Скачать 279.49 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ базового уровня. Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 11 классе общим объемом 35 часов. Информатика в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне предполагает поддержку профильных учебных предметов и направлено на достижение следующих целей:
Базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. Поэтому, при изучении информатики важная роль отводится методологии решения задач из различных общеобразовательных областей. Основными моментами этой методологии является представление данных в виде информационных систем и построение моделей для дальнейшего использования типовых программных средств. Для овладения этой методологии в программу включены темы «Информация и информационные процессы», «Информационные модели». Часть часов по теме «Информация и информационные процессы» было изучено в 10 классе. Поскольку тема является сложной для понимания, то было принято целесообразным в 11 классе повторить и обобщить данную тему, дать знания на качественно новой основе, используя метод изучения материала «по спирали». Для закрепления материала было выделено дополнительно 6 часов. с закреплением пройденного материала. Тема «Информационные модели» является одной из центральных данного курса информатики. Эта тема отличается значительной широтой, максимальным использованием информатики, с одной стороны, и биологии, экономики, химии и других наук, с другой стороны. Эти связи базируются на хорошо апробированной методологии математического моделирования. Метод математического моделирования является одним из фундаментальных методов познания. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, учащиеся должны овладеть основами компьютерного моделирования, уметь применять полученные знания в своей деятельности. Изучение темы «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» является продолжением изучения, поскольку эти темы были представлены в 8,9, 10 классах и эти знания постоянно используются учащимися на практике. Поэтому тема дана в сжатой форме и представлена только практическими уроками. Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 12 компьютерами, имеющих доступ в Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов, УМК под редакцией Семакина И.Г. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы. Тематическое планирование 11 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов) Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: Знать основные методы информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике Учащиеся должны уметь: строить личное информационное пространство, применять меры защиты своей информации на ПК. Тема 2.Информационные модели (12 ч.) Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям. Формы представления моделей: таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация задач. Виды компьютерного моделирования: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Алгоритм как модель деятельности. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем. Модель процесса управления. Управление как подготовка , принятие решения и выработка управляющего воздействия. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: Определение модели. Этапы информационного моделирования на компьютере. Понятия граф, дерево, сеть. Структура таблицы, основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных. Учащиеся должны уметь: Ориентироваться в граф-моделях, строить граф-модели и табличные модели по вербальному описанию системы. Тема 3. Компьютерные технологии представления информации (7 ч.) Универсальность дискретного представления информации. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой, графической и звуковой информации. Учащиеся должны знать: Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Компьютерное представление текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод из одной системы в другую. Учащиеся должны уметь: Решать задачи и выполнять задания на кодирование числовой, текстовой, графической информации. Тема 4. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5ч.) Текст как информационный объект. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Графические информационные объекты. Учащиеся должны знать: Основные приемы преобразования текста. Гипертекстовое представление информации. Назначения и принципы работы электронных таблиц. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов. Учащиеся должны уметь: Работать с тестовыми документами различного вида. Решать расчетные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц. Работать с растровым, векторным изображением. Тема 7. Основы социальной информатики (2 часа) Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: Основные черты информационного общества. Рынок информационных ресурсов. Основные законодательные акты в информационной сфере. Учащиеся должны уметь: Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения данного предмета в 11 классе учащийся должен: знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» 11 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов
|