Авторы: Вонсович О.А., Попова Ю.А.
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников», Свердловская область, г. Новоуральск.
Предметная область: «Технология», дополнительное образования детей художественно-эстетической направленности
Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация: внеурочное мероприятие «Ярмарка идей», тема занятий «Декоративные композиции из нити»
Возрастная группа (класс): 13-15 лет, учащиеся 7-9 классов
Название презентации: «Декоративные композиции из нити»
Количество слайдов: 27
Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft PowerPoint 2007; слайд 16 содержит гиперссылку на файл с flash-анимацией (ганутель.swf), для просмотра которой необходим проигрыватель Adobe Flash Player. рекомендации по использованию презентации
Слайд 1
| Объявление темы занятия.
При проведении в рамках внеурочного мероприятия, данный слайд знакомит с темой занятия.
Если занятие проводится в рамках предмета «Технологии» или в объединении дополнительного образования детей, данный слайд будет скрыт, так как предлагается учащимся высказать предложения по определению темы в конце занятия, тем самым мотивируя детей на более внимательное прослушивание учебного материала.
| Слайд 2
| Иллюстрирует композиции, выполненные в различных техниках работы с нитью.
| Слайд 3
| Актуализация знаний учащихся, повторение ранее известных понятий. В слайде по ходу опроса открываются наиболее популярные ответы.
| Слайд 4
| В форме самоконтроля учащиеся уточняют известные им понятия: аппликация, изонить. Для уточнения нажимаем на фигуры «Аппликация (нажми и вспомни)» (переход на слайд №5) и «Изонить (нажми и вспомни)» переход на слайд №6.
Фигура с надписью «Ганутель (узнай новое)» осуществляет переход на слайд 7.
Указатель перехода переводит на слайд 9.
| Слайд 5
| Актуализация знаний учащихся, повторение ранее известного понятия «Аппликация». Указатель перехода возвращает на предыдущий слайд.
| Слайд 6
| Актуализация знаний учащихся, повторение ранее известного понятия «Изонить». Указатель перехода возвращает на слайд №4.
| Слайд 7
| Изучение нового материала, объясняем новое понятие «Ганутель». Указатель перехода переводит на слайд 8.
| Слайд 8
| Иллюстрирует работы мастеров в технике «ганутель».
Указатель перехода возвращает на слайд №4.
| Слайд 9
| Подготавливаем учащихся к практической работе.
| Слайд 10
| Обращение учащихся к их субъектному опыту через устный опрос. На слайде по ходу опроса открываются наиболее популярные ответы.
| Слайд 11
| Информирование о цели дальнейшей практической работы.
| Слайд 12
| Организация самостоятельной работы синхронно с педагогом.
| Слайд 13
| Закрепление изученного материала, анимация помогает выделить основные техники декорирования нитью.
| Слайд 14
| Закрепление изученного материала. В слайде открываются наиболее популярные ответы
| Слайд 15
| Закрепление изученного материала по основным понятиям, анимация помогает уточнить основные термины приемов декорирования нитью.
| Слайд 16
| Формирование новых умений. На слайде представлен видеоролик, выполненный в flash –анимации.
| Слайд 17
| Формирование умений работать в технике «ганутель».
| Слайд 18
| Формирование умений работать в технике «ганутель».
| Слайд 19
| Закрепление изученного материала на примере образца. Анимация помогает рассмотреть особенности использования приемов декорирования нитью.
| Слайд 20
| Организация деятельности для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
| Слайд 21
| Закрепление изученного материала, иллюстрация материалов и инструментов, необходимых для работы по созданию композиции из нити.
| Слайд 22
| Демонстрация творческих работ учащихся, выполненных в смешанной технике декорирования нитью.
| Слайд 23
| Организация самоконтроля учащихся.
| Слайд 24
| Рефлексия. Если учащийся в ходе рефлексии на основе социальной пробы данного занятия определил для себя достаточный уровень знаний и умений, то он завершает деятельность в данном направлении.
При решении продолжать работу, учащимся предлагается домашнее задание.
| Слайд 25
| Подведение итогов занятия.
Если занятие проводится в рамках предмета «Технология» или в объединении дополнительного образования детей, то учащиеся высказывают предложения по определению темы занятия, согласно предварительному условию в начале занятия.
| Слайд 26
| Слайд представляет домашнее задание.
| Слайд 27
| Представлен список информационных источников, которые были использованы в ходе создания данной презентации, а так же для самостоятельного выполнения учащимися декоративной композиции из нити.
|
Предлагаемая презентация предназначена для сопровождения внеурочного занятия в рамках внеурочного мероприятия «Ярмарка идей» для учащихся 7 -9 классов, где учащиеся выбирают по желанию выбранное ими направление. Мероприятие предполагает разнообразие мастер-классов.
Предложенное занятие может быть также использовано педагогами дополнительного образования, работающими по направлению декоративно-прикладного творчества.
Занятие направлено на создание условий для развития художественно-эстетического восприятия окружающего мира учащегося, его учебной мотивации, познавательных интересов и творческой деятельности посредством использования информационных технологий. Традиционно сложилось, что постоянными спутниками каждой женщины и девушки являются иголки и нити. Но нитками можно не только шить, но и создавать произведения искусства. В последнее время в моду вошли изделия, выполненные из ниток различными техниками. На данном занятии мы предлагаем рассмотреть преобразование техник по художественной обработке нитей. В практической части занятия детям предлагается попробовать работу над ганутелью.
Опорная схема занятия
| Продолжительность занятия
| 90 минут
| Цель занятия
| Образовательная цель:
- актуализировать систему представлений учащихся о приемах декорирования нитью;
-. формировать практические умения при работе с нитью.
Воспитательная:
- инициировать осознание чувств сопричастности к творчеству мастеров по ДПИ;
- воспитывать культуру сотворчества, организации индивидуальной и коллективной деятельности.
Развивающая:
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к приемам декорирования нитью;
- совершенствовать коммуникационные качества и умения;
- осуществлять педагогическую поддержку для формирования умений учащихся переносить знания и умения в новую творческую ситуацию.
| Методы обучения
| Можно условно разделить:
по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический;
по видам деятельности учащегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий.
| Организация деятельности учащихся
| Индивидуальная, групповая.
| Тип занятия
| Комбинированное.
| Использованные технологии
| Развивающего обучения, сотрудничества.
| Форма занятия
| Беседа с демонстрацией презентации, практическая работа.
| Ведущие понятия.
| Декоративные композиции из нитей, изонить, ганутель.
| Межпредметные связи
| Геометрия (работа по изонити), физика (умение пользоваться сведениями по жесткости проволоки и ее подбору), литература (умение пользоваться терминами и понятиями, помощь при выборе образа), история (умение пользоваться сведениями об истории рукоделия), технология (приемы и техника работы с нитью), МХК (умения пользоваться сведениями о работах художников и мастеров по ДПИ), ИЗО (работа над эскизами).
| Оборудование и основные источники информации
| Учебный кабинет с мини-выставкой работ, выполненных в технике декорирования нитей; персональный компьютер, мультимедийный проектор;
материал для практической работы: нити, ножницы, основа под ганутель (скрученная в пружину проволока) карандаш, ручка, бумага.
Основные источники информации:
Астратенко Ирина, Бисер и редкие рукоделия [Электронный ресурс]: Ганутель – эксклюзивное мальтийское рукоделие. - Режим доступа: Бисер и редкие рукоделия http://.beadsky.com (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экранаэ
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. – СПб.: Азбука-классика, Т.6., 2007 г.
Вонсович О.А. Художественная обработка кожи (Образовательная программа для обучающихся 10-16 лет).//«Практика административной работы в школе». – 2004. -№ 4 - с. 51 -59.
Вонсович О.А., Попова Ю.А. К вопросу о дизайн – образовании// Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции 12-13 декабря 2006 г.: В 4 ч. – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т.,2006 часть 2. - с. 8 12.
Волшебная нить. Вязание и плетение. Для начинающих [Электронный ресурс]: Аппликация из ниток. - Режим доступа: http://magicthread.ru/ , 12.06.2010 - Заголовок с экрана.
Павлова М., Черно-белые пространства Нины Буткевич, Колесо: научно-популярный иллюстрированный альманах о традиционной культуре народов Среднего Урала, Екатеринбург: «Издательство УМЦ УПИ», №1, 2012 г.
Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – М.: Изд-во «5 за знания», 2007. – 208 с.
Попов, Г.М. Мастерские декоративно-прикладного искусства ЛиК / Г.М. Попов — М.: Интербук-бизнес, 2004. — 238 с.
Толковые словари [Электронный ресурс]:- Режим доступа:Энциклопедический словарь - буква Д - Декоративное Искусство http://www.edudic.ru/bes/17711/ (дата обращения: 16.03.2012) - Заголовок с экрана.
Учебник «Технология» 5-9 классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 220с.
Шабалина, Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008. — Т. 5 — с. 402–406.
| Рекомендации на подготовительный период
| Изучается литература по теме занятия, подготавливается демонстрационный материал.
| |