины:
Основная цель дисциплины заключается в сформировании у студентов в систематизированной форме навыков эффективного использования аудиовизуальных технологий в специальном образовании, подготовке студентов к разработке компьютерных средств обучения.
Овладение фундаментальными положениями теории и практики применения аудиовизуальных технологий обучения в профессиональной педагогической деятельности в условиях современного образовательного пространства.
Структура и содержание курса «Аудиовизуальные технологии обучения» предусматривают решение следующих задач:
Сформировать систему понятий об информационных моделях процесса обучения и роли ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Научить применению в практической деятельности основных положений, связанных с использованием технических и аудиовизуальных средств обучения.
Обосновывать принципы, закономерности и методы использования технических и аудиовизуальных средств обучения в профессиональной педагогической и исследовательской деятельности.
Сформировать практические навыки применения новых информационных технологий в учебном процессе по своему предмету.
Научить создавать учебно-практические модули с помощью информационных технологий.
Выработать самостоятельный подход к отбору программно-методического обеспечения современного процесса обучения.
Научить разрабатывать методические и дидактические материалы для использования на учебных и коррекционных занятиях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения» относится к вариативной части профессионального цикла математических и естественнонаучных дисциплин.
Курс базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в процессе изучения дисциплин в области математики и информатики, общей и специальной педагогики. Освоение дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической практики. (указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК- 4: владеет основными характеристики естественнонаучной картины мира, основными способами хранения, передачи и обработки информации;
ОП- 1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности в условиях современной информационной образовательной среды;
ОП- 3: владеет основами речевой профессиональной культуры;
ПК- 9: способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
терминологию и основные понятия, используемые в теории и практике новых информационных технологий. Принципы использования аудиовизуальных технологий в специальном образовании. Способы представления информации в ходе разработки учебно-методических модулей. Методология новых интерактивных обучающих средств.
Положительные и отрицательные стороны применения ИКТ в специальном образовании. Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем и специальном образовании. Уметь: Научиться применять естественнонаучные знания, методы математической обработки информации в учебной и профессиональной деятельности Владеть:
информационными и телекоммуникационными технологиями в профессиональной деятельности
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачетных единиц
| Семестры
| Аудиторные занятия (всего)
| 42
| 42
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 24
| 24
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 30
| 30
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Указываются виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Подготовка к контрольной работе
| 3
| 3
|
|
|
| Собеседование по теоретической части курса
| 9
| 9
|
|
|
| Подготовка к защите лабораторной работы
| 12
| 12
|
|
|
| Промежуточное тестирование
| 6
| 6
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 72
| 72
|
|
|
| 2
| 1
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Семинары
| СРС
| Всего
|
| Лекция 1. Информация и информационные процессы
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лекция 2. Информационные модели
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лекция 3. Цели и принципы информационных технологий
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лекция 4. Программные средства информационных технологий обучения
| 2
|
|
|
| 1
|
|
| Лекция 5. Проектирование электронных учебных курсов
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лекция 6. Интеграция информационных и коммуникационных технологий обучения в
учебно-воспитательный процесс
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Рис.5 Лекция 7. Информационные технологии в практической деятельности учителя
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лекция 8. Дистанционное образование и облачные технологии
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лекция 9. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с
детьми, имеющими различные виды психофизиологических нарушений
| 2
|
|
|
| 1
| 3
|
| Лабораторная работа №1 Создание мультимедийной презентации с элементами динамической анимации в программе MS Power Point
|
|
| 4
|
| 4
| 8
|
| Лабораторная работа №2. Создание четырехстраничного предметного бюллетеня в программе MS Publisher
|
|
| 4
|
| 4
| 8
|
| Лабораторная работа №3. Учебно-методическое пособие (упорядоченная база данных, кроссворд, тест) в программе MS Excel
|
|
| 6
|
| 4
| 10
|
| Лабораторная работа № 4. Использование онлайн-сервисов в учебно-воспитательном процессе
|
|
| 4
|
| 4
| 8
|
| Лабораторная работ № 5. Подготовка блога, веб-страницы «ИКТ в специальной педагогике»
|
|
| 6
|
| 5
| 11
|
|
| 18
|
| 24
|
| 30
| 72
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
| Содержание раздела
|
| Лекция 1. Информация и информационные процессы
|
Понятие информации. Поиск информации. Методы поиска информации. Обработка информации. Хранение информации. Информационная система. Передача информации. Канал связи. Кодирующие и декодирующие устройства. Носители информации. Виды и свойства информации. Классификация информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению. Свойства информации. Измерение информации. Измерение информации в быту, в технике, в теории. Информатизация общества. Информационно-коммуникационная среда школы. Информационные ресурсы и структура информационно-коммуникационной среды школы. Информационно-коммуникационные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
|
| Лекция 2.
Информационные модели
| Информационные модели. Образные модели. Знаковые модели. Формализация. Визуализация формальных моделей. Систематизация. Признаки классификации моделей. Классификация по области использования. Классификация с учетом фактора времени и области использования. Классификации по способу представления. Материальные и информационные модели. Знаковые и вербальные информационные модели. Компьютерные и некомпьютерные модели. Моделирование образовательного процесса. Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств. Информационные технологии. Система образования и новые информационные технологии. Образовательный софт и его применение в учебном процессе.
|
| Лекция 3. Цели и принципы информационных технологий
| Информационная технология. Цели и принципы информационных технологий. Виды информационных технологий. Новые информационные технологии. Основные направления применения новых информационных технологий. Программные средства учебного назначения. Речевые технологии. Анимированные гифы. Работа в программе GIF Construction Set. Учебные возможности Flash-анимации.
|
| Лекция 4. Программные средства информационных технологий обучения
| Информационные технологии обучения. Компьютерная технология обучения. Классификация программных средств обучения. Программированное обучение и его особенности. Технология мультимедиа и виртуальной реальности. Гипертекст. Гипермедиа. Системы поиска информации. Моделирующие программы. Микромиры. Инструментальные программные средства познавательного характера. Электронные средства для обеспечения коммуникаций. Возможности новых информационно-коммуникационных технологий по развитию творческого мышления. Информационно-образовательная среда. Психологические аспекты информатизации образовательной системы. Система программных продуктов преподавателя коррекционной школы.
|
| Лекция 5. Проектирование электронных учебных курсов
| Модель электронного учебного курса. Требования к ЭУК. Содержание и структура ЭУК. Этапы проектирования ЭУК. Возможности гипертекстовой технологии по созданию ЭУК.
Гипертекст и дидактические особенности ЭУК. Навигация в гипертекстовых системах. Образовательный сайт как информационно-методическая среда. Хостинги и домены. Обзор бесплатных хостингов. Онлайн редактор веб-страниц ucoz. Работа в системе ucoz. Выбор модулей. Глобальные блоки. Верхняя часть сайта. Стили CSS. Вставка изображения, текста, видео. Вертикальное и горизонтальное меню. Скрипты, исходники, шаблоны. Оптимизация сайта.
|
| Лекция 6. Интеграция информационных и коммуникационных технологий обучения в
учебно-воспитательный процесс
| Интеграция информационных технологий и школьных курсов. Интенсификация и актуализация учебно-воспитательного процесса. Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс. Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО. Особенности оценивания качества обучения средствами ИКТ. Автоматизированное тестирование. Программные средства для проведения тестирования. Информационные технологии как инструмент управления. Использование компьютерных программ и мультимедийных материалов на уроках. Развивающие компьютерные игры. Видеоуроки. Web-технологии в образовании. Системы дистанционного обучения в Интернете. Преимущества дистанционного обучения. Информатика и образование. Flash-технологии в образовании. Педагогическая информатика.
|
| Лекция 7. Информационные технологии в практической деятельности учителя
| Исследование вопросов готовности учителей к использованию новых информационно-коммуникационных технологий. Применение компьютера в педагогических исследованиях. ИКТ-компетенция и ИКТ-компетентность ученика и учителя. ИКТ и проектная деятельность школьников. Использование анимации в образовательном процессе. Педагогические аспекты обучающих компьютерных игр. Программно-технический комплекс «Электронная учительская». Функции комплекса. Мобильный класс. Школьный электронный журнал. Программно-технические комплексы. Интерактивная доска как интерактивное средство обучения. Цифровая школа. Организация рабочего места учителя. Мультимедиа – средство обучения нового поколения. Функции мультимедиа в образовании. Дидактические преимущества мультимедиа. Направления внедрения мультимедиа в учебный процесс.
|
| Лекция 8. Дистанционное образование и облачные технологии
| Дистанционное образование. Виртуальные обучающие среды. Виды виртуальных обучающих сред. Этапы формирования дистанционного учебного курса. Типы дистанционных образовательных программ. Модели дистанционного образования. Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций. Достоинства и недостатки дистанционного образования. Дистанционное обучение в дошкольной педагогике. Облачные технологии (вычисления). Коммунальные IT-услуги. Облачные веб-сервисы. Словари и переводчики. Работа со звуком и видео. Системы оптического распознания текста. Работа с графикой. Хранение и архивирование файлов. Виртуальные операционные системы. Платформа в качестве сервера. Облачные технологии в школьном образовании. Преимущества онлайн сервисов. Работа с документами Google. Работа с приложениями OfficewebApps. Электронные таблицы и онлайновые презентации. Презентация с помощью сервиса Sliderocket.
|
| Лекция 9. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с
детьми, имеющими различные виды психофизиологических нарушений
| Задачи использования ИКТ в специальном образовании. Применение новых информационных технологий в обучении с детьми с нарушением опорно-двигательной системы. Компьютер как корректирующее и развивающее средство для работы с детьми с различными формами речевых нарушений. Использование компьютера в работе с незрячими и слабовидящими детьми. Использование ИТК для контроля произношения у глухих и слабослышащих детей. Использование компьютера в работе с детьми с диагнозом РДА. Перспективы развития информационных технологий специальной педагогики.
|
| Лабораторная работа №1.Создание мультимедийной презентации с элементами динамической анимации в программе MS Power Point
| Задание. Разработать урок или внеклассное мероприятие: учебное занятие, викторину, виртуальную экскурсию, тематический вечер, тестирование и т.д.
|
| Лабораторная работа №2. . Создание четырехстраничного предметного бюллетеня в программе MS Publisher
| Задание. Используя программу MS Publisher, подготовить четырехстраничный бюллетень наметодическую тему.
|
| Лабораторная работа №3. Учебно-методическое пособие (упорядоченная база данных, кроссворд, тест) в программе MS Excel
| Задание. Подготовить электронную рабочую книгу учебных данных, накопленных в ходе учебно-воспитательного или коррекционного процесса; разработать учебный кроссворд на учебную тему или подготовить учебный тест, учитывающий специфику профессии.
|
| Лабораторная работа № 4. Использование онлайн-сервисов в учебно-воспитательном процессе
| Задание. Выбрать из списка один из онлайн-сервисов и подготовьте по схеме развернутую презентацию в программе MS Power Point.
|
| Лабораторная работ № 5. Подготовка блога, веб-страницы «ИКТ в специальной педагогике»
| Задание. Подготовить веб-страницу, в которой необходимо освятить один из методических аспектов использования ИКТ в специальной педагогике.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
ОК 8 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
ОК 9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОПК 6 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания
ПК 4 способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
ПК- 8: умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Наименование дисциплинарного модуля
| Количество часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Лекция 1. Информация и информационные процессы
|
| ОК8
| ПК8
|
|
|
|
|
| ОК8
Пк8
| Лекция 2.
Информационные модели
|
| ОК8
| ПК4
|
|
|
|
|
| ОК8
ПК4
| Лекция 3. Цели и принципы информационных технологий
|
| Ок9
| ПК4
|
|
|
|
|
| ОК9
ПК4
| Лекция 4. Программные средства информационных технологий обучения
|
| Ок8
| Опк6
|
|
|
|
|
| Ок8
Опк6
| Лекция 5. Проектирование электронных учебных курсов
|
| Ок8
| ОПК6
| Пк4
|
|
|
|
| ОК8
ОПК6
ПК4
| Лекция 6. Интеграция информационных и коммуникационных технологий обучения в
учебно-воспитательный процесс
|
| Ок9
| ОПК6
| ПК8
|
|
|
|
| Ок9
Опк6
ПК8
| Лекция 7. Информационные технологии в практической деятельности учителя
|
| ОК8
| ОПК6
| ОК9
|
|
|
|
| ОК8
ОК9
ОПК6
| Лекция 8. Дистанционное образование и облачные технологии
|
| ОК9
| ПК4
| ПК8
|
|
|
|
| ОК9
ПК4
ПК8
| Лекция 9. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с
детьми, имеющими различные виды психофизиологических нарушений
|
| ПК4
| ПК8
|
|
|
|
|
| ПК4
ПК8
| Лабораторная работа №1. Создание мультимедийной презентации с элементами динамической анимации в программе MS Power Point
|
| ОК8
| ОПК6
|
|
|
|
|
| ОК8
ОПК6
| Лабораторная работа №2. Создание четырехстраничного предметного бюллетеня в программе MS Publisher
|
| ОК8
| ПК8
|
|
|
|
|
| ОК8
ПК8
| Лабораторная работа №3. Учебно-методическое пособие (упорядоченная база данных, кроссворд, тест) в программе MS Excel
|
| ОК8
| ОПК6
| ПК4
|
|
|
|
| ОК8
ОПК6
ПК4
| Лабораторная работа № 4. Использование онлайн-сервисов в учебно-воспитательном процессе
|
| ОК8
| ОК9
| ПК4
| ПК8
|
|
|
| ОК8
ОК9
ПК4
ПК8
| Лабораторная работ № 5. Подготовка блога, веб-страницы «ИКТ в специальной педагогике»
|
| ОК8
| ОК9
| ПК4
| ПК8
|
|
|
| ОК8
ОК9
ПК4
ПК8
| |