Скачать 294.31 Kb.
|
12 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ базового уровня. Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 10 классе общим объемом 35 часов. Информатика в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне предполагает поддержку профильных учебных предметов и направлено на достижение следующих целей:
Базовый уровень старшей школы ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. Поэтому, при изучении информатики важная роль отводится методологии решения задач из различных общеобразовательных областей. Основными моментами этой методологии является представление данных в виде информационных систем и построение моделей для дальнейшего использования типовых программных средств. Для овладения этой методологии в программу включены темы «Информация и информационные процессы», «Информационные модели», «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов СУБД». Такой подход к информатике позволяет повысить интерес учащихся к математическим и естественно-научным знаниям. При изучение этих тем формируется целый ряд интеллектуальных умений:
Методы и средства информатики используются в настоящее время уже практически во всех областях человеческой деятельности, поэтому изучение информатики связано с решением задач подготовки школьников к труду, продолжению образования и профессионального самоопределения. Обучение информатики в общеобразовательной школе рекомендуется организовать «по спирали», поэтому часть часов по каждой теме перенесено на 11 класс для изучения этих тем на качественно новой основе с включением новых понятий и решением более сложных задач. Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 12 компьютерами, имеющих доступ в Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов, УМК под редакцией Семакина И.Г. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы. Тематическое планирование 10 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов) Понятие информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Понятие системы. Классификация информационных процессов. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: понятие информации, понятия «кодирование» и «декодирование» информации, сущность алфавитного подхода и измерению информации, связь между размером алфавита и информационным весом символа, связь между единицами измерения информации, сущность содержательного подхода к измерению информации, как происходят информационные процессы в естественных и искусственных системах, процесс хранения и передачи информации, основные типы задач обработки информации, способы защиты информации. Учащиеся должны уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, решать простые задачи на измерении информации, заключенной в сообщении, использую содержательный подход, выполнять пересчет количества информации в разные единицы, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, применять меры защиты информации на ПК. Тема 2.Информационные модели (13 ч.) Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям. Формы представления моделей: таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация задач. Виды компьютерного моделирования: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Алгоритм как модель деятельности. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем. Модель процесса управления. Управление как подготовка , принятие решения и выработка управляющего воздействия. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: Определение модели. Этапы информационного моделирования на компьютере. Понятия граф, дерево, сеть. Структура таблицы, основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных. Учащиеся должны уметь: Ориентироваться в граф-моделях, строить граф-модели и табличные модели по вербальному описанию системы. Тема 3. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов. СУБД. (5 часов) Понятия и типы информационных систем, базы данных, СУБД, создание, ведение и использование БД, формирование запросов на поиск данных в среде СУБД. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: Понятие БД, модели БД, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, ключ, назначение СУБД, команды запроса на выборку данных из БД, основные логические операции, используемые в запросах. Учащиеся должны уметь: Создавать многотабличную БД средствами СУБД MS Access, реализовывать запросы на выборку данных. Тема 4. Средства и технологии обмена информацией с помощь компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 ч.) Виды компьютерных сетей, принципы их функционирования, топология локальной сети, глобальная сеть, информационные и коммуникативные службы Интернет, способы поиска информации в Интернет. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: этапы развития компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы Интернета: понятия провайдер, хост-компьютер, IP-адрес, каналы связи и их характеристики; протоколы TCP и IP; назначение коммуникационных служб Интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационных служб Интернета (служба передачи файлов, WWW); основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, гипертекст, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web-браузер, URL –адрес, HTML-протокол; правила поиска информации в WWW. Учащиеся должны уметь: Работать с электронной почтой, извлекать данные из архивных файлов; организовывать внутренние и внешние ссылки в документе, пользоваться поисковыми службами Интернета. Тема 5 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 часа) Аппаратное и программное обеспечение ПК. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: Архитектуру персонального компьютера, основные виды памяти, структуру программного обеспечения ПК. Учащиеся должны уметь: Подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения, соединять устройства ПК, производить основные настройки BIOS, работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен: знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Календарно тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» 10 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов
|